г. Санкт-Петербург |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А56-55030/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, О. В. Горбачевой,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем А. И. Душечкиной,
при участии:
от истца (заявителя): В. В. Харьков, доверенность от 01.11.2011;
от ответчика (должника): М. Е. Щетинина, доверенность от 24.11.2011 N 07-14/43;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1668/2012) Межрайонной ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2011 по делу N А56-55030/2011 (судья А. Г. Сайфуллина), принятое
по иску (заявлению) ООО "Драйв-Ф"
к Межрайонной ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Драйв-Ф" (ОГРН 1117847072738, адрес 197342, Санкт-Петербург, Лисичанская ул., д. 6, литер А) (далее - заявитель, Общество, ООО "Драйв-Ф") обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (ОГРН 1047824368998, адрес 197183, Санкт-Петербург, Савушкина ул., д. 71, лит. А) (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ N 26 по СПб, ответчик) о признании незаконным бездействия, выраженного в отказе в принятии решения о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению за 3 квартал 2009, об обязании Инспекцию устранить допущенные нарушения прав Общества путем возврата на его расчетный счет из федерального бюджета НДС за 3 квартал 2009 в размере 34492451 руб.
Решением суда первой инстанции от 02.12.2011 требования удовлетворены; признано незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в непринятии решения о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению по налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2009; на Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата на его расчетный счет в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ, из федерального бюджета НДС за 3 квартал 2009 в размере 34492451 руб.
В апелляционной жалобе МИФНС РФ N 26 по СПб просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что уведомление от 22.06.2011 N 74 относится к налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2010 и не относится к периоду спора; уведомление об уточнении налоговой декларации от 22.06.2011 N 73 (3 квартал 2009) было получено, поскольку Общество представило его в дело; при вскрытии конверта, полученного Инспекцией от Общества, было обнаружено, что налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2010 - 1 лист, за 3 квартал 2009 - 1 лист и дискета, поэтому Инспекцией был составлен и направлен в адрес Общества акт об отсутствии вложений от 21.05.2011; Инспекцией 21.06.2011 декларация по НДС за 3 квартал 2009 была принята и в адрес Общества направлено уведомление от 22.06.2011 N 73, поскольку Общество не приняло мер по внесению соответствующих исправлений в декларацию, налоговый орган действовал согласно пункту 153 Административного регламента; декларация оформлена ненадлежащим образом; отказ Инспекцией в принятии решения не подтвержден.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.05.2011 Общество направило в Инспекцию корректирующую налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2009, в которой был заявлен к возмещению налог в сумме 34492451 руб. Декларация за 3 квартал 2009 была получена Инспекцией 21.06.2011. Согласно описи вложений в почтовое отправление в налоговый орган 08.05.2011 направлялись уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2009 на двух листах, уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2010 на двух листах, дискета.
Общество представило письмо от 05.08.2011 о возврате НДС за 3 квартал 2009 в сумме 34492451 руб. на основании статьи 176 НК РФ.
Инспекция письмом от 09.08.2011 N 1540 сообщила Обществу о том, что исполнить письмо от 05.08.2011 о возврате НДС не представляется возможным, поскольку в представленной уточненной декларации за 3 квартал 2009 года номер корректировки 2 неверно заполнены реквизиты.
Инспекция ссылалась на то, что уточненная налоговая декларация за 3 квартал 2009 была представлена Обществом не в полном объеме, о чем Общество было извещено уведомлением от 22.06.2011 N 73. 08.07.2011 Инспекцией была получена еще одна уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2009 с приложением необходимых документов.
Инспекцией был составлен акт от 21.05.2011, из текста которого следует, что документы, фактически вложенные в письмо, полученное Инспекцией 21.06.2011, не соответствуют описи.
Согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Пунктом 2 статьи 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Согласно пункту 8 статьи 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Доказательств направления Обществу уведомления от 22.06.2011 N 73, содержащих дату отправки документа, в материалах дела не имеется. То обстоятельство, что Общество представило в дело копию уведомления от 22.06.2011 N 73, не свидетельствует о своевременном направлении Обществу такого уведомления, равно как и о соблюдении Инспекцией положений статьи 88 НК РФ.
Акт об отсутствии документов, согласно которому при вскрытии почтового отправления 21.05.2011 обнаружено, что налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2009 представлена на 1 листе, составлен Инспекцией 21.05.2011, в то время как сама декларация поступила в Инспекцию 21.06.2011. Доказательств направления данного акта Обществу Инспекция не представила.
Пунктом 9.1. статьи 88 НК РФ установлено, что в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации.
Вместе с тем, Инспекция документально не подтвердила, что Обществом 28.06.2011 была направлена, а Инспекцией была получена 08.07.2011 еще одна уточненная налоговая декларация за 3 квартал 2009.
Доказательств того, что налоговым органом была проведена проверка уточненной налоговой декларации, представленной 08.07.2011, либо декларации, представленной 08.05.2011 в сроки, установленные статьей 88 НК РФ, в материалах дела не имеется.
Следовательно, налоговым органом было допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению по налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2009.
При этом, суд правомерно удовлетворил требования Общества именно в указанной формулировке, поскольку она прямо следует из мотивировочной части заявления и представленных в материалы дела доказательств, пояснений Общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно статьей 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ.
Пунктом 9 статьи 176 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В результате совершения Обществом в 3 квартал 2009 финансово-хозяйственных операций по приобретению различных товаров, принятия таких товаров на учет, у Общества возникло право на применение налогового вычета по НДС и на возмещение за указанный период НДС в сумме 34492451 руб.
Первичные документы в подтверждение заявленного вычета и НДС к возмещению были направлены Обществом в Инспекцию 05.08.2011, что подтверждается квитанцией Express.ru N 857916.
Общество представило в материалы дело копии документов в подтверждение финансово-хозяйственных операций в спорном налоговом периоде, повлекших предъявление налогоплательщиком НДС к возмещению из бюджета.
Каких-либо дефектов представленных документов апелляционным судом не установлено, налоговый орган на дефекты первичных документов Общества не ссылался.
В постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Инспекцией не представлено доказательств недостоверности, неполноты и (или) противоречивости сведений, содержащихся в представленных Обществом документах.
При таких обстоятельствах, требование Общества о возврате в порядке статьи 176 НК РФ на его расчетный счет НДС в размере 34492451 руб. за 3 квартал 2009 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2011 по делу N А56-55030/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 9 статьи 176 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
...
В постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Инспекцией не представлено доказательств недостоверности, неполноты и (или) противоречивости сведений, содержащихся в представленных Обществом документах.
При таких обстоятельствах, требование Общества о возврате в порядке статьи 176 НК РФ на его расчетный счет НДС в размере 34492451 руб. за 3 квартал 2009 является обоснованным и подлежит удовлетворению."
Номер дела в первой инстанции: А56-55030/2011
Истец: ООО "Драйв-Ф"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N26 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1668/12