г. Москва |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А40-118821/11-148-1081 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Гончарова В.Я., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ЗАО "СТРОЙТЭКС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "31" января 2012 г.. по делу N А40-118821/11-148-1081, принятое судьей Н.А. Нариманидзе,
по заявлению ЗАО "СТРОЙТЭКС" (ОГРН 1047796519341, 109044, г. Москва, ул. Воронцовская, д. 6 стр. 2)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконными и отмене постановлений N 1308-447/2010 от 05.10.2011 г.. и N 1308-446/2010 от 05.10.2011 г.. о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст.4.43 КоАП г. Москвы с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 руб. и на основании ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300000 руб.,
при участии:
от заявителя: |
Анохин О.А. по доверенности от 14.12.2011 N 23/11/11; Большакова И.И. по доверенности от 23.06.2009; Елисеев Ю.М. по доверенности от 23.11.2011 N 23/11/11; |
от ответчика: |
Камышов Д.А. по доверенности от 30.12.2011 N 05-08-2693/11; |
УСТАНОВИЛ
ЗАО "СТРОЙТЭКС" (далее - заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - ответчик, Департамент) N 1308-447/2010 от 05.10.2011 г.. и N 1308-446/2010 от 05.10.2011 г.. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.4.43 КоАП г. Москвы и по ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы.
Решением от 21.12.2012 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав это тем, что составы вменяемых заявителю административных правонарушений доказаны материалами дел об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, отменив постановления административного органа. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения; заявитель не имеет обязанности по установке информационных щитов, поскольку это является обязанностью заказчика; фотографии, являющиеся приложением к акту проверки не позволяют определить место совершения правонарушения; при рассмотрении дела присутствовал представитель Большакова И.И., а не Анохин О.А.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ ответчик в суд апелляционной инстанции не представил.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, 03.11.2010 в ходе обследования территории по адресу: г.Москва, ул. Генерала Дорохова, вл. 15, в границах ООПТ ПЗ "Долина реки Сетунь" от ГСК "Геологоразведчик" в сторону ул. Верейской, ответчиком установлено, что заявитель, в ходе проведения работ по прокладке кабеля по данному адресу нарушил требования п.п. 6, 3.1.2 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы", п.п. 6.1., 6.2.3., 5.17.5 постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 N857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве", ст.ст. 2, 7 Закона г.Москвы от 05.05.99 N17 "О защите зеленых насаждений", выразившегося в осуществлении работ без установленного информационного щита, содержащего экологическую информацию и повреждение дерева породы клен ясенелистный диаметром 9 см. и высотой 70 см.
Приложенные к акту проверки фотоматериалы достаточного качества, в совокупности с представленными в материалы дела документами, вопреки доводам апелляционной жалобы позволяют достоверно установить обстоятельства совершения административного правонарушения и являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу.
Часть 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы предусматривает ответственность за повреждение зеленых насаждений, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Часть 1 ст. 4.43 КоАП г. Москвы предусматривает ответственность за отсутствие на строительных площадках города Москвы информационных щитов, содержащих экологическую информацию, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Согласно пункту 1.1. постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2004 N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в город Москве устанавливают порядок разработки и согласования документации для производства работ, оформления ордеров, требования к обустройству и содержанию мест производства работ и прилегающих территорий, а также порядок производства работ, подготовки и сдачи исполнительной документации, осуществления контроля за соблюдением установленных норм, правил и требований, ответственность за нарушений Правил.
В силу п. 5.17.5 постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2004 N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" запрещается ведение работ без установки щитов, содержащих информацию о планируемом виде работ, сроках проведения работ, графическом изображении строящегося объекта, количестве вырубаемых и пересаживаемых зеленых насаждений, проекте (плане) благоустройства и озеленения территорий, а также показателях воздействия (шумы, выбросы и сбросы загрязняющих веществ), изменении гидрологических условий и планах природоохранных мероприятий по сокращению вредных воздействий на окружающую среду.
Согласно п. 6.1. постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2004 N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" не позднее, чем за семь дней до начала работ по подготовке участка строительства и прилегающей к нему территории застройщик (заказчик) обязан установить на границе участка строительства стенд, доступный для обозрения с прилегающей к участку строительства территории и содержащий информацию о проекте строительства, реконструкции, о мерах по благоустройству и обслуживанию прилегающей территории в период строительства, о разрешении на строительство, о заказчике и исполнителе (подрядчике) работ, о плановых сроках выполнения работ, об уполномоченных органах, в которые следует обращаться по вопросам строительства, реконструкции.
