г. Чита |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А58-6853/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 января 2012 года по делу N А58-6853/2011 по заявлению Открытого акционерного общества "Ленское объединённое речное пароходство" (ИНН 1435029085 ОГРН 1021401045258 место нахождения: 677980, г.Якутск, ул.Дзержинского, 2) к Ленскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ИНН 1435211295 ОГРН 1081435584010 место нахождения: 677027, г.Якутск, ул.Каландаришвили, д.5) о признании незаконным и отмене постановления от 15.11.2011 года N 017 501-2011 о назначении административного наказания
(суд первой инстанции судья Эверстова Р. И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Бурцева Н. И. - представитель по доверенности N 20.1-18/337 от 18.04.2011 г.;
от заинтересованного лица: Посельская А. И. - представитель по доверенности N 01-10-10 от 10.01.2012 г., Саввин М. М. - представитель по доверенности N 01-10-53 от 16.01.2012 г.
установил:
Открытое акционерное общество "Ленское объединённое речное пароходство" (далее Общество, ОАО "ЛОРП") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Ленскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее административный орган, территориальное управление) о признании незаконным и отмене постановления от 15.11.2011 года N 017 501-2011 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 января 2012 года обжалуемое постановление признано незаконным в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неправильной квалификации административным органом действий ОАО "ЛОРП" и наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, территориальное управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права, поскольку представленные в дело доказательства в полном объеме доказывают объективную и субъективную сторону вмененного Обществу правонарушения.
Представители административного органа доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ЛОРП" выражает согласие с решением суда первой инстанции.
Представитель Общества просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании представленных Северо-восточным линейным управлением МВД на транспорте административных материалов, территориальным управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 19.10.2011 г. в отношении ОАО "ЛОРП".
В ходе административного расследования, должностными лицами административного органа, с участием понятых, 02.11.2011 г. составлен протокол осмотра, территории водоохраной зоны реки Лена, на участке левый берег в 1634 км (от устья).
Указанным протоколом зафиксировано, что в водоохраной зоне р. Лена на левом берегу в 1634 км от ее устья находится паромная переправа, принадлежащая ОАО "ЛОРП". Территория причала запланирована для большего накопления автомототехники, имеет пологую ровную поверхность. Длина территории (план-схема к протоколу осмотра от 02.11.11) 175,6 м. по обе стороны имеет аншлаги, в котором указано, что данный причал принадлежит обществу, ширина с левой стороны 47,96 м, с правой стороны 31,6 м. Причал имеет одну уложенную насыпь, состоящую из песчано-гравийной смеси для пришвартовки парома и съезда, выезда атомототехники. Насыпь примыкает к водному объекту, то есть к реке Лена, длина насыпи 43,40 м, ширина 16,10 м, высота насыпи 2,52 м. На территории рядом с насыпью имеется дорожный предупреждающий знак, турникет-заграждение, один бак для мусора. В ходе обследования причала визуально наблюдаются разбросанные пустые стеклянные, пластиковые бутылки, пустые пачки сигарет, много прокуренных окурков от сигарет и других бытовых отходов. На момент осмотра территории на паромном подъезде пришвартован теплоход ОТ 2131 с паромной баржой "Жатай-1". Из объяснений капитана теплохода ОТ-2131 Соболева В.М. следует, что данный теплоход пришвартован ночью в 02 час. 30 мин. для выгрузки автомашин, находится в ожидании накопления автомашин для перегрузки на правый берег реки Лена (т. 1 л.д. 79-87).
По результатам проведенного территориальным управлением административного расследования должностным лицом административного органа, с учетом надлежащего извещения Общества о дате, времени и месте составления протокола, 9 ноября 2011 г. составлен протокол об административном правонарушении N 017501-2011 о нарушении ОАО "ЛОРП" ст. 48, 50 Федерального закона от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания", ст. 22 Федерального закона "О животном мире" от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ, па 13 Положения об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 г. N 1045, ч. 1 ст. 60, ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса РФ, выразившееся в осуществлении деятельности по сооружению причала на водоохранной зоне рыбохозяйственного водоема высшей категории - р. Лена, при отсутствии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с Ленским территориальным управлением Росрыболовства и совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП (т. 1 л.д. 67-71).
Постановлением от 15 ноября 2011 года N 017 501-2011 о привлечении ОАО "ЛОРП" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300000 рублей (т. 1 л.д. 73-76).
