г. Чита |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А58-5853/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2011 года по делу N А58-5853/2011 по заявлению Якутской городской Думы (ИНН 1435038820 ОГРН 1021401064651 место нахождения: 677000, г.Якутск, пр.Ленина, 15) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122 ОГРН 1031402052153 место нахождения: 677000, г.Якутск, ул.Аммосова, 18 оф.407) о признании недействительным решения N 02-77/11А от 29.07.2011 г.
(суд первой инстанции судья Бадлуева Е. Б.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Иванов В. С. - представитель по доверенности от 12.12.2011 г.;
от заинтересованного лица: Андросова Д. Ч. - представитель по доверенности от 12.01.2012 г.;
от третьего лица: ООО "Торговый дом "Агроснаб" (ИНН 1435101662 ОГРН 1021401067621 место нахождения: 677000, г.Якутск, ул.50 лет Советской Армии, 55/1): Мочкалиди В. Ф. - директор,
установил:
Якутская городская Дума (далее заявитель, Дума) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее УФАС, Антимонопольный орган) о признании недействительным решения N 02-77/11А от 29.07.2011 г. о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что Антимонопольный орган не доказал, что решение Думы необоснованно препятствует осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, нарушает конкретный запрет, установленный ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, на территории городского округа "Город Якутск".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Антимонопольный орган обжаловал его в апелляционном порядке, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что выводы суда о необходимости привлечения эксперта не соответствует положениям Федерального закона "О защите конкуренции". Антимонопольный орган указывает, что решение Думы об установлении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, является актом, устанавливающим дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, действующих на одних и тех же товарных рынках по осуществлению розничной торговли. Указанный акт приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке.
Представитель УФАС доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица с выводами суда первой инстанции не согласился.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, Решением Думы N РЯГД-31-2 от 23.12.2010 г. "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" отменено решение Якутской городской Думы от 17.12.2009 г. N РЯГД-22-6 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск".
Кроме того, указанным Решением N РЯГД-31-2 от 23.12.2010 г. утверждены:
- базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" на 2011 год;
- состав видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск";
- сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск";
- льготы по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2010 год;
- размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена для арендаторов переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды.
ООО "Торговый дом "Агроснаб" обратилось в УФАС с заявлением о нарушении выше указанным Решением Думы N РЯГД-31-2 от 23.12.2010 г. антимонопольного законодательства.
На основании заявления ООО "Торговый дом "Агроснаб", Антимонопольным орган на основании приказа N 02-10/11В от 23 мая 2011 года проведена внеплановая проверка вынесенного Думой Решения N РЯГД-31-2 от 23.12.2010 г. и составлен акт N 02-10/11ВП от 23.05.2011 г.
7 июля 2011 г. приказом УФАС N 124 в отношении Думы возбуждено дело N 02-10/А по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона Федерального закона "О защите конкуренции".
Антимонопольным органом, 29.07.2011 г. рассмотрено дело о нарушении Думой антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения вынесено решение N 02-77/11А от 29.07.2011 г. о нарушении антимонопольного законодательства, которым Дума признана нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Полагая, что решение Антимонопольного органа нарушает права и законные интересы Думы, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Антимонопольный орган по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 02-77/11А от 29.07.2011 г. признал Думу нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", которой органам государственной власти субъектов федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Решением Думы N РЯГД-31-2 от 23.12.2010 г., явившимся основанием для признания заявителя нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, разделены на три подвида разрешенного использования земельных участков:
1) земельные участки магазинов, универмагов, универсамов, гастрономов, торговых центров, торговых галерей, торговых комплексов и других объектов торговли (далее магазины);
2) земельные участки рынков, объектов оптовой торговли, ярмарок и других объектов торговли, ярмарок и других объектов торговли (далее рынки);
3) земельные участки торговых киосков, торговых павильонов и других некапитальных объектов торговли, в том числе, палаток, автофургонов, лотков сезонной торговли и иные торговые объекты (далее - киоски).
