г. Самара |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А55-13781/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рынок-Агро" - не явился, извещен,
от Мэрии городского округа Тольятти - не явился, извещен,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области - не явился, извещен,
от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рынок-Агро"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 ноября 2011 года по делу N А55-13781/2011 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рынок-Агро", (ОГРН 1086320030697) Самарская область, г. Тольятти,
к Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти,
третьи лица:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене Постановления от 18.04.2011 г.. N 1167-п/1 об отказе в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка по адресу: г. Тольятти, 7 квартал Автозаводского района по проспекту Степана Разина, с северной и восточной сторон ТЦ "Детский мир" и обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения решения о продлении срока действия разрешения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рынок-Агро" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить постановление Мэрии городского округа Тольятти от 18.04.2011 г.. N 1167-п/1 об отказе в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка по адресу: г. Тольятти, 7 квартал Автозаводского района по проспекту Степана Разина, с северной и восточной сторон ТЦ "Детский мир" и обязать Мэрию городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения путем вынесения решения о продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка по адресу: г. Тольятти, 7 квартал Автозаводского района по проспекту Степана Разина, с северной и восточной сторон ТЦ "Детский мир".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление вынесено с учетом требований подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 271-ФЗ.
Не согласившись с выводами суда, Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рынок-Агро" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, требования, заявленные ООО УК "Рынок-Агро" - удовлетворить, признать недействительным постановление Мэрии г. о. Тольятти N 1167-п/1 от 18.04.2011 об отказе в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка по адресу: Самарская область, г. Тольятти, 7 квартал Автозаводского района, по проспекту Степана Разина, с северной и восточной сторон ТЦ "Детский мир", обязать Мэрию г. о. Тольятти устранить допущенные нарушения путем вынесения решения о продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка по адресу Самарская область, г. Тольятти, 7 квартал Автозаводского района, по проспекту Степана Разина, с северной и восточной сторон ТЦ "Детский мир", с 29.03.2011 до 01.01.2013.
В апелляционной жалобе указывает, что в рассматриваемом случае ООО УК "Рынок-Агро" в соответствии с утвержденным участниками ООО "Рынок-Агро" разделительным балансом от 01.12.2008 перешли права и обязанности по договорам аренды земельного участка на размещение рынка N 2049 от 29.12.2000, N 2069 от 29.12.2000, N 2070 от 29.12.2000, N 2071 от 29.12.2000 по адресу: Самарская область, г. Тольятти, 7 квартал Автозаводского района, по проспекту Степана Разина, с северной и восточной сторон ТЦ "Детский мир" и разрешение на право организации розничного рынка N 6/2.
01.01.2009 Мэрия г. о. Тольятти заключила с ООО УК "Рынок-Агро" дополнительные соглашения (имеются в материалах дела) к договорам аренды земельного участка на размещение рынка N 2049 от 29.12.2000, N 2069 от 29.12.2000, N 2070 от 29.12.2000, N 2071 от 29.12.2000 в связи с реорганизацией ООО "Рынок-Агро" в форме выделения, и переходом прав и обязанностей по указанному договору к ООО УК "Рынок-Агро".
Поэтому, по мнению подателя жалобы, заявителю разрешение ранее было выдано, и он вправе был просить о продлении срока его действия, а не о выдаче нового разрешения.
На заявителя распространяются переходные положения, закрепленные п. 3 ст. 24 ФЗ "О розничных рынках...", в силу чего от него не требовалось предоставлять при обращении в Мэрию г.о. Тольятти документы, подтверждающие наличие у заявителя прав на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Податель жалобы также указывает, что так как эксплуатация нестационарных торговых объектов была начата ООО УК "Рынок-Агро" до утверждения плана, отсутствие рынка по указанному адресу в плане не является препятствием для продления разрешения.
Какие-либо отдельные акты по вопросу ликвидации рынка Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не принимались.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с договорами аренды Обществу с ограниченной ответственностью фирма "Рынок-Агро" были предоставлены земельные участки, площадью 353 кв.м., 1670 кв.м., 581 кв.м., 291 кв. м., расположенные по адресу: г. Тольятти, 7 квартал Автозаводского района по проспекту Степана Разина, с северной и восточной сторон ТЦ "Детский мир" для размещения и эксплуатации мини-рынка.
Обществу с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" (ОГРН 1026302005058) выдавались разрешения N 6 от 08.06.2007 сроком действия с 07.06.2007 по 31.05.2008 (л.д.14) и разрешение N 6/2, сроком действия с 29 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года (л.д.16) на право организации розничного рынка.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рынок-Агро" (далее - заявитель) обратилось в Мэрию городского округа Тольятти с заявлением о продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка по адресу: Самарская область, г. Тольятти, 7 квартал Автозаводского района по проспекту Степана Разина, с северной и восточной сторон ТЦ "Детский мир".
Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 18.04.2011 N 1167-п/1 в продлении разрешения заявителю было отказано.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ) рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
В этом заявлении должны быть указаны: 1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; 2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 3) тип рынка, который предполагается организовать.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ к заявлению о предоставлении разрешения прилагаются: 1) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально); 2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия; 3) нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Вышеуказанные нормы законодательства предусматривают, что разрешение на право организации рынка выдается юридическому лицу, которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, а к заявлению о предоставлении разрешения в обязательном порядке прикладывается документ, подтверждающий право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица (пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 271-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 271-ФЗ установлено, что заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения в случае отсутствия права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 Федерального закона N 271-ФЗ.
Законом Самарской области от 31.05.2007 N 41-ГД "об организации розничных рынков на территории Самарской области" установлено, что план разрабатывается на основании предложений органов местного самоуправления Самарской области и утверждается органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности на территории Самарской области.
01.06.2007 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области утвердило Приказ N 49 "Об утверждении плана организации розничных рынков на территории Самарской области", который был составлен на основании данных, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований, включенный в данный план.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона решение о предоставлении разрешения на право организации розничного рынка (далее - разрешение) принимается на основании плана. Несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, который предполагается организовать, плану, является основанием для отказа в предоставлении разрешения. Данная норма также закреплена в подпункте 2 пункта 6 Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 148.
Из приведенных норм следует, что продление срока действия разрешения на право организации розничного рынка осуществляется органом местного самоуправления на условиях, предъявляемых для получения такого разрешения. Одним из этих условий является наличие нотариально удостоверенной копии документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
В соответствии с ч.1 ст. 24 указанного Закона организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями Закона не позднее 1 августа 2007 г..
Часть 3 ст. 24 Закона содержит переходные положения и устанавливает, что с 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
Судом верно отмечено в решении, что поскольку данное положение является переходным, то оно распространяет свое действие только на правоотношения, возникшие до вступления Закона в силу.
В декабре 2008 года произошла реорганизация Общества с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" (ОГРН 1026302005058) в форме выделения из него Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рынок-Агро" (ОГРН 1086320030697), которому, согласно разделительному балансу, передано право аренды по договору.
Реорганизация юридических лиц в иных, кроме преобразования, формах, в силу ст.9 Федерального Закона N 271-ФЗ, не порождает права на переоформление разрешения на вновь возникающее в результате реорганизации юридическое лицо. В данном случае реорганизация ООО "Рынок-Агро" произведена не в форме преобразования, в форме выделения из него ООО УК "Рынок-Агро".
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие в пределах границ территории рынка капитальных строений, принадлежащих заявителю, не представление доказательств наличия в собственности заявителя либо в пользовании объектов недвижимости, расположенных на территории рынка и, соответственно, предоставления в Мэрию нотариально удостоверенных копий документов, подтверждающих права заявителя на эти объекты, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено с учетом требований подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 271-ФЗ.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку законом не предусмотрены основания передачи прав по выданному разрешению на право организации розничного рынка от одного юридического лица к другому.
ООО "Рынок-Агро" и ООО УК "Рынок-Агро" являлись двумя самостоятельными юридическими лицами с самостоятельной правоспособностью.
Кроме того, содержание поданного в мэрию заявления свидетельствует о том, что заявитель обращался за продлением ранее выданного разрешения ООО "Рынок-Агро", а не за выдачей нового разрешения на право организации рынка.
Аналогичный правовой подход к рассматриваемому вопросу подтверждается судебной практикой - постановлениями ФАС Поволжского округа от 28.02.2012 г. по делу N А55-13789/2011, от 27.02.2012 г. по делу N А55-13783/2011, от 27.02.2012 г. по делу N А55-13785/2011.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 ноября 2011 года по делу N А55-13781/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 271-ФЗ установлено, что заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения в случае отсутствия права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 Федерального закона N 271-ФЗ.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона решение о предоставлении разрешения на право организации розничного рынка (далее - разрешение) принимается на основании плана. Несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, который предполагается организовать, плану, является основанием для отказа в предоставлении разрешения. Данная норма также закреплена в подпункте 2 пункта 6 Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 148.
...
Реорганизация юридических лиц в иных, кроме преобразования, формах, в силу ст.9 Федерального Закона N 271-ФЗ, не порождает права на переоформление разрешения на вновь возникающее в результате реорганизации юридическое лицо. В данном случае реорганизация ООО "Рынок-Агро" произведена не в форме преобразования, в форме выделения из него ООО УК "Рынок-Агро".
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие в пределах границ территории рынка капитальных строений, принадлежащих заявителю, не представление доказательств наличия в собственности заявителя либо в пользовании объектов недвижимости, расположенных на территории рынка и, соответственно, предоставления в Мэрию нотариально удостоверенных копий документов, подтверждающих права заявителя на эти объекты, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено с учетом требований подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 271-ФЗ."
Номер дела в первой инстанции: А55-13781/2011
Истец: ООО Управляющая компания "Рынок-Агро"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15935/11