г.Ессентуки |
|
10 августа 2009 г. |
Дело N А77-521/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2009.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей Винокуровой Н.В., Жукова Е.В. (докладчик), при ведении протокола секретарем судебного заседания Шестаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ЗАО "Научно-производственная фирма "Адилат"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике,
Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости (г.Москва),
Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике
о признании незаконными действий должностного лица по отказу в перерегистрации права на земельный участок и возмещения убытков,
при участии представителей:
- Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике - Тарамова Р.А. (доверенность N 01-00-15/262 от 29.04.2009),
- Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Чеченской Республике - Тарамова Р.А. (доверенность N 06-05/60-229 от 23.04.2009),
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Научно-производственная фирма "Адилат" (далее по тексту - ЗАО "Адилат") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконными действий руководства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики, выразившихся в уклонении от перерегистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком мерою 235 га, расположенным в границах госхоза "Атагинский Грозненского района Чеченской Республики, а также возмещении материального ущерба в сумме 3 270 000 рублей, причиненного в результате этих действий.
По утверждению истца, в связи с проводимой в республике перерегистрацией землепользователей, ЗАО "Адилат" в июле 2000 года представило в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики необходимые документы, однако руководство Комитета по надуманным причинам уклонялось от перерегистрации права общества на используемый земельный участок, причинив своими действиями (бездействием) материального ущерба в размере 3 270 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 25.04.2007 в удовлетворении иска ЗАО "Адилат" отказано со ссылкой на недоказанность заявленных требований.
Постановлением Шестнадцатого апелляционного арбитражного суда от 21.09.2007 решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 25.04.2007 оставлено без изменения.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 21.01.2008 судебные акты первой и апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия. Суду первой инстанции при новом рассмотрении предложено рассмотреть требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) Управления Роснедвижимости по Чеченской Республике по отказу в перерегистрации земельного участка; дать оценку письмам Управления Роснедвижимости по Чеченской Республике по вопросам перерегистрации права заявителя на земельный участок; дать оценку доводам ответчика о недоказанности размера убытков; дать оценку документам, представленным истцом в подтверждение прав на земельный участок; рассмотреть доводы о подложности приказа Минсельхоза Чеченской Республики от 24.02.2005 N 14-п, признавшего недействительным акт обследования земельных угодий от 30.03.2002 N 12, а также дать оценку относимости указанного акта к заявленным ЗАО "Адилат" требованиям о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике.
Определением арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.03.2008 дело N А18-396/05 в порядке статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлено в Арбитражный суд Чеченской Республики, принято последним к производству с присвоением делу номера А77-521/08.
В ходе повторного рассмотрения дела в суде первой инстанции ЗАО "Адилат" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило суд признать действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике по отказу в перерегистрации земельного участка площадью 235 га, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования незаконными, не соответствующими требованиям пункта 3 стать 35 Конституции Российской Федерации, пункту 3 статьи 20 земельного кодекса Российской Федерации и распоряжениям Главы Администрации Чеченской Республики N 36 от 20.07.2000 и N 503 от 13.11.2000, а также обязать Управление возместить причиненный обществу материальный ущерб в сумме 3 270 000 рублей.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике в отзыве на исковое заявление просило в удовлетворении заявленных ЗАО "Адилат" требований отказать в полном объеме, Поскольку Управление не является распорядительным органом в области земельных правоотношений.
Решением от 24.02.2009 Арбитражный суд Чеченской Республики отказал в удовлетворении требований ЗАО "Адилат" о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике по уклонению от перерегистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и взыскании материального ущерба в размере 3 270 000, взыскал с ЗАО "Адилат" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 27 850 рублей, сославшись на пропуск истцом срока исковой давности, также то обстоятельство, что истец не доказал наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и заявленным материальным ущербом.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.02.2009, ЗАО "Адилат" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права.
Установив, что решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.02.2009 принято с нарушением норм процессуального права, выразившимся в рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 17.06.2009 перешел к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, назначив дело к судебному разбирательству в открытом судебном заседании на 06.07.2009.
В связи с отсутствием сведений об извещении Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике о времени и месте судебного разбирательства определением от 06.07.2009 рассмотрение дела отложено на 03.08.2009.
Изучив материалы дела, доводы искового заявления ЗАО "Адилат" и отзыва на него, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ЗАО "Адилат" требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением кабинета министров Чеченской Республики Ичкерия от 07.10.1998 N 363 "О выделении земельных участков" ЗАО "Адилат" передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 235 га пашни госхоза "Атагинский" Грозненского района для организации плодопитомника.
