г. Самара |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А72-8229/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области - Гаспарян М.М., доверенность от 28 февраля 2012 г., Яргункин Е.А., доверенность от 28 февраля 2012 г.;
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 января 2012 г.
по делу N А72-8229/2011 (судья Рогожин С.П.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кооператив "Курортный" (ИНН 7321315823, ОГРН 1107321000610), с. Вышки, Ульяновский район, Ульяновская обл.,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третье лицо - администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области, п. Ишеевка, Ульяновская обл.,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кооператив "Курортный" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Ульяновской области (далее - орган кадастрового учета) о признании незаконным решения Федерального бюджетного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области от 29 сентября 2011 г. N 73-00/11-5491 об аннулировании и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:19:010801:257, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Комаровка, ул. Приовражная, д. 3а, и земельного участка с кадастровым номером 73:19:011803:92, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Вышки, ул. Шигаева, д. 15.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12 января 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемой ситуации отсутствие в ЕГРП сведений о правах на спорные земельные участки не является свидетельством отсутствия законных прав заявителя на данные объекты недвижимости.
Право аренды заявителя в отношении спорных земельных участков основано на договорах аренды земельного участка от 01 апреля 2010 г. N 3/2010 и N 4/2010.
Договоры аренды от 01 апреля 2010 г. заключены на срок менее года (11 месяцев), являются действующими и поэтому не требуется государственная регистрация данных договоров в силу ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При таких обстоятельствах, исходя из статуса спорных земельных участков, основания их использования заявителем (на праве аренды), а также сведений ГКН о размещенных на данных участках временных построек, решение органа кадастрового учета нельзя признать правомерным.
Возможность регистрации права собственности на спорные земельные участки отсутствует ввиду того, что они относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, и, следовательно, в отношении этих земельных участков часть 4 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ) не должна применяться.
Не согласившись с выводами суда, орган кадастрового учета подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что основанием для принятия оспариваемого решения об аннулировании и исключении сведений о земельном участке из ГКН служит отсутствие государственной регистрации прав на него, а не факт наличия или отсутствия законных прав заинтересованных лиц.
Вывод суда первой инстанции о том, что ч. 4 ст. 24 закона N 221-ФЗ не должна применяться в отношении земельных участков, собственность на которые не разграничена, является необоснованным, так как данная норма закона носит императивный характер и не содержит исключений в ее правовом применении.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может осуществляться и без государственной регистрации права собственности на них.
В судебном заседании представители органа кадастрового учета доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. 48 АПК РФ произведена замена Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Ульяновской области на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области.
Проверив материалы дела, выслушав представителей органа кадастрового учета, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28 сентября 2009 г. на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 73:19:011803:92, с разрешенным использованием "под зданием бани", категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 336 кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Вышки, ул. Шигаева, д. 15.
В этот же день на государственный кадастровый учет был также поставлен земельный участок с кадастровым номером 73:19:010801:257, с разрешенным использованием "под зданием свинарника", категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 14 383 кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Комаровка, ул. Приовражная, д. 3а.
01 апреля 2010 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Ульяновский район" Ульяновской области (арендодатель) и заявителем (арендатор) был заключен договор N 3/2010 аренды земельного участка с кадастровым номером 73:19:010801:257, общей площадью 14 383 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Комаровка, ул. Приовражная, д. 3а. Дополнительным соглашением от 08 февраля 2011 г. N 1 срок аренды продлен на 11 месяцев и установлен на период с 02 марта 2011 г. по 02 февраля 2012 г.
Также 01 апреля 2010 г. между указанными лицами был заключен договор N 4/2010 аренды земельного участка с кадастровым номером 73:19:011803:92, общей площадью 336 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Вышки, ул. Шигаева, д. 15. Согласно дополнительному соглашению от 08 февраля 2011 г. N 1 срок аренды продлен на 11 месяцев и установлен с 02 марта 2011 г. по 02 февраля 2012 г.