Не согласившись с выше указанным постановлением административного органа, ОАО "ЛОРП" обжаловало его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о необходимости квалификации действий Общества по ст. 8.33 КоАП РФ, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 г. N 569 утверждены Правила, устанавливающие порядок согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Пунктом 2 названных Правил установлено, что территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения новых технологических процессов на территории одного субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 г. N 1045, при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, а также при проведении различных видов работ на этих водоемах и в их прибрежных полосах (зонах) объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны по согласованию с органами рыбоохраны предусматривать в проектах и сметах и осуществлять мероприятия по сохранению рыбных запасов, а при строительстве плотин - и мероприятия по полному использованию водохранилищ под рыбное хозяйство.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, должно осуществляться только при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Как следует из представленных в материалы дела документов и по существу не оспаривается Обществом, ОАО "ЛОРП" осуществляет хозяйственную деятельность по сооружению причала и проведению планировочных работ территории причала в водоохранной зоне рыбохозяйственного водоема высшей категории - р. Лена на левом берегу в 1634 км от ее устья, при отсутствии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с Ленским территориальным управлением Росрыболовства.
Таким образом, указанные действия образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
Указанное согласуется с правовой позицией, выраженной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2012 г. N ВАС-2125/12 по делу N А04-3332/2011.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о необходимости квалификации действий Общества по ст. 8.33 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае материалами дела (протоколом осмотра, территории водоохраной зоны реки Лена от 02.11.2011 г. с планом-схемой (т. 1 л.д. 55-56), фототаблицей (т. 1 л.д. 82-87), протоколом об административном правонарушении N 017501-2011 от 09.11.2011 г. (т. 1 л.д. 67-71), объяснениями Соболева В. М., Илларинова Н. Н., Протопопова С. Н. (т. 1 л.д. 60-63), заключением по отводу земельного участка N 799 от 15.04.2011 г. (т. 1 л.д. 157), приложением к акту выбора земельного участка N 486/11 от 10.03.2011 г. (т. 1 л.д. 158)) подтверждается, что ОАО "ЛОРП" не предприняло всех зависящих от него мер к получению согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с Ленским территориальным управлением Росрыболовства для осуществления деятельности по сооружению причала на водоохранной зоне рыбохозяйственного водоема высшей категории - р. Лена. Обратного Обществом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния ОАО "ЛОРП" по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела ОАО "ЛОРП" было извещено надлежащим образом и заблаговременно.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа, то есть требования статей 23.60 и 28.3 КоАП РФ соблюдены.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, Постановлением от 15 ноября 2011 года N 017 501-2011 ОАО "ЛОРП" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Суд апелляционной инстанции находит необоснованным и немотивированным назначение административным органом Обществу штрафа в сумме, превышающей минимальный размер штрафа, установленный санкцией ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ (при том, что в Постановлении территориального управления от 15.11.2011 г. N 017 501-2011 указано на отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств ОАО "ЛОРП").
Следовательно, принимая во внимание положения части ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ КоАП РФ, Общество подлежит ответственности в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном указанной нормы права - 200 000 рублей.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя о признании незаконным обжалуемого постановления административного органа в части назначения размера штрафных санкций, превышающий минимальный размер, установленный ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 января 2012 года по делу N А58-6853/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 января 2012 года по делу N А58-6853/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить Постановление Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 15.11.2011 года N 017501-2011 о привлечении Открытого акционерного общества "Ленское объединённое речное пароходство" к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ в части назначения штрафных санкций в сумме 100 000 рублей.
Определить размер штрафа в 200 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа, то есть требования статей 23.60 и 28.3 КоАП РФ соблюдены.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, Постановлением от 15 ноября 2011 года N 017 501-2011 ОАО "ЛОРП" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Суд апелляционной инстанции находит необоснованным и немотивированным назначение административным органом Обществу штрафа в сумме, превышающей минимальный размер штрафа, установленный санкцией ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ (при том, что в Постановлении территориального управления от 15.11.2011 г. N 017 501-2011 указано на отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств ОАО "ЛОРП").
Следовательно, принимая во внимание положения части ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ КоАП РФ, Общество подлежит ответственности в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном указанной нормы права - 200 000 рублей.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя о признании незаконным обжалуемого постановления административного органа в части назначения размера штрафных санкций, превышающий минимальный размер, установленный ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А58-6853/2011
Истец: ОАО "ЛОРП"
Ответчик: Ленское Территориальное Управление Федерального агентства Росрыболовства