г. Чита |
|
21 марта 2012 г. |
Дело N А78-5287/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М.,
судей Клочковой Н.В., Капустиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловой Д.С., рассмотрел в открытом заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 ноября 2011 года по делу N А78-5287/2011 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЕГИОН N 4" к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита", Комитету по финансам администрации городского округа "Город Чита", Городскому округу "Город Чита" о взыскании 242 386, 38 рублей
третье лицо - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 43"
(суд первой инстанции: Шеретеко Н.Ю.)
при участии в судебном заседании:
от ООО "УК РЕГИОН N 4" (ОГРН 1077536008296, ИНН 7536082671; адрес: 672000, Читинская обл, Чита г, Красноярская ул, 58): Стафеева Н. А. - представитель (доверенность N 439 от 05.03.2012);
от Комитета по управлению имуществом администрации ГО "Город Чита" (ОГРН 1027501166483, ИНН 7536009390; адрес: 672000, Читинская обл, Чита г, Чайковского ул, 28): не явился, извещен;
от Комитета по финансам Администрации ГО "Город Чита" (ОГРН 1027501182730, ИНН 7536031067; адрес: 672090, Читинская обл, Чита г, Бутина ул, 39): Петрик А. В. - представитель (доверенность N 1792 от 28.12.2011);
от МДОУ "Детский сад N 43" (ОГРН 1027501151578, ИНН 7536028280; адрес: 672027, Читинская обл, Чита г, Новобульварная ул, 10): Сергеева О. Ю. - заведующая
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЕГИОН N 4" (далее - истец, ООО "УК РЕГИОН N 4") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации городского округа "Город Чита" о взыскании задолженности в сумме 189 897, 68 руб. за период с июля 2008 года по март 2011 года и пени за период с 11.08.2008 по 10.05.2011 в сумме 24 059, 44 руб.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 16.08.2011 произведена замена ответчика Администрации городского округа "Город Чита" на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 43.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 13.09.2011 произведена замена ответчика на Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (далее - Комитет по управлению имуществом администрации ГО "Город Чита"), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 43" (далее - МДОУ "Детский сад N 43").
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 29.09.2011 к участию в деле в качестве ответчиков привлечен Комитет по финансам Администрации городской округ "Город Чита" (далее - Комитет по финансам Администрации ГО "Город Чита"), определением от 24.10.2011 - Городской округ "Город Чита".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 ноября 2011 года иск к Комитету по финансам Администрации ГО "Город Чита" удовлетворен, с Городского округа "Город Чита" в лице Комитета по финансам администрации ГО "Город Чита" за счет казны в пользу ООО "УК РЕГИОН N 4" взыскан основной долг 189 897 руб. 68 коп., пени 24 059 руб. 44 коп. и расходы по госпошлине 7 279 руб. 14 коп., всего 221 236 руб. 26 коп. В иске к Комитету по управлению имуществом администрации ГО "Город Чита" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по финансам Администрации ГО "Город Чита" обжаловал его в апелляционном порядке, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с нарушением судом норм материального права. Заявитель апелляционной жалобы указал, что судом не оценены доводы ответчиков об объеме и качестве предоставленных услуг, а также судом неверно установлен надлежащий ответчик по делу.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания Комитет по управлению имуществом администрации ГО "Город Чита" извещен надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении N 67200046309975, а также отчетом о публикации 04 февраля 2012 года 04:58:49 МСК на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав представителей истца, Комитета по финансам Администрации ГО "Город Чита" и третьего лица, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением мэра города Читы от 20.02.2008 N 714-р (т. 1, л.д. 32-33) ООО "УК РЕГИОН N 4" признано выигравшим конкурсный отбор по управлению многоквартирным жилым домом N 10 по ул. Новобульварная в г. Чите.
Нежилое помещение детского сада общей площадью 657, 7 кв.м., находящееся на первом этаже в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Чита, ул. Новобульварная, 10, является муниципальной собственностью городского округа "Город Чита", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 24.12.2010 серии 75 АА N 221104 (т. 1, л.д. 139).
По договору N 84 от 17.04.2000 (т. 1, л.д. 137-138) данное помещение было передано МДОУ Детский сад N 43 в оперативное управление.
01.10.2010 между ООО "УК РЕГИОН N 4" и МДОУ "Детский сад N 43" заключен договор N 010107 ДО (т. 1, л.д. 29-30) о долевом участи владельца нежилого помещения в расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которым ООО "УК РЕГИОН N 4" обязуется обеспечить предоставление работ (услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в котором расположено нежилое помещение, занимаемое владельцем, а владелец обязуется использовать общее имущество в многоквартирном доме в строгом соответствии с их назначением и участвовать в расходах на их содержание и ремонт.
Истец обратился с требованием о взыскании с ответчика 189 897, 68 руб. за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за период с июля 2008 года по март 2011 года в связи с отказом ответчика производить расчеты за данный период.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что городской округ "Город Чита" как собственник нежилого помещения в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося у него в собственности.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10.
Пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в связи с самим фактом пользования помещением, находящимся в многоквартирном доме. При этом организация, на которую возложена обязанность по содержанию общего имущества, не обязана доказывать факт оказания услуги по содержанию общего имущества дома какому либо конкретному собственнику помещения.
В связи с чем подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы, что судом первой инстанции не исследован вопрос об объеме и качестве оказанных услуг.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства оплаты расходов по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости взыскания расходов за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Расчет расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
В связи с удовлетворением требования о взыскании долга, правомерным является взыскание пени за период с 11 августа 2008 года по 31 мая 2011 года.
Судом апелляционной инстанции рассмотрен довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерном взыскании с Комитета по финансам задолженности по расходам на содержание общего имущества и признан необоснованным.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
На основании пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы (исполнительный документ, надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию), направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В соответствии с Положением "О комитете по финансам администрации городского округа" "Город Чита", утвержденным решением Думы городского округа "Город Чита" от 08.12.2008 N 221, комитет по финансам администрации городского округа является органом администрации городского округа "Город Чита" и уполномоченным органом местного самоуправления по управлению финансами городского округа (пункт 2). К полномочиям комитета отнесено утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей бюджетных средств и установлению порядка исполнения районного бюджета по расходам (пункт 12.30, пункт 12.31).
Таким образом, обязанность исполнить решение суда по иску о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования лежит на финансовом органе этого муниципального образования.
Приведенные в апелляционной жалобе иные доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 ноября 2011 года по делу N А78-5287/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
На основании пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы (исполнительный документ, надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию), направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования."
Номер дела в первой инстанции: А78-5287/2011
Истец: ООО "УК Регион-4"
Ответчик: Городской округ "Город Чита", Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита", Комитет по финанам администрации городского округа "Город Чита", Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита"
Третье лицо: МДОУ "Детский сад N43"