На основании вышеуказанного постановления Департаментом земельных ресурсов Чеченской Республики Ичкерия ЗАО "Адилат" выдано свидетельство на право пользования землей от 25.10.1998 N 71.
Распоряжениями Главы Администрации Чеченской Республики N 112 от 03.06.2000, N 36 от 20.07.2000 и N 503 от 13.11.2000 на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики возложена обязанность до 31.12.2000 года провести инвентаризацию приусадебного фонда, крестьянских (фермерских) хозяйств и других землепользователей. Задачей указанной перерегистрации являлся учет землепользователей и документирование их прав путем выдачи временных свидетельств на право пользования земельным участком. Для получения указанного свидетельства землепользователю было необходимо представить в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики акт комиссии о целевом использовании земельного участка и правоустанавливающие документы на него.
31.07.2000 комиссией во главе с госинпектором по землепользованию и охране земель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики составлен акт о том, что ЗАО "Адилат" использует землю по целевому назначению, в связи с чем целесообразно выдать обществу свидетельство на право пользования землей.
Указанный акт представлен обществом в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики в целях перерегистрации права на земельный участок и получения временного свидетельства о праве пользования на него.
Письмом от 12.08.2002 N 95 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики информировал истца о невозможности произвести перерегистрацию права на земельный участок без правоустанавливающих документов.
Считая, что указанные действия (бездействие) руководства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики незаконны и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также причинили обществу материальный ущерб в сумме 3 270 000 рублей, ЗАО "Адилат" обратилось в арбитражный суд.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ЗАО "Адилат" уточнило исковые требования, заменив надлежащего ответчика по делу - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики - на ненадлежащего ответчика - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике. Поскольку Арбитражным судом Республики Ингушетия от 29.10.2004 по делу N А18-1440/04 уже рассматривались аналогичные требования ЗАО "Адилат" к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики, апелляционный суд не предлагает истцу заменить ненадлежащего ответчика на надлежащего и рассматривает уточненные исковые требования общества о признании действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике по отказу в перерегистрации земельного участка площадью 235 га, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования незаконными, не соответствующими требованиям пункта 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, пункту 3 статьи 20 земельного кодекса Российской Федерации и распоряжениям Главы Администрации Чеченской Республики N 36 от 20.07.2000 и N 503 от 13.11.2000, а также обязать Управление возместить причиненный обществу материальный ущерб в сумме 3 270 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно требованиям статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В материалах дела имеется решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.10.2004 по делу N А18-1440/04, из которого следует, что ЗАО "Адилат" уже обращалось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики, ФГУ "Кадастровая палата Чеченской Республики" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Чеченской Республики о признании незаконным отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики в перерегистрации права на земельный участок и обязании Комитета и ФГУ "Кадастровая палата Чеченской Республики произвести регистрацию земельного участка и выдать кадастровый план, а также обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 1 по Чеченской Республики произвести перерегистрацию ЗАО "Адилат".
Решением от 29.10.2004 Арбитражный суд Республики Ингушетия заявленные обществом требования удовлетворил в полном объеме. Указанное решение суда вступило в законную силу, выдан исполнительный лист.
Таким образом, требования ЗАО "Адилат" о признании незаконным отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Чеченской Республики в перерегистрации права на земельный участок уже являлись предметом рассмотрения по делу N А18-1440/04.
Частью 3 статьи 20 Земельного Кодекса Российской Федерации, принятого 25.10.2001, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие нового Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Правоустанавливающим документом истца на земельный участок является постановление Кабинета Министров Чеченской Республики Ичкерия N 363 от 07.10.1998, изданное собственником земельного участка в пределах его полномочий. Действие распоряжения Представительства Правительства Российской Федерации в Чеченской Республике от 25.05.2000 N 83 "Об отмене законов, принятых в период с 1991 по 1999 года в Чеченской Республике Ичкерия" не распространяется на указанное постановление, поскольку отменяет лишь законы и подзаконные акты указанного периода, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации. Постановление Кабинета Министров Чеченской Республики Ичкерия N 363 от 07.10.1998 никем не обжаловалось и в установленном законом порядке не признано недействительным.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии государственной регистрации, введенной этим законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, а также его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. Ранее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляла Федеральная регистрационная служба.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Адилат" свое право на осуществление государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, предусмотренное статьей 6 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не реализовало, в соответствующий уполномоченный в области регистрации права на недвижимое имущество орган не обращалось.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерацией или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Убытки подлежат возмещению на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации и для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт противоправного поведения причинителя ущерба, наличие причинной связи между поведением причинителя и возникшими убытками, размер убытков и меры, предпринятые для их уменьшения.