Решением органа кадастрового учета от 29 сентября 2011 г. N 73-00/11-5491 аннулированы сведения из государственного кадастра недвижимости в отношении указанных земельных участков в связи с истечением двухлетнего срока действия временного характера внесенных сведений и отсутствия государственной регистрации прав в отношении данных земельных участков.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не принял во внимание следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 24 закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Данной нормой законодательства прямо предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер и что такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
При этом в законе четко установлено, что если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
То есть закон связывает обязанность по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений, носящих временный характер, именно с фактом государственной регистрации прав на такие объекты недвижимости.
Данная норма закона носит императивный характер и не содержит каких-либо исключений и оговорок для ее применения.
В соответствии с п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 г. N 42, "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае: истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют "временный" статус; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют "временный" статус.
Таким образом, законодательством о кадастровом учете на органы кадастрового учета возложена императивная обязанность по самостоятельному аннулированию сведений в отношении земельных участков, права на которые не зарегистрированы по истечении двух лет с даты их постановки на кадастровый учет.
Довод заявителя о том, что спорные земельные участки находятся у него в пользовании на основании договоров аренды, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку данное обстоятельство не указано в законе в качестве основания, освобождающего орган кадастрового учета от обязанности аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, носящие временный характер.
Заявитель не представил в материалы дела доказательств того, что он не мог зарегистрировать права на спорные земельные участки из-за действий других лиц либо по иным объективным причинам.
Не принимается арбитражным апелляционным судом и довод заявителя о невозможности зарегистрировать права на спорные земельные участки, права на которые не разграничены, поскольку в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. При этом закон не содержит каких-либо ограничений на возможность государственной регистрации таких договоров аренды.
Заявитель не представил в материалы дела доказательств того, что он обращался в регистрирующие органы за государственной регистрацией договоров аренды на спорные земельные участки и что ему было отказано в такой регистрации.
Таким образом, учитывая факт отсутствия доказательств государственной регистрации прав на спорные земельные участки по истечении двух лет со дня постановки их на государственный кадастровый учет, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия органа кадастрового учета совершены в строгом соответствии с требованиями, установленными в ст. 24 закона N 221-ФЗ.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд считает, что заявитель не доказал нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наличие заключенных договоров аренды в отношении спорных земельных участков сроком на 11 месяцев не может свидетельствовать о таком нарушении, поскольку заявитель, зная о требованиях закона (в части необходимости государственной регистрации прав) и предполагая использовать спорные земельные участки на срок более двух лет, вправе был предпринять действия по государственной регистрации прав в отношении этих участков.
Кроме того, оспариваемое решение органа кадастрового учета не препятствует заинтересованным лицам, в том числе и заявителю, вновь обратиться в уполномоченные органы с заявлениями о постановке на кадастровый учет спорных земельных участков и государственной регистрации прав на них.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, являющихся основанием для признания оспариваемого решения органа кадастрового учета недействительным.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных ООО "Кооператив "Курортный" требований отказать.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 января 2012 г. по делу N А72-8229/2011 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Кооператив "Курортный", с. Вышки, Ульяновский район, Ульяновская обл., требований отказать.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 4 ст. 24 закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
...
Не принимается арбитражным апелляционным судом и довод заявителя о невозможности зарегистрировать права на спорные земельные участки, права на которые не разграничены, поскольку в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. При этом закон не содержит каких-либо ограничений на возможность государственной регистрации таких договоров аренды.
Заявитель не представил в материалы дела доказательств того, что он обращался в регистрирующие органы за государственной регистрацией договоров аренды на спорные земельные участки и что ему было отказано в такой регистрации.
Таким образом, учитывая факт отсутствия доказательств государственной регистрации прав на спорные земельные участки по истечении двух лет со дня постановки их на государственный кадастровый учет, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия органа кадастрового учета совершены в строгом соответствии с требованиями, установленными в ст. 24 закона N 221-ФЗ."
Номер дела в первой инстанции: А72-8229/2011
Истец: ООО "Кооператив "Курортный"
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Ульяновской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации МО Ульяновский район Ульяновской области