город Ростов-на-Дону |
|
20 марта 2012 г. |
дело N А32-6526/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2011 по делу N А32-6526/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод" ИНН 2315007476 ОГРН 1022302387172 к заинтересованному лицу - Новороссийской таможне, при участии третьего лица Управление Федерального Казначейства Минфина России по г. Москве
о признании незаконным решения, обязании произвести возврат,
принятое судьей Ивановой Н.В.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Новороссийский судоремонтный завод" (далее - ОАО "НСРЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о признании незаконным решения таможни, изложенного в письме от 31.12.2010 N 13-13/41535, выразившегося в отказе возвратить (выплатить, перечислить) из бюджета денежные средства в размере 300 000 руб., уплаченные ранее обществом в виде административного штрафа по постановлению таможни от 19.01.2009 по делу об административном правонарушении N 10317000-949/2008, признанному решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2010 по делу N А32-2904/2009-33/46-24АП-5/1040-120 АЖ незаконным, обязании произвести возврат (перечисление) из бюджета обществу денежных средств в размере 300 000 руб., уплаченные ранее ОАО "НСРЗ" в виде административного штрафа по постановлению таможни от 19.01.2009 по делу об административном правонарушении N 10317000-949/2008.
Заявленные требования мотивированы тем, что общество произвело уплату административного штрафа, в размере 300 000 рублей по реквизитам указанным в постановлении таможни по вступлении в законную силу постановления от 19.01.2009 по делу об административном правонарушении N 10317000-949/2008, впоследствии признанному незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального Казначейства Минфина России по г. Москве (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2011 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что отказывая в возврате излишне уплаченных платежей, таможенный орган не может ссылаться на несоблюдение обществом процедурных норм Приказа ГТК РФ от 25.05.2004 N 607.
Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт в связи с нарушением норм материального права - применением не подлежащих применению нормативных актов. По мнению таможни, к спорным правоотношениям подлежала применению глава 33 Таможенного кодекса Российской Федерации, и, соответственно, Приказ ГТК РФ от 25.05.2004 N 607.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить судебный акт без изменения, указывает на определение в нормативном порядке администратора в отношении денежных штрафов за нарушение таможенного дела, а также порядка возврата излишне уплаченных сумм.
В судебное заседание общество, таможня и управление представителей не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением от 19.01.2009 по делу об административном правонарушении N 10317000-949/2008 общество было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Указанное постановление обжаловано ОАО "НСРЗ" в судебном порядке (дело N А32-2904/2009-33/46-24АП-5/1040-120 АЖ).
Решением первой инстанции от 30.03.2009, оставленном без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.08.2009, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В связи с вступлением решения в законную силу, ОАО "НСРЗ" платежным поручением от 16.09.2009 N 2984 произвело уплату административного штрафа в размере 300 000 рублей по реквизитам, указанным в постановлении таможни.
Одновременно судебные акты по делу N А32-2904/2009-33/46-24АП-5/1040-120 АЖ обжалованы ОАО "НСРЗ" в кассационном порядке.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.11.2009 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
По результатам нового рассмотрения дела решением первой инстанции 27.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2010, постановление таможни от 19.01.2009 по делу об административном правонарушении N 10317000-949/2008 признано незаконным и подлежащим отмене.
ОАО "НСРЗ" направило в Новороссийскую таможню заявление от 29.11.2010 N 02/2-2802 о возврате на расчетный счет 300 000 руб. административного штрафа, уплаченного на основании отмененного постановления таможни.
Новороссийская таможня письмом от 13.12.2010 N 13-13/38578 уведомила ОАО "НСРЗ" о том, что порядок возврата денежных средств регламентирован Приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления" (далее - Приказ N 607) и соответствующие средства могут быть возвращены обществу только при предоставлении определенного пакета документов, указанного в названном Приказе.