Требования ЗАО "Адилат" об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике возместить причиненный обществу материальный ущерб в сумме 3 270 000 рублей мотивированы незаконностью действий руководителя Управления по отказу в перерегистрации права общества на земельный участок.
Размер подлежащей взысканию суммы ущерба определен истцом в соответствии с составленным во исполнение приказа министра сельского хозяйства и продовольствия Чеченской Республики N 169 от 24.08.2001 комиссионным актом от 30.03.2002 N 12, в котором определен размер ущерба, причиненного ЗАО " Адилат" в ходе боевых действий на территории Чеченской Республики.
Указанным актом установлено уничтожение на площадях истца двулетних культур, выращенных для получения семян капусты, свеклы и моркови столовой, а также сеянцев груши иволистой и яблони перспективных сортов с причинением общего материального ущерба на сумму 3 270 000 рублей.
Однако, акт определения ущерба от 30.03.2002 N 12 составлен для определения ущерба, нанесенного ЗАО "Адилат" в ходе военных действий, в связи с чем ссылку истца на указанный акт как на обоснование расчета размера заявленного к возмещению материального ущерба, подлежащего взысканию с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике по иску общества о признании действий (бездействия) Управления незаконными.
Кроме того, комиссионный акт от 30.03.2002 N 12, на котором построены расчеты ущерба, приказом Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики N 14-П от 24.02.2005 признан недействительным.
Довод истца о подложности данного приказа не находит своего подтверждения, поскольку в материалах дела имеется письмо Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики от 21.01.2009 N 0058, из которого следует, что приказ N 14-П от 24.02.2005 действительно зарегистрирован в журнале регистрации производственных приказов по Министерству сельского хозяйства по Чеченской Республики на странице 40 под порядковым номером 14 от 24.02.2005, бланк и содержание приказа соответствуют представленному в дело экземпляру.
Других доказательств, подтверждающих размер заявленного ко взысканию материального ущерба, ЗАО "Адилат" не представило.
Кроме того, ЗАО "Адилат" не представило доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и заявленным материальным ущербом. Из пункта 3 акта по определению материального ущерба от 30.03.2002 N 12, на который ссылается истец при обосновании размера материального ущерба, следует, что семенники овощных культур, сеянцы и саженцы плодовых культур частично уничтожены в ходе боевых действий 1999-2000 годов, а уцелевшие плантации и саженцы полностью уничтожены механизаторами госхоза "Атагинский". Признание указанной причины наступивших вредных последствий признается и самим истцом, что следует из его искового заявления.
Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике заявлено о пропуске ЗАО "Адилат" предусмотренного законом трехмесячного срока давности для обжалования действий (бездействия) ответчика.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как видно из материалов дела, с заявлением о перерегистрации своих прав истец обратился к ответчику в июле 2000 года и о нарушении своих прав истцу должно было стать известно в течение месяца или, по крайней мере, в течение 2000 года.
Фактическое обращение истца за судебной защитой нарушенных прав состоялось, согласно материалам дела, в августе 2004 года, то есть четыре года спустя.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, согласно частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, может быть восстановлен судом. Однако заявление ЗАО "Адилат" о восстановлении пропущенного процессуального срока в материалах дела отсутствует.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" пропуск стороной по делу срока исковой давности при наличии об этом заявления надлежащего лица является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований ЗАО "Адилат" о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике об отказе в перерегистрации земельного участка площадью 235 га, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также обязании Управления возместить причиненный обществу материальный ущерб в сумме 3 270 000 рублей, следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 27 850 рублей относится на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200-201, пунктом 2 статьи 269, частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.02.2009 по делу N А77-521/08 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований ЗАО "Научно-производственная фирма "Адилат" о признании незаконными действий (бездействия) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике по уклонению от перерегистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком мерою 235 га, расположенным в границах госхоза "Атагинский" Грозненского района Чеченской Республики, а также взыскании с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республике материального ущерба в размере 3 270 000 рублей отказать.
Взыскать с ЗАО "Научно-производственная фирма "Адилат" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 27 850 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-521/2008
Истец: ЗАО "НПФ"Адилат", Научно-производственная фирма "Адилат" ООО
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чеченской Республики, Управление Федерального казначества по Чеченской Республике, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости