город Ростов-на-Дону |
|
20 марта 2012 г. |
дело N А32-29600/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "КубаньИнвест" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2012 по делу N А32-29600/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "КубаньИнвест" к заинтересованному лицу - Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, принятое судьей Гонзусом И.П.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "КубаньИнвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановление Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края (далее - управление) от 23.08.2011 года N 002/140 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 50000 рублей (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 09.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что имеется вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того суд не нашел оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным.
Общество, не согласившись с выводами суда, обратилось в суд апелляционной инстанции в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой указывает на отсутствие вины общества, поскольку им предпринимались меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В отзыве на апелляционную жалобу управление ссылается на то, что обществом не предприняты все зависящие от него меры по исполнению положений действующего законодательства, срок исполнения обязательств по заключенному обществом с третьи лицом договора предполагает срок исполнения до 30.04.2011, в то время как срок предоставления отчетности - 30.03.2011.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, уведомили суд о возможности рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителей общества и управления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет свою деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства по созданию многоэтажного жилого комплекса в кварталах N 2 и N 3 микрорайона N 2 жилого района "Солнечный" 2-ой этап, по адресу: г. Краснодар, ул. Яна Полуяна/ул. Эльбрусская, в связи с чем, общество своевременно предоставило в управление отчетность 4 квартал 2010 года.
Однако, в составе представленной бухгалтерской отчетности отсутствовало аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности.
Управлением обществу была предоставлена отсрочка предоставления данного заключения до 03.05.2011, что не оспаривается сторонами.
Вместе с тем аудиторское заключение поступило в управление 06.05.2011, что подтверждается реестром передаваемых документов (л.д. 60).
19.07.2011 ведущим консультантом отдела методологии и анализа управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края по факту представления обществом в управление аудиторского заключения с пропуском согласованного срока, составлен протокол N 002/140 об административном правонарушении.
Допущенное обществом нарушение пункта 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 года N 645 (далее - Правила), пункта 6 части 2 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 5, 41 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 года N 43н, пункта 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 года N67н "О формах бухгалтерской отчетности организации", квалифицировано по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола под роспись вручена Ардаганьян О.Н.
Заместителем руководителя Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края 23.08.2011 года, в отсутствии законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом рассмотрены материалы административного дела, в результате чего вынесено оспариваемое постановление N 002/140 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание виде штрафа в сумме 50000 рублей.
Копия постановления направлена в адрес заявителя по почте и получена им 09.09.2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении N 33007681.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество оспорило его, подав соответствующее заявление в Арбитражный суд Краснодарского края.
Принимая решение, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в действиях общества имеется состав вмененного ему правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав административного правонарушения образует непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости согласно статье 22 Закона N 214-ФЗ осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.12.2007 N 1191 функциями соответствующего уполномоченного органа на территории Краснодарского края наделено Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона N 214-ФЗ (в ред. от 16.10.2006, действовавшей на момент получения разрешения на строительство) действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 Закона N 214-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ застройщики обязаны представлять ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пункт 2 Правил предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" (далее - Правила) предусматривает, что застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
В соответствии с пунктом 4 Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала. Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган.
Согласно пункту 6 Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган в письменной форме, форме электронного документа или электронного сообщения.
Застройщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее представления (пункт 7 Правил).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" предусмотрено, что обязательный аудит проводится в случаях если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В силу пункта 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит, в том числе из аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии.
Материалами дела подтверждается, что общество, являясь застройщиком в смысле, придаваемом Законом N 214-ФЗ, привлекало денежные средства участников долевого строительства для строительства объекта и представляло соответствующие отчеты за 4 квартал 2010 года по формам согласно приложениям N 1 - 4 к Правилам N 645. При таких обстоятельствах, общество является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения.
Подпункт 6 пункта 2 статьи 20 Закона N 214-ФЗ возлагает на застройщика обязанность предоставить для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности, а, следовательно, обязанность по проведению аудиторской проверки.
Из указанной нормы следует, что для исполнения этого требования застройщик должен ежегодно проводить аудиторскую проверку, которая является для него обязательной.
Материалы дела свидетельствуют, что аудиторское заключение застройщик за 4 квартал 2010 года представил обществом в уполномоченный орган 06.05.2011, т.е. с нарушением установленного законодательством срока и продленного соглашением сторон до 03.05.2011 года.
В подтверждении принятия всех зависящих от него мер по своевременному и полному представлению отчетности за 2010 год в уполномоченный орган, общество ссылается на договор оказания аудиторских услуг от 11.08.2010 года N А/2010-120, заключенного с ООО "Аудиторско-консалтинговый центр".
Согласно условиям данного договора исполнитель на основании представленной заказчиком информации и документов обязуется провести аудит финансово-хозяйственной деятельности общества за период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года.
Согласно протоколу согласования сроков оказания аудиторских услуг и их стоимости, являющемуся приложением к вышеуказанному договору, второй этап аудиторских услуг, включающий в себя выдачу заказчику аудиторского заключения, определен с 01.03.2011 года по 30.04.2011.
Аудиторское заключение было передано обществу исполнителем 06.05.2011.
Данный факт, по мнению общества, исключает его вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив в совокупности имеющиеся доказательства и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о том, что ссылка на заключенный договор не может свидетельствовать об отсутствии вины общества в совершенном административном правонарушении, поскольку установленный действующим законодательством срок для представления отчетности за 2010 год - 30.03.2011, согласованный сторонами - 03.05.2011, фактически исполненный - 06.03.2011.
Ненадлежащее исполнение ООО "Аудиторско-консалтинговый центр" своих гражданско-правовых обязательств не влечет за собой освобождение общества от административной ответственности, тем более, что заявитель жалобы сам согласовал срок предоставления аудиторского заключения (до 30.04.2011) уже с нарушением отведенного для этого законодателем времени (30.03.2011).
Продление установленного на законодательном уровне срока соглашением сторон также не может расцениваться в качестве обстоятельства, исключающего вину общества, поскольку данный срок также был нарушен.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проведении процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" содержится разъяснение, согласно которому при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
В апелляционной жалобе общество в обоснование своей позиции о малозначительности совершенного деяния ссылается на то, что в данном случае имеются основания для вывода об отсутствии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из степени общественной опасности правонарушения и характера вины правонарушителя, приняв во внимание представление части необходимой отчетности в срок, установленный пунктом 4 Правил N 645, последующее представление недостающей части необходимых документов, а также реальной невозможности предоставления аудиторского заключения ранее.
Совершенное заявителем правонарушение является формальным и такой признак как незначительный пропуск срока представления отчетности не является основанием для признания его малозначительным.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена с целью пресечения привлечения денежных средств граждан лицами, не имеющими права на совершение таких действий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок государственного надзора за деятельностью застройщика, ограничивает контроль со стороны государства за осуществлением деятельности, связанной с привлечением денежных средств, участников долевого строительства
Исходя из материалов данного конкретного дела, обстоятельств совершения административного правонарушения действия общества не могут быть расценены как малозначительные.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции в полном объеме исследованы фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2012 по делу N А32-29600/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Каких-либо нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проведении процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
...
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" содержится разъяснение, согласно которому при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
...
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена с целью пресечения привлечения денежных средств граждан лицами, не имеющими права на совершение таких действий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок государственного надзора за деятельностью застройщика, ограничивает контроль со стороны государства за осуществлением деятельности, связанной с привлечением денежных средств, участников долевого строительства"
Номер дела в первой инстанции: А32-29600/2011
Истец: ЗАО "КубаньИнвест"
Ответчик: Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2172/12