В соответствии с пунктом 6.2.3. "Правил подготовки и производством земляных работ в г.Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 г. N 857-ПП обязуется установить при въезде на площадку и выезде с нее информационные щиты с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, лицензий, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания строительства. До начала производства работ, сопровождающихся уничтожением зеленых насаждений, установить щиты, содержащие информацию о планируемом виде работ, сроках проведения работ.
Согласно п.3.1.2 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" при проведении работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции зеленых насаждений, сопровождающихся вырубкой и пересадкой зеленых насаждений, необходимо не позднее, чем за 10 дней обеспечить размещение информационных щитов в местах предполагаемого производства работ по утвержденной форме Приложения 27 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы". Информационные щиты должны быть размером 2x2 м.
Аналогичные положения содержатся и в пунктах 8.2,10, 8.3.7 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы".
Согласно статьи 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники). В соответствии со ст. 2 названного Закона защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждений расположены. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Согласно ст. 3 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты. На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами (ст. 7 Закона).
Согласно п. 9.8 Правил при производстве строительных и иных видов работ строительные и иные организации кроме прочего обязаны: выкопку траншей при прокладке кабеля, канализационных труб и прочих сооружений производить от ствола дерева при толщине ствола до 15 см на расстоянии не менее 2 м, при толщине ствола более 15 см - не менее 3 м, от кустарников - не менее 1,5 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви; работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 м от поверхности почвы), не повреждая корневой системы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.11.02 N 939-1111 Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
02.12.2010 ответчиком в отношении заявителя составлены протоколы об административных правонарушениях N 1308-447/2010 по ч. 1 ст. 4.43 КоАП г. Москвы и N 1308-446/2010 по ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы. Протоколы составлены в присутствии представителя заявителя - Анохина О.А., действовавшего на основании по доверенности N 4 от 01.12.2010.
05.10.2011 в присутствии представителя общества Большаковой И.И., действовавшей на основании доверенности N 87/09/11 от 27.09.2011 г.. Департаментом вынесены оспариваемые постановления:
- N 1308-447/2010, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.43 КоАП г. Москвы и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.;
- N 1308-446/2010, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Ошибочное указание судом первой инстанции на участие в рассмотрении дела представителя Анохина О.А. не является основанием для отмены судебного акта.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протоколы составлены и постановления вынесены уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Согласно договору N 4 от 19.05.2010 Общество является субподрядной организацией по прокладке электрокабеля для электроснабжения гаражно-строительного кооператива "Геологоразведчик" по адресу: ул. Генерала Дорохова, д. 15.
Пункт 6.1.3 договора предусматривает, что заявитель обязуется выполнять работы с соблюдением требований, в том числе, охраны окружающей среды, в соответствии с законодательством РФ.
Представленный в материалах дела лист согласования на производство подготовительных, земляных и строительных работ (л.д. 80), являющийся приложением к ордеру на производство земляных работ, содержит информацию о согласовании работ именно ГСК "Геологоразведчик" и ЗАО "Стройтэкс".
Согласно представленному в Департамент письму ГСК "Геологоразведчик" от 20.12.2011 N 20 следует, что работы по прокладке кабеля производило ЗАО "Стройтэкс".
В соответствии с ч. 1 ст. 751 ГК РФ подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных нормативно правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
При указанных обстоятельствах административный орган пришел к обоснованному выводу о совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 4.18 и ч. 1 ст. 4.43 КоАП г. Москвы именно Обществом.
Доводы Общества о производстве работ иными организациями апелляционным судом отклоняются и расцениваются как попытку избежать административной ответственности за совершенные правонарушения.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от "31" января 2012 г.. по делу N А40-118821/11-148-1081 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа, а в части постановления N 1308-447/2010 от 05.10.2011 г.. только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6.2.3. "Правил подготовки и производством земляных работ в г.Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 г. N 857-ПП обязуется установить при въезде на площадку и выезде с нее информационные щиты с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, лицензий, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания строительства. До начала производства работ, сопровождающихся уничтожением зеленых насаждений, установить щиты, содержащие информацию о планируемом виде работ, сроках проведения работ.
Согласно п.3.1.2 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" при проведении работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции зеленых насаждений, сопровождающихся вырубкой и пересадкой зеленых насаждений, необходимо не позднее, чем за 10 дней обеспечить размещение информационных щитов в местах предполагаемого производства работ по утвержденной форме Приложения 27 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы". Информационные щиты должны быть размером 2x2 м.
Аналогичные положения содержатся и в пунктах 8.2,10, 8.3.7 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы".
...
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протоколы составлены и постановления вынесены уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
...
В соответствии с ч. 1 ст. 751 ГК РФ подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных нормативно правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований."
Номер дела в первой инстанции: А40-118821/2011
Истец: ЗАО "СТРОЙТЭКС"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Управление государственного экологического контроля
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4506/12