г. Москва |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А41-30981/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева С.В.,
судей Исаевой Э.Р., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Гудиевой Х.М.,
при участии в заседании:
от истца - Открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт" (ИНН: 7736520080, ОГРН: 1057746557329): Ерина Д.Н., представителя (удостоверенная нотариально доверенность от 29.12.2011 г., в реестре за N 4/1-3982),
от ответчиков:
от Федерального государственного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7715033007, ОГРН: 1037715046467): представитель не явился, извещен,
от Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284): Матирного А.Н., представителя (доверенность N 27/7А от 09.02.2012 г.),
от третьего лица - Открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт": представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 16 января 2012 года по делу N А41-30981/11, принятое судьей С.А. Закутской, по иску Открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт" к Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 5 203 170 руб. 02 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее - ОАО "Мосэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Наро-Фомиская Квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКЭУ "Наро-Фоминская КЭЧ района"), Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 5 203 170 руб. 02 коп., образовавшейся в результате ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту N 40816935 от 01 ноября 2007 года (том 1, л.д. 3-4).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 22 сентября 2011 года в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт") (том 1, л.д. 73-74).
Определением Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2011 года в соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ФГКЭУ "Наро-Фоминская КЭЧ района" на Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "Центральное ТУИО") (том 1, л.д. 83).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 января 2012 года исковые требования удовлетворены. При вынесении решения суд первой инстанции исходил из доказанности фактов оказания услуг истцом по поставке электрической энергии и неполной оплаты их ответчиком (том 1, л.д. 109-111).
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерства обороны Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (том 1, л.д. 117-118).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ОАО "Оборонэнергосбыт" и ФГУ "Центральное ТУИО", извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://10aas.arbitr.ru/) в соответствии положения части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 01 ноября 2007 года между ОАО "Мосэнергосбыт" (МЭС) и ФГКЭУ "Наро-Фоминская КЭЧ района" (абонентом) заключен государственный контракт N 40816935, предметом которого является продажа (поставка) МЭС и покупка абонентом электрической энергии (мощности) на условиях предусмотренных договором и действующим законодательством (пункт 1.1. контракта) (том 1, л.д. 20-34).
Согласно пункту 5.1.3. государственного контракта, абонент обязуется надлежащим образом производить оплату потребленной (подлежащей потреблению) электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией (мощностью), с соблюдением сроков, размера и порядка оплаты, установленных контрактом.
Во исполнение условий государственного контракта в период с сентября 2010 года по 31 декабря 2010 года ОАО "Мосэнергосбыт" поставило ФГКЭУ "Наро-Фоминская КЭЧ района" электрическую энергии на общую сумму 5 203 170 руб. 02 коп. (л.д. 102-104).
ФГКЭУ "Наро-Фоминская КЭЧ района" в сроки, установленные контрактом, услуги по поставке электроэнергии не оплатило.
В связи с этим ОАО "Мосэнергосбыт" обращалось к ФГКЭУ "Наро-Фоминская КЭЧ района" с претензиями, в которых просило погасить задолженность и уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами (л.д. 14,17).
ФГКЭУ "Наро-Фоминская КЭЧ района" оставило претензии истца без удовлетворения.
В связи с тем, что ответчиком не исполнены обязательства по оплате электроэнергии, поставленной в рамках государственного контракта, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Как усматривается из материалов дела, в период с сентября 2010 года по 31 декабря 2010 года ОАО "Мосэнергосбыт" отпущено, а абонентом потреблено электрической энергии на сумму 5 203 170 руб. 02 коп., что подтверждается актами приема-передачи электрической энергии, подписанным сторонами (том 1, л.д. 102-104).
Оплата ответчиком за поставленную электрическую энергию не произведена. В материалах дела отсутствуют доказательства погашения образовавшейся задолженности (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании задолженности с ФГКЭУ "Наро-Фоминская КЭЧ района" в размере 5 203 170 руб. 02 коп.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не указана дата, с которой исчисляется период задолженности, отклоняется апелляционным судом, поскольку в материалы дела представлен акт приема-передачи электрической энергии N 35243 от 30 сентября 2010 года за месяц сентябрь. Таким образом, период задолженности исчисляется с 01 сентября 2010 года.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что взысканная задолженность должна быть погашена ОАО "Оборонэнергосбыт" в связи с изданием Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г.. N 78-Р, в соответствии с которым ОАО "Оборонэнергосбыт" определено в качестве единственного поставщика электрической энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации, арбитражным апелляционным судом также отклоняются как несостоятельные.
В соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации и с пунктом 75 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 года (далее - Правила), договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Из пункта 8.1 Государственного контракта N 40816935 года от 01 ноября 2007 года следует, что контракт действует до 31 декабря 2007 года и пролонгируется на следующий календарный год, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон письменно не заявит другой стороне о его прекращении или изменении, либо заключении контракта на иных условиях.
Согласно пункту 8.2. контракта он прекращает свое действие в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим контрактом и действующим законодательством.
Уведомление о прекращении действия контракта направляется стороне за 30 дней до даты расторжения контракта.
В соответствии с пунктом 8.4. все приложения, дополнения и изменения условий контракта совершаются в письменной форме с подписанием уполномоченными лицами сторон.
Между тем в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что Государственный контракт N 40816935 года от 01 ноября 2007 года был изменен или расторгнут, либо стороны заключили новый контракт на энергоснабжение на иных условиях.
Кроме того, апелляционным судом учтено, что ответчиком был подписан акт N 194 от 31 декабря 2010 года сверки задолженности за электроэнергию, в котором отражена задолженность по Государственному контракту N 40816935 года от 01 ноября 2007.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 января 2012 года по делу N А41-30981/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Мальцев |
Судьи |
Э.Р. Исаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
...
В соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации и с пунктом 75 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 года (далее - Правила), договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора."
Номер дела в первой инстанции: А41-30981/2011
Истец: ОАО "Мосэнергосбыт", ОАО "Мосэнергосбыт" в лице Подольского ТО (МЭС)
Ответчик: Министерство обороны РФ, Министерство обороны РФ г. Москва, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, ФГКЭУ "Наро-Фоминская КЭЧ района" Министерства обороны РФ, ФГКЭУ "Наро-Фоминская КЭЧ района" Минобороны России, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений"
Третье лицо: ОАО "Оборонэнергосбыт", ФГУ <<Центральное ТУИО>> Минобороны РФ