г. Владивосток |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А24-4100/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович
судей А.С. Шевченко, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.А.Ткаченко
при участии:
от ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому: Марьинских В.В. - удостоверение УР N 655017, доверенность от 30.12.2011 N 04-33/00007 сроком действия до 31.12.2012;
от ФГУП "Камчатский центр связи и мониторинга": Семенова Г.В. - паспорт, доверенность от 15.03.2012 N 43 сроком действия до 31.12.2012; Гордиенко Е.М. - паспорт, доверенность от 15.03.2012 сроком действия до 31.12.2012
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому
апелляционное производство N 05АП-635/2012
на решение от 02.12.2011 года
судьи А.М. Сакун
по делу N А24-4100/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ФГУП "Камчатский центр связи и мониторинга" (ИНН 4100000594, ОГРН 1024101029380)
к ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому (ИНН 4101035889, ОГРН 1044100663507) о возврате излишне уплаченной суммы налога
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Камчатский центр связи и мониторинга" (далее - ФГУП "Камчатский центр связи и мониторинга", предприятие, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску - Камчатскому об обязании произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль - 2348 910 руб. 55 коп.
Решением от 02.12.2011 года суд удовлетворил требования заявителя.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, налоговый орган указывает, что имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт пропуска ФГУП "КЦСМ" трехлетнего срока на подачу заявления с требованием о возврате из бюджета сумм переплат.
Инспекция полагает, что выписка из акта совместной сверки от 12.08.2008 года N 1011, который был подписан без разногласий главным бухгалтером ФГУП "КЦСМ" Вовк М.В., подтверждает, что именно с этого момента обществу стало известно о наличии переплаты.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представители ФГУП "Камчатский центр связи и мониторинга" на доводы апелляционной жалобы возразили. Решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.12.2011 считают законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судом апелляционной жалобы установлено следующее.
29 января 2010 года налоговым органом на основании заявления ФГУП "Камчатский центр связи и мониторинга" принято решение о зачете переплаты с налога на прибыль в сумме 714413 руб. 00 коп. в счет уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 515774 руб. 45 коп. (л.д. 17).
29 июля 2010 года налоговым органом принято решение о зачете переплаты с налога на прибыль (уплаченного за период с 01.01.2008 по 13.05.2011 в сумме 1890086 руб.) в уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 1374312 руб. (л.д. 17).
01.11.2010 налоговым органом на основании заявления предприятия принято решение о зачете переплаты с налога на прибыль в сумме 515774 руб. 45 коп. в счет уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 515774 руб. 45 коп. (л.д. 17).
01 февраля 2011 года налоговым органом совместно с предприятием произведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 30.12.2010, в ходе которой был установлены факты излишней уплаты налога на прибыль: в федеральный бюджет (переплата) в сумме 1461984 руб. (л.д. 61), о чем составлен акт N 29248 по состоянию на 01.02.2011 (л.д. 61-64) и в областной бюджет в сумме 3542 287 руб. (л.д. 66), о чем составлен также акт за N 29249 по состоянию на 01.02.2011 (л.д. 61-64)..
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения предприятия в налоговую инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль 741 964 руб. в федеральный бюджет (заявление N 18763266 от 13.05.2011,л.д. 60) и 1606946 руб. 55 коп. в областной бюджет (заявление N 18763262 от 13.05.2011, л.д. 65).
Решением от 27.05.2011 N 2149-2150 налоговый орган отказал предприятию в возврате сумм налога в связи с истечением срока, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ (л.д. 59).
Не согласившись с отказом о возврате из бюджета излишне уплаченных денежных средств в сумме 2348910 руб. 55 коп., предприятие обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный возврат или зачет сумм излишне уплаченных или взысканных налогов, пени, штрафов.
Порядок и срок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа регулируется ст. 78 НК РФ.
Реализация предусмотренного п. п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ права налогоплательщика на зачет или возврат сумм излишне уплаченных или взысканных налогов, пени, штрафа носит заявительный характер.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления налогоплательщика.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 8 статьи 78 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что моментом, когда заявитель-налогоплательщик должен был узнать о возникновении излишней уплаты налога на добавленную стоимость, является проведение сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.02.2011 которая выявила переплату суммы налога.
Вместе с тем, судом при принятии решения не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, налоговым органом при рассмотрении дела в суде первой инстанции был представлен акт совместной сверки расчетов N 1011 от 12.08.2008 года.
Данный акт был подписан без разногласий главным бухгалтером ФГУП "КЦСМ" Вовк М.В., что подтверждается подписью на указанном документе. Акт совместной сверки от 12.08.2008 года был направлен налогоплательщиком в адрес Инспекции и получен 02.09.2008 года N 34094, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции (л.д.72).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что предприятие знало об имеющейся у него переплате с 12.08.2008 года.
Суд апелляционной инстанции считает, что именно с этого момента должен исчисляться трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате (зачете) сумм переплаты, то есть в суд предприятие могло обратиться до 12.08.2011 года. При этом, с указанного момента общество не воспользовалось своим правом и не обратилось за возвратом излишне уплаченных сумм.
Кроме того, о том, что еще до проведения сверки 01.02.2011 года налогоплательщик знал об имеющейся у него переплате свидетельствует то обстоятельство, что общество в течение 2010 года неоднократно обращалось с заявлениями в налоговый орган о проведении зачетов переплаты в счет уплаты задолженности по другим налогам.
Коллегия критически относится к выводу первой инстанции о том, что акт подписан главным бухгалтером предприятия, который не является законным представителем предприятия.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.11.1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Как указывалось выше, то, что данный акт сверки был получен обществом, свидетельствует подпись должностного лица предприятия и факт направления его в адрес налогового органа. Данный акт сверки соответствует форме по КНД 1160070, утвержденной Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@ "Об утверждении формы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам".
Ссылку предприятия на представленные в материалы дела журналы регистрации корреспонденции и журнал регистрации доверенностей за 2008-2009 годы коллегия отклоняет, поскольку данные документы не опровергают факт получения предприятием акта сверки.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции от 02.12.2011 года подлежащим отмене, поскольку полагает, что материалами дела подтвержден факт пропуска предприятием срока на обращение в суд с заявлением об обязании произвести возврат излишне уплаченных налогов.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.12.2011 года по делу N А24-4100/2011 отменить.
В удовлетворении требований федерального государственного унитарного предприятия "Камчатский центр связи и мониторинга" об обязании произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль 2 348 910 рублей 55 коп. отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.С. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Реализация предусмотренного п. п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ права налогоплательщика на зачет или возврат сумм излишне уплаченных или взысканных налогов, пени, штрафа носит заявительный характер.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления налогоплательщика.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 8 статьи 78 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
...
Как указывалось выше, то, что данный акт сверки был получен обществом, свидетельствует подпись должностного лица предприятия и факт направления его в адрес налогового органа. Данный акт сверки соответствует форме по КНД 1160070, утвержденной Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@ "Об утверждении формы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам"."
Номер дела в первой инстанции: А24-4100/2011
Истец: ФГУП "Камчатский центр связи и мониторинга"
Ответчик: ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому