город Воронеж |
|
20 марта 2012 г. |
Дело N А35-7705/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в Курской области (межрайонное) на решение арбитражного суда Курской области от 28.12.2011 по делу N А35-7705/2011 (судья Морозова М.Н.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Емельяновой Валерии Сергеевны (ОГРН 306461922200028) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в Курской области (межрайонное) о признании незаконными ненормативных актов органа Пенсионного фонда,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в Курской области (межрайонное): представители не явились, извещено надлежащим образом,
от индивидуального предпринимателя Емельяновой Валерии Сергеевны: представители не явились, извещена надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Емельянова Валерия Сергеевна (далее - предприниматель Емельянова В.С., предприниматель) обратилась в арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнений) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в Курской области (межрайонное) (далее - управление Пенсионного фонда, фонд) о признании незаконными требования от 25.04.2011 N 05601640025425 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" и постановления от 25.05.2011 N 05601690002372 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)" о взыскании 12 365,04 руб.
Решением арбитражного суда Курской области от 28.12.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, требование от 25.04.2011 N 05601640025425 и постановление от 25.05.2011 N 05601690002372 признаны незаконными.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, в связи с чем просит отменить решение арбитражного суда Курской области от 28.12.2011 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает на соблюдение им порядка взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней по страховым взносам, установленного Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования", который не предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей за период, в течение которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования.
При этом управление Пенсионного фонда указывает, что Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 26.09.2005, предусматривавшие освобождение плательщиков страховых взносов от уплаты фиксированного платежа за период, в течение которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет, не применяются в отношении страховых взносов, уплачиваемых на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования" в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В этой связи фонд полагает, что предприниматель Емельянова В.С. обязана была в период, в течение которого она не осуществляла предпринимательскую деятельность по причине временной нетрудоспособности по беременности и родам и ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, исчислить и уплатить страховые взносы из стоимости страхового года за 2010 год в полном объеме, в связи с чем требование и постановление фонда о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества плательщика страховых взносов являются законными и обоснованными.
Предприниматель Емельянова В.С. в представленном отзыве возразила против доводов апелляционной жалобы, указав, что решение арбитражного суда Курской области от 28.12.2011 является законным, в связи с чем апелляционная жалоба фонда удовлетворению не подлежит.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители предпринимателя Емельяново В.С. и управления Пенсионного фонда, извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, не явились. От фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Поскольку в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции следует изменить.
Как установлено судом области и следует из материалов дела, Емельянова Валерия Сергеевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 10.08.2006 и с 14.08.2006 состоит на учете в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, а также в территориальном фонде обязательного медицинского страхования, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 46 N 001314395.
Управление Пенсионного фонда, установив факт неуплаты предпринимателем Емельяновой В.С. страховых взносов за 2010 год, выставило предпринимателю требование N 05601640025425 от 25.04.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым предлагалось в срок до 17.05.2011 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 10 392 руб. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 7 274,40 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 3 117,60 руб.), на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 571,56 руб., на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 039,20 руб., а также пени в Пенсионный фонд в сумме 313,66 руб. (в том числе на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 219,56 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 94,10 руб.), пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 17,25 руб., пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 31,37 руб.
Согласно представленному в суд первой инстанции управлением Пенсионного фонда расчету суммы недоимки по страховым взносам, изложенному в отзыве от 07.10.2011 (исх. N 09/15366), в требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 05601640025425 от 25.04.2011 включена задолженность по страховым взносам за 2010 год, исчисленная исходя из стоимости страхового года.
Так как требование управления Пенсионного фонда N 05601640025425 об уплате страховых взносов и соответствующих им пеней в установленный срок предпринимателем в добровольном порядке исполнено не было, руководитель управления вынес постановление от 25.05.2011 N 05601690002372 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)", в соответствии с которым с Емельяновой В.С. подлежат взысканию 7 274,40 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, 3 117,60 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, 571,56 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 1 039,20 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также 219,56 руб. пеней на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 94,10 руб. пеней на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, 17,25 руб. пеней на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 31,37 руб. пеней на недоимку по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Не согласившись с требованием от 25.04.2011 N 05601640025425 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" и постановлением от 25.05.2011 N 05601690002372 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)", предприниматель Емельянова В.С. обратилась в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений) о признании их незаконными.
Суд первой инстанции, придя при рассмотрении спора к выводу об отсутствии у предпринимателя Емельяновой В.С. в 2010 году обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как в указанном периоде предпринимателем не осуществлялась предпринимательская деятельность в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, удовлетворил требования предпринимателя Емельяновой В.С., признав требование от 25.04.2011 N 05601640025425 и постановление от 25.05.2011 N 05601690002372 незаконными.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01.01.2010 (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Закон N 167-ФЗ) лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 14 этого же Закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
24.07.2009 был принят и 01.01.2010 вступил в законную силу Федеральный закон N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
При этом Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ был введен новый порядок уплаты страховых взносов, согласно которому размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, не являющимся работодателем, определяется исходя из стоимости страхового года.
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2010) страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 названного Федерального закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Ранее, до 01.01.2010, пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусматривалось, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 названного Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливался исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона N 167-ФЗ).
Таким образом, с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа были отменены с 01.01.2010.
Также Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ не предусматривается освобождение индивидуальных предпринимателей, временно не осуществляющих свою предпринимательскую деятельность по различным причинам, в том числе по причине временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами и ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Вместе с тем, несмотря на это, остались неизменными положения Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", касающиеся порядка зачета нестраховых периодов в страховой стаж и финансирования расходов фонда в связи с этим за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Согласно пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ установлено, что такими периодами, в частности, являются: период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособия по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком относятся к пособиям по государственному страхованию.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу об отсутствии у предпринимателя обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как в период нахождения предпринимателя в отпуске по беременности и родам, так и в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.
При этом пунктом 21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, установлено, что период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности подтверждается документом работодателя либо территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о периоде выплаты указанного пособия.
Условия и порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам регламентированы Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих медицинскому страхованию".
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В силу пункта 22 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет.
В качестве указанных документов могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения.
Кроме того, обращающийся за установлением трудовой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о том, кому из родителей следует засчитывать в страховой стаж период ухода за ребенком.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 182-О указано, что предписания статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и об условиях такого зачета распространяются на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", включая лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, - каких-либо исключений в отношении этой категории данным Федеральным законом не установлено. Определяя порядок выделения средств федерального бюджета на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого лица периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и расчета объема этих средств, федеральный законодатель не предусматривает специальные нормы и условия возмещения применительно к индивидуальным предпринимателям.
Следовательно, положения статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, предусматривающие взимание с индивидуальных предпринимателей страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не могут истолковываться как ограничивающие право данной категории застрахованных лиц на зачет в страховой стаж периода временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами и ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности), либо устанавливающие иные, ухудшающие их положение, условия реализации данного права по сравнению с тем, как они определены действующим пенсионным законодательством для лиц, работающих по трудовому договору.
Нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 12.05.2005 N 182-О, не предполагают взимания с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с временной нетрудоспособностью, обусловленной беременностью и родами и в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, выявленный в названном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, которые установлены в соответствии с Федеральными законами от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате страховой части трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от17.12.2001 N 173-ФЗ, а также средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок выделения средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящим пунктом, и порядок расчета объема этих средств определяются федеральным законом (пункт 2 статьи 17 Закона N 167-ФЗ).
На основании Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан" на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий, связанных с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, перечисленных в статье 2 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ, Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета.
При этом, согласно статье 3 названного Федерального закона, сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, исходя из которого ему исчисляется страховая часть трудовой пенсии.
Как установлено материалами дела, 29.03.2010 Емельяновой В.С. выдан листок нетрудоспособности ВФ N 8694994 по месту работы (индивидуальный предприниматель Емельянова В.С.) на период с 29.03.2010 по 15.08.2010 в связи с отпуском по беременности и родам.
11.06.2010 у Емельяновой В.С. родился сын - Примак Илья Анатольевич, что подтверждается копией свидетельства о рождении I-ЖТ N 715099 от 20.07.2010.
Согласно справке от 28.11.2011 N 1731, выданной управлением социальной защиты населения администрации Обоянского района Курской области, Емельяновой В.С. было начислено ежемесячное пособие при рождении ребенка за период с 11.06.2010 по 10.06.2013 в сумме 2 000 руб. и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 11.06.2010 по 11.12.2011 в сумме 4 388,67 руб.
В справке, выданной по месту работы супруга Емельяновой В.С. - Примак А.Г. (копия свидетельства о заключении брака I-ЖТ N 643052) указано, что в отпуске по уходу за ребенком (Примак И.А., 11.06.2010 года рождения) он не находился и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет не получал. При этом согласно представленной в материалы дела копии трудовой книжки ТК-III N 0992931, Примак А.Г., начиная с 01.11.2010 по 04.08.2011 работал в обществе с ограниченной ответственностью "Акватон", а с 01.09.2011 и по настоящее время - в филиале открытого акционерного общества "ОЭК-НВ1". В справе инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 05.08.2010 N 12914 также сообщается об отсутствии в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений о приобретении Примак А.Г. статуса индивидуального предпринимателя или главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Факт неосуществления Емельяновой В.С. в 2010 году предпринимательской деятельности в связи с временной нетрудоспособностью по беременности и родам и осуществлением ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет органом Пенсионного фонда не оспаривается.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у предпринимателя Емельяновой В.С. обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за период, в течение которого предпринимательская деятельность ею не осуществлялась в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Вместе с тем, признавая по указанному основанию незаконными требование от 25.04.2011 N 05601640025425 и постановление от 25.05.2011 N 05601690002372 в полном объеме, суд области не учел то обстоятельство, что указанные нестраховые периоды, зачитываемые в страховой стаж, в рассматриваемом случае по своей продолжительности не равняются всему расчетному периоду 2010 год, за который управлением Пенсионного фонда начислены и взыскивались страховые взносы.
Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
При этом, как следует из части 3 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Аналогичный порядок исчисления страховых взносов установлен частью 4.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (введенной Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ) при прекращении указанными плательщиками страховых взносов предпринимательской либо иной профессиональной деятельности после начала очередного расчетного периода.
Указанный порядок, исходя из сходства существа правоотношений, может быть определен также при определении обязанности по уплате страховых взносов лицами, имеющими право на зачет в счет страхового стажа нестраховых периодов.
Как указано в части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 названного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2009 года был установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 330 руб. в месяц.
На основании пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в 2010 году для всех плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 данной статьи, применяется тариф страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 20%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1,1%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в размере 2%.
Исходя из приведенных норм, стоимость страхового года для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, составляет 10 392 руб. для страховых взносов Пенсионный фонд Российской Федерации (4 330 руб. х 20% х 12 мес.), 571,56 руб. для страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (4 330 руб. х 1,1% х 12 мес.), 1 039,20 руб. для страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (4 330 руб. х 2% х 12 мес.).
Материалами дела установлено, что в связи с уходом в отпуск по беременности и родам индивидуальный предприниматель Емельянова В.С., являвшаяся плательщиком единого налога на вмененный доход, прекратила осуществление предпринимательской деятельности с 29.03.2010, а именно, в период с 29.03.2010 по 15.08.2010 Емельянова В.С. находилась в отпуске по беременности и родам; с 11.06.2010 по 11.12.2011 - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Следовательно, с учетом фактического периода осуществления предпринимательской деятельности, предприниматель Емельянова В.С. обязана была уплатить страховые взносы за период осуществления ею предпринимательской деятельности, т.е. с 01.01.2010 по 28.03.2010 (3 месяца), что составляет 2 903,46 руб., из которых 2 514 руб. - в Пенсионный фонд Российской Федерации, 138,26 руб. - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 251,20 руб. - в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Обязанность по уплате страховых взносов в период нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком у предпринимателя отсутствовала, соответственно, у фонда не имелось оснований для начисления ей страховых взносов за период с 29.03.2010 по 31.12.2010 в Пенсионный фонд Российской Федерации - в сумме 7 878 руб. (10 392 руб. - 2 514 руб.), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 433,30 руб. (571,56 руб. - 138,26 руб.), в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 788 руб. (1 039,20 руб. - 251,20 руб.), а всего - в сумме 9 099,30 руб.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 212-ФЗ органу Пенсионного фонда предоставлено право принудительного бесспорного взыскания с плательщика страховых взносов в порядке, установленном статьями 19 и 20 названного Закона в случае наличия у него недоимки по страховым взносам, под которой понимается неуплата или неполная уплата страховых взносов в установленный срок.