Пунктами 5.1 - 5.12 приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" на 2011 год, указанного решения, установлены базовые ставки арендной платы для такого вида разрешенного использования земельных участков как "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания": пункт 5.1 - земельные участки магазинов, универмагов, универсамов, гастрономов, торговых центров, торговых галерей, торговых комплексов и других объектов торговли; пункт 5.2 - земельные участки рынков, объектов оптовой торговли, ярмарок и других объектов торговли; пункт 5.3 - земельные участки торговых киосков, торговых павильонов и других некапитальных объектов торговли, в том числе торговых палаток, автофургонов, лотков сезонной торговли и иные торговые объекты; пункт 5.4 - земельные участки под объектами общественного питания (земельные участки ресторанов, кафе, столовых и других объектов общественного питания); пункт 5.5 - земельные участки под иными объектами (земельные участки казино, игорных домов, залов игровых автоматов, ночных клубов, дискотек, боулингов, аттракционов и иных развлекательных объектов); пункт 5.6 - земельные участки под объектами бытового обслуживания (земельные участки бань, душевых, общественных туалетов, прачечных); пункт 5.7 - земельные участки бытового обслуживания (земельные участки химчисток, мастерских по ремонту часов, мастерских по ремонту обуви, ателье, пунктов проката, парикмахерских, ювелирных мастерских, похоронных бюро, поминальных залов и других объектов бытового обслуживания населения); пункт 5.8 -земельные участки бытового обслуживания (земельные участки ломбардов); пункт 5.9 - земельные участки под автозаправочными станциями, под газонаполнительными станциями; пункт 5.10 - земельные участки под авторемонтными мастерскими и других объектов автосервиса; пункт 5.11 -земельные участки под благоустройство прилегающей территории; пункт 5.12 - земельные участки под строящимися объектами независимо от их функционального назначения (за исключением жилищного строительства).
Как следует из обжалуемого решения Антимонопольного органа, нарушение Думой ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразилось в установлении различных базовых арендных ставок для хозяйствующих субъектов только из-за различия по видам торговых объектов, а именно, в части 5 вида разрешенного использования приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2011 год.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2011 г. по делу N А58-1791/11 решение Якутской городской Думы от 23.12.2010 г. N РЯГД-31-2 "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" в части 5 вида разрешенного использования приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2011 год признано соответствующим Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 г. N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Поскольку, в соответствии с вышеуказанным судебным актом, вступившим в законную силу, нормативный акт - решение Якутской городской Думы от 23.12.2010 г. N РЯГД-31-2 "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" в части разрешенного использования приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2011 год, которое явилось основанием для признания Думы нарушившей Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признано соответствующим Федеральному закону "О защите конкуренции", суд апелляционной инстанции признает не состоятельными выводы Антимонопольного органа, изложенные им в решении N 02-77/11А от 29.07.2011 г., о нарушении Думой ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с чем, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования заявителя и признал недействительным решение Антимонопольного органа N 02-77/11А от 29.07.2011 г. о нарушении Думой антимонопольного законодательства.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы Антимонопольного органа, приведенные в апелляционной жалобе, которые не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решения.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции принято с учетом правильного применения норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2011 года по делу N А58-5853/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2011 года по делу N А58-5853/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2011 г. по делу N А58-1791/11 решение Якутской городской Думы от 23.12.2010 г. N РЯГД-31-2 "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" в части 5 вида разрешенного использования приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2011 год признано соответствующим Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 г. N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Поскольку, в соответствии с вышеуказанным судебным актом, вступившим в законную силу, нормативный акт - решение Якутской городской Думы от 23.12.2010 г. N РЯГД-31-2 "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" в части разрешенного использования приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2011 год, которое явилось основанием для признания Думы нарушившей Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признано соответствующим Федеральному закону "О защите конкуренции", суд апелляционной инстанции признает не состоятельными выводы Антимонопольного органа, изложенные им в решении N 02-77/11А от 29.07.2011 г., о нарушении Думой ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"."
Номер дела в первой инстанции: А58-5853/2011
Истец: Якутская городская дума
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: ООО "ТД "Агроснаб"