Посчитав уведомление таможни от 13.12.2010 N 13-13/38578 необоснованным, общество письмом от 20.12.2010 возвратило таможне заявление о возврате уплаченного штрафа и приложенные к нему документы. В ответ таможня письмом от 31.12.2010 N 13-13/41535 направила в адрес ОАО "НСРЗ" решение о невозможности возврата денежных средств, административного штрафа в сумме 300 000 руб., уплаченного по постановлению таможни от 19.01.2009 по делу N 10317000-949/2008 на основании пакета документов, представленного ОАО "НСРЗ", в связи с необходимостью соблюдения порядка возврата установленного Приказом ГТК России N 607 и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В связи с несогласием с решением таможни по отказу в возврате уплаченного штрафа на основании представленных ОАО "НСРЗ" документов и установлении дополнительных требований для его возврата, выраженных в письмах N 13-13/38578 от 13.12.2010 и 13-13/41535 от 31.12.2010 незаконными и необоснованными, общество обратилось с настоящими требованиями в Арбитражный суд Краснодарского края.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции верно установил закон, подлежащий применению.
По мнению таможни, спорные правоотношения подлежат регулированию Приказом N 607 и Законом N 311-ФЗ, согласно которым устанавливается порядок возврата (зачета) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Между тем, суд первой инстанции исходил из того, что к отношениям по возврату административного штрафа не может применяться Приказ N 607, как не предусматривающий возврат (зачет) административных штрафов. Поскольку указанный Приказ не содержит упоминания о возврате уплаченных административных штрафов, применение его по аналогии к данным правоотношениям не допускается.
При рассмотрении настоящего спора апелляционная коллегия полагает необходимым исходить из следующего.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
К неналоговым доходам бюджетов, помимо иных, относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия (пункт 3 статьи 41 БК РФ).
Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение таможенного законодательства подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов (статья 46 БК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Как указано в пункте 4 статьи 154 БК РФ, органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные названным Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете (пункт 2 статьи 20 БК РФ).
Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета утвержден Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", а также приложением N 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н; аналогичные субъекты определены в приказе Минфина от 30.12.2009 N 150н на 2010 год (далее - Указания).
Согласно Указаниям главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, определяющий перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и (или) являющийся администратором доходов бюджета.
Код главного администратора доходов бюджета (1 - 3 разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.
Администраторами доходов бюджетов являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приведенные в Указаниях бюджетные полномочия главного администратора и администратора доходов бюджета согласуются соответственно с пунктами 1 и 2 статьи 160.1 БК РФ.
Согласно приложению 6 к Указаниям ФТС как главному администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации присвоен код главы 153, а также закреплен такой вид доходов федерального бюджета, как "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение таможенного дела (таможенных правил)" по коду 153 1 16 04000 01 0000 140.
Согласно приказу ФТС от 23.12.2008 N 1645 и Перечню главных администраторов доходов федерального бюджета Новороссийская таможня является администратором доходов федерального бюджета.
При таком правовом регулировании суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможня, осуществляя начисление, учет и взыскание административных штрафов, является в 2009-2011 г.г. администратором данного вида доходов бюджета, а соответственно, именно у данного органа возникла обязанность по решению вопроса о возврате необоснованно уплаченного заявителем штрафа.
Поскольку обществом соблюден порядок обращения к администратору доходов федерального бюджета, суд первой инстанции правомерно разрешил вопрос об обязании таможни возвратить обществу денежные средства в размере 300 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2011 по делу N А32-6526/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Как указано в пункте 4 статьи 154 БК РФ, органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные названным Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете (пункт 2 статьи 20 БК РФ).
Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета утвержден Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", а также приложением N 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н; аналогичные субъекты определены в приказе Минфина от 30.12.2009 N 150н на 2010 год (далее - Указания).
...
Приведенные в Указаниях бюджетные полномочия главного администратора и администратора доходов бюджета согласуются соответственно с пунктами 1 и 2 статьи 160.1 БК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А32-6526/2011
Истец: ОАО "Новороссийский судоремонтный завод"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: Управление Федерального Казначейства Минфина России по г. Москве, Новороссийская Таможня
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1938/12