В частности, на основании статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ орган Пенсионного фонда обязан направить плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в течение трех месяцев со дня выявления недоимки; на основании статьи 19 Закона - принять решение о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств; на основании статьи 20 Закона - при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя - принять решение о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки орган Пенсионного фонда имеет право начислить плательщику страховых взносов пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты (пункт 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ), взыскиваемые в том же порядке, что и недоимка.
Поскольку условием начисления пеней и условием возбуждения процедуры принудительного взыскания страховых взносов является наличие у плательщика недоимки по уплате страховых взносов, а в рассматриваемом случае, в связи с отсутствием у предпринимателя Емельяновой В.С. обязанности по уплате страховых взносов за период с 01.01.2010 по 28.03.2010, у нее отсутствует недоимка по страховым взносам за указанный период, то у фонда не имелось оснований для осуществления предусмотренных названными положениями Федерального закона N 212-ФЗ процедур принудительного взыскания в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 7 878 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 433,30 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 788 руб., а также для начисления и взыскания пеней в сумме 238,38 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов по обязательное пенсионное страхование, в сумме 13,11 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 23,84 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что требование от 25.04.2011 N 05601640025425 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" и постановление от 25.05.2011 N 05601690002372 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)" государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в Курской области (межрайонное) подлежали признанию незаконными только в части взыскания суммы страховых взносов 9 099,30 руб. (в том числе, в Пенсионный фонд Российской Федерации - 7 878 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 433,30 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 788 руб.) и пеней в сумме 275,33 руб. (в том числе, в Пенсионный фонд Российской Федерации - 238,38 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 13,11 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 23,84 руб.), а всего - в сумме 9374,63 руб.
В остальной части взыскание с предпринимателя Емельяновой В.С. на основании указанных ненормативных актов органа Пенсионного фонда страховых взносов в общей сумме 2 903,46 руб. (в том числе, 2 514 руб. - в Пенсионный фонд Российской Федерации, 138,26 руб. - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 251,20 руб. - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования) и пеней в общей сумме 86,95 руб. (в том числе, 75,28 руб. - в Пенсионный фонд Российской Федерации, 4,14 руб. - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 7,53 руб. - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования) является законным.
Поскольку решением арбитражного суда Курской области от 28.12.2011 требования предпринимателя Емельяновй В.С. были удовлетворены полностью, а именно, требование от 25.04.2011 N 05601640025425 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" и постановление от 25.05.2011 N 05601690002372 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)" о взыскании 12 365,04 руб. признаны незаконными полностью, то решение суда области подлежит изменению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого государственные органы и органы местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 150, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в Курской области (межрайонное) удовлетворить частично, решение арбитражного суда Курской области от 28.12.2011 по делу N А35-7705/2011 изменить.
Признать незаконными требование от 25.04.2011 N 05601640025425 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" и постановление от 25.05.2011 N 05601690002372 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)" государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в Курской области (межрайонное) в части взыскания суммы страховых взносов 9 099,30 руб. (в том числе, в Пенсионный фонд Российской Федерации - 7 878 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 433,30 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 788 руб.) и пеней в сумме 275,33 руб. (в том числе, в Пенсионный фонд Российской Федерации - 238,38 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 13,11 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 23,84 руб.).
В удовлетворении остальной части заявленных требований индивидуальному предпринимателю Емельяновой Валерии Сергеевне отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки орган Пенсионного фонда имеет право начислить плательщику страховых взносов пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты (пункт 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ), взыскиваемые в том же порядке, что и недоимка.
Поскольку условием начисления пеней и условием возбуждения процедуры принудительного взыскания страховых взносов является наличие у плательщика недоимки по уплате страховых взносов, а в рассматриваемом случае, в связи с отсутствием у предпринимателя Емельяновой В.С. обязанности по уплате страховых взносов за период с 01.01.2010 по 28.03.2010, у нее отсутствует недоимка по страховым взносам за указанный период, то у фонда не имелось оснований для осуществления предусмотренных названными положениями Федерального закона N 212-ФЗ процедур принудительного взыскания в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 7 878 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 433,30 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 788 руб., а также для начисления и взыскания пеней в сумме 238,38 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов по обязательное пенсионное страхование, в сумме 13,11 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 23,84 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования."
Номер дела в первой инстанции: А35-7705/2011
Истец: Емельянова В. С.
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курской области (межрайонное), УПФР в Курской обл.(межрайонное)
Третье лицо: ГУ УПФР РФ по Курской области
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-836/12