г. Владивосток |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А51-17550/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алфёровой, А. В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко
при участии
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - Ким С.В. по доверенности от 27.12.2011 N 29/03/04-09/24574 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 1241;
от Дачного некоммерческого партнерства "Исток" - Сунгатова А.Ж. по доверенности от 20.06.2011 сроком действия до 20.06.2012, паспорт;
Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-1358/2012
на решение от 18.01.2012
судьи Г.Н. Палагеша
по делу N А51-17550/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого партнерства "Исток" (ИНН 2539114555, ОГРН 1112539003158)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540101744, ОГРН 1042504353210) о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое партнерство "Исток" (далее - заявитель, ДНП "Исток", ДНП) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным ненормативного акта департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент, ответчик), оформленного письмом от 04.07.2011 N 29/06/02-14/11391 об отказе в предоставлении ДНП "Исток" земельного участка в аренду в районе ул. Роберта Баха, дом 6 г. Владивостока и обязании департамент в установленный законом срок направить заявление ДНТ "Исток" в администрацию г. Владивостока для изготовления и утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Определением от 11.11.2011 в соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесным хозяйством Приморского края (далее - управление), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
Решением от 18.01.2012 заявление удовлетворено. Суд признал незаконным ненормативный акт департамента, оформленный письмом от 04.07.2011 N 29/06/02-14/11391, об отказе в предоставлении ДНП "Исток" земельного участка в аренду в районе ул. Роберта Баха, дом 6 г. Владивостока как не соответствующий Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Признавая отказ департамента по данному основанию преждевременным, суд исходил из того, что формирование границ земельного участка, с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, произведено не было, границы и площадь испрашиваемого земельного участка определена заявителем ориентировочно. В рамках восстановления нарушенного права заявителя суд посчитал выбранный ДНТ способ в виде обязания департамент направить заявление ДНТ "Исток" в администрацию г. Владивостока для изготовления и утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории преждевременным, и, учитывая, что департаментом не полностью выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка, исходя из его категории, целевого назначения и специальной зоне Ж-4, обязал департамент повторно рассмотреть заявление ДНП "Исток" о предоставлении участка в аренду для ведения дачного хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 18.01.2012, департамент просит его отменить как незаконное, в обоснование заявленных требований указал следующее: Испрашиваемый заявителем участок входит в состав земель лесного фонда, отнесен к федеральной собственности, а также расположен в зонах Р-1 и Р-2 в связи с этим, также с учетом статьи 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ, департамент вправе был отказать в предоставлении в предоставлении ДНП "Исток" в аренду спорного земельного участка до направления заявления в орган местного самоуправления для изготовления схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане.
Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие третьих лиц.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель департамент поддержал доводы апелляционной жалобы.
ДНП "Исток" в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласно, решение суда просит оставить в силе. Заявитель считает не соответствующими фактическим обстоятельствам дела доводы департамента о нахождении испрашиваемого ДНП земельного участка в составе земель лесного фонда, а также отнесения его к федеральной собственности. Также считает, что нельзя рассматривать в качестве основания к отказу предоставлении земельного участка его нахождение в зонах Р-1 и Р-2, поскольку на этапе составления схемы расположения земельного участка действительные границы и имеющиеся ограничения в использовании испрашиваемого земельного участка не определены, общая площадь участка указана заявителем ориентировочно. В связи с этим заявитель считает, что департаментом не проведена процедура выбора земельного участка.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
15.06.2011 ДНП "Исток" обратилось в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением N 29-15855 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе долины реки Черная речка (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 600 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Роберта Баха, дом 6), для целей, не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства.
Письмом от N 29/06/02-14/11391 от 04.07.2011 департамент указал, отказал в предоставлении земельного участка, в обоснование указал следующее: Часть испрашиваемого ДНП "Исток" земельного участка расположена в зоне городских лесов и городских лесопарков, условно обозначенной "Р-1", а другая часть в рекреационной зоне, в зоне объектов отдыха, туризма и развлечений, условно обозначенной "Р-2", на территории которых, ведение дачного хозяйства разрешенным видом использования земельного участка не является.
Также департамент указал, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 75 Седанского участкового лесничества (защитные леса, категория защитности - 1 и 2 пояс зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), в отношении которого департамент не является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов.
Кроме того, департамент указал, что в соответствии с муниципальным правовым актом от 11.04.2011 N 302-МПА "Нормативы организации и застройки территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории г. Владивостока" выбор и предоставление земельных участков для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории г. Владивостока осуществляется в установленном законодательством порядке из фондов перераспределения земель г. Владивостока, испрашиваемый ДНП "Исток" земельный участок к фонду перераспределения земель не относится.
Дополнительно департамент указал, что представленный заявителем список членов ДНП "Исток", не был утвержден органом местного самоуправления, протокол N 4 общего собрания членов ДНП "Исток", закрепляющий коллективное решение о предоставлении земельного участка ДНТ, подписанный всеми членами такого объединения представлен в копии.
Посчитав, что отказ департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ДНП "Исток", последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
С заявлением о предоставлении земельного участка ДНП "Исток" обратилось после регистрации его в качестве юридического лица в соответствии со статьей Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ. В связи с этим настоящий спор подведомственен арбитражному суду, что соответствует правовой позиции, выраженной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.05.2011 по делу N А45-9382/2010.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ).
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе долины реки Черная речка (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 600 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Роберта Баха, дом 6), испрашивался ДНП "Исток" для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края в настоящее время осуществляет департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
По смыслу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ), пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Между тем, ссылка департамента как основание для отказа в представлении участка на то, что испрашиваемый земельный участок согласно сведений, представленных управлением лесным хозяйством Приморского края, находится на территории, входящей в лесной фонд Владивостокского лесничества и является федеральной собственностью, является несостоятельной в силу следующего:
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда. На основании части 1 статьи 67 и части 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, леса могут находиться и на землях населенных пунктов.
В силу пункта 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ границы земель лесного фонда отражаются в генеральных планах поселения, городского округа. Согласно генеральному плану Владивостокского городского округа спорная территория находится в населенном пункте г. Владивосток и относится к землям населенных пунктов.
Письмо Управления лесным хозяйством по Приморскому краю от 11.08.2011 N 957, а также представленные управлением выписка из государственного лесного реестра, выкопировка из планшета, лесохозяйственный регламент, таксационное описание, схема расположения и границы лесного участка (л.д. 58, 59, 82-97), а также ссылка управления на Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2002 по делу N 56 Г 02-12 не являются доказательствами отнесения спорного участка к землям лесного фонда и соответственно федеральной собственности. Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с положениями статьи 67 Земельного кодекса РФ и статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Кроме того, представленные управлением планшет N 6, 9 Владивостокского лесхоза Седанского лесничества по результатам лесоустройства 1992 года не могут быть расценены в данном случае как надлежащие доказательства, поскольку с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым утверждена схема территориального планирования Приморского края, были отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности, и соответственно указанные границы были согласованы в том числе, с Федеральным агентством лесного хозяйства. Доказательств того, что процедура утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа была нарушена, материалы дела не содержат.
Распоряжение Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682-р, которым все леса Владивостокского лесхоза отнесены к лесному фонду первой группы лесов, на которое ссылается Управление лесным хозяйством по Приморскому краю, утратило силу.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка. Таких доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
На государственном кадастровом учёте как лесные участки в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" спорные земельные участки не значатся. Соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Собственность Российской Федерации на спорный земельный участок также не зарегистрирована.
Таким образом, департамент не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
В связи с этим ссылка департамента в письме от 04.07.2011 N 29/06/02-14/11391 в обоснование отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка на его нахождение на территории городских лесов как федеральных земель лесного фонда является незаконной.
То обстоятельство, что испрашиваемый ДНП земельный участок не относится к фонду перераспределения земель не имеет в данном случае правового значения, поскольку ответчиком не опровергнуто, что в городе Владивостоке отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения, за счет которых в соответствии со статьей 80 Земельного кодекса РФ формируется такой фонд, соответственно сам фонд в городе Владивостоке не сформирован. В связи с этим данное обстоятельство также не может являться безусловным основанием для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемых земельных участков.
Ссылка департамента в оспариваемом отказе на непредставление ДНП списка его членов, утвержденного органом местного самоуправления, коллегией отклоняется как несостоятельная. ДНП создано с соблюдением требований Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Статьей 14 Федерального закона N 66-ФЗ требование об утверждении списков членов товарищества органом местного самоуправления не предусмотрено, что также подтверждается письмом администрации г. Владивостока от 14.09.2011 N11414Д в ответ на обращение ДНТ об утверждении такого списка.
Также не основано на нормах закона требование департамента о предоставлении заявителем оригинала протокола общего собрания членов ДНП "Исток" в качестве одного из оснований отказа в предоставлении земельных участков.
Между тем коллегия апелляционной инстанции находит ошибочным вывод суда первой инстанции о неправомерности отказа департамента в письме от 04.07.2011 N 29/06/02-14/11391 по основанию нахождения испрашиваемого ДНП заявителем земельного участка в зонах Р-1 и Р-2 в силу следующего:
Признавая отказ департамента по данному основанию преждевременным, суд первой инстанции исходил из того, что формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории произведено не было, границы и площадь испрашиваемого земельного участка определены заявителем ориентировочно.
Из материалов дела коллегией установлено, что испрашиваемый товариществом земельный участок полностью расположен в территориальных зонах Р-1 (зона городских лесов и городских лесопарков) и Р-2 (зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений).
Согласно статье 43 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, указанные зоны включены в состав зон рекреационного назначения. В соответствии со статьями 44, 45 ПЗЗ для указанных зон ведение дачного хозяйства не является разрешенным видом использования.
Таким образом, учитывая нахождение испрашиваемого земельного участка в зонах Р-1 и Р-2, коллегия считает, что у департамента имелись законные основания для отказа ДНП в предоставлении испрашиваемого участка по данному основанию, в связи с чем права заявителя не нарушены.
Коллегия в данном случае не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что департаментом не выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка, исходя из его категории, целевого назначения и испрашиваемого права, с учетом положений Земельного кодекса РФ и норм Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, в том числе в зоне Ж-4, введенной Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 специально для ведения дачного хозяйства.
Ссылку суда на пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, которым предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки, коллегия находит в данном случае не имеющей правого значения, поскольку из материалов дела не усматривается, что ДНП соблюдена процедура выбора земельных участков, ДНП в орган местного самоуправления для согласования места расположения испрашиваемого участка, в том числе в зоне ПЗЗ, разрешающей ведение дачного хозяйства, не обращалось.
При этом заявитель не лишен права вновь обратиться в уполномоченный орган по вопросу предоставления ему земельного участка с соблюдением установленного законом порядка.
Учитывая изложенное, коллегия считает, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в удовлетворении заявленных ДНП "Исток" требований должно быть отказано. Решение суда в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.01.2012 по делу N А51-17550/2011 отменить.
В удовлетворении требований дачного некоммерческого партнерства "Исток" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Коллегия в данном случае не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что департаментом не выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка, исходя из его категории, целевого назначения и испрашиваемого права, с учетом положений Земельного кодекса РФ и норм Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, в том числе в зоне Ж-4, введенной Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 специально для ведения дачного хозяйства.
Ссылку суда на пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, которым предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки, коллегия находит в данном случае не имеющей правого значения, поскольку из материалов дела не усматривается, что ДНП соблюдена процедура выбора земельных участков, ДНП в орган местного самоуправления для согласования места расположения испрашиваемого участка, в том числе в зоне ПЗЗ, разрешающей ведение дачного хозяйства, не обращалось.
При этом заявитель не лишен права вновь обратиться в уполномоченный орган по вопросу предоставления ему земельного участка с соблюдением установленного законом порядка.
Учитывая изложенное, коллегия считает, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в удовлетворении заявленных ДНП "Исток" требований должно быть отказано. Решение суда в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене."
Номер дела в первой инстанции: А51-17550/2011
Истец: Дачное некоммерческое партнерство "Исток"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление лесным хозяйством Приморского края