г. Москва |
|
27 марта 2012 г. |
N А40-113996/11-17-1022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Веклича Б.С., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Лаухиной А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Универсальная торговая компания" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2011 г. по делу N А40-113996/11-17-1022, принятое судьей А.Б. Поляковой,
по заявлению ООО "Универсальная торговая компания" (ОГРН 1067746713880, 117485,Москва, ул. Академика Волгина, д. 2, стр. 6)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве (ТУ ФСФБН в г. Москве) (107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 5/7)
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Меньков А.П. по доверенности от 01.11.2011; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Универсальная торговая компания" с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве от 30.08.2011 г.. N 452-11/5451М, которым заявитель привлечен к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 15.12.2011 г. изменено постановление Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве от 30.08.2011 г. N 452/11-5451М о привлечении ООО "Универсальная торговая компания" к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в части назначения административного наказания, снижен размер административного штрафа до 5000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения, заявленные требования без удовлетворения. При этом суд исходил из того, что в действиях ООО "Универсальная торговая компания" состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, административным органом доказан.
С решением суда не согласился заявитель - ООО "Универсальная торговая компания" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и признать незаконным постановление. В обоснование своих требований заявитель ссылается на малозначительность совершенного правонарушения. Также заявитель указывает на то, что сотрудники Шереметьевской таможни не имели полномочий возбуждать в отношении Общества дело об административном правонарушении и обязаны были направить документы о предполагаемых нарушениях обществом валютного законодательства в установленном порядке.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Ответчиком подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Через канцелярию суда ответчиком поданы письменные пояснения, в которых ответчик просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 13.03.2012 г. по 20.03.2012 г.
Как следует из материалов дела, ООО "Универсальная торговая компания" постановлением ТУ Росфиннадзора в городе Москве от 30.08.2011 г.. N 452-11/5451М было привлечено к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В ходе проверки установлено, что обществом был заключен контракт от 31.12.2009 N 09/12-АG с нерезидентом "ACEITUNERA DEL GUADIANA SL" (Испания) на поставку товаров, на основании которого в ОАО "Московский кредитный банк" оформлен паспорт сделки N 10040027/1978/0000/2/0. Общая сумма контракта составляет 2108674,07 Евро.
В рамках исполнения обязательств по Контракту обществом были импортированы товары по ГТД N 10216100/061210/0150469, выпуск товаров осуществлен 06.12.2010.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ от 10.12.2003 г.. N 173-Фз "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно ч. 4 ст. 23 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
На основании ч. 4 ст. 5 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный Банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 г.. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
Согласно п. 2.4 Положения (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 г.. N 2080У), резидент представляет в банк подтверждающие документы и два экземпляра справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации.
В соответствии с п. 2.4 Положения N 258-П Общество обязано было представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы не позднее 21.12.2010 года. В уполномоченный банк данные документы были представлены 27.12.2010 года.
Таким образом, Обществом совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" агентами валютного контроля являются в том числе и таможенные органы.
Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Подпунктом 1 пункта 1 приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 N 125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.
Протокол о нарушении валютного законодательства (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ) в данном случае составлен в отношении общества уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Шереметьевской таможни.
При этом таможенная декларация ГТД N 10216100/061210/0150469, была принята Балтийской таможней.
Принимая во внимание, что Общество зарегистрировано в регионе деятельности иного таможенного органа, сотрудники Шереметьевской таможни не имели полномочий возбуждать в отношении него дело об административном правонарушении, а обязаны были направить документы о предполагаемых нарушениях обществом валютного законодательства в установленном порядке.
Данная вывод согласуется с позицией изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.06.2011 г.. N 901/11.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, требование о признании незаконным и отмене постановления ТУ Росфиннадзора в г. Москве от 30.08.2011 N 452/11-5451М о назначении административного наказания - удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ч.5.1 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2011 г. по делу N А40-113996/11-17-1022 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве от 30.08.2011 N 452/11-5451М о назначении административного наказания.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 1 пункта 1 приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 N 125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.
Протокол о нарушении валютного законодательства (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ) в данном случае составлен в отношении общества уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Шереметьевской таможни.
...
Принимая во внимание, что Общество зарегистрировано в регионе деятельности иного таможенного органа, сотрудники Шереметьевской таможни не имели полномочий возбуждать в отношении него дело об административном правонарушении, а обязаны были направить документы о предполагаемых нарушениях обществом валютного законодательства в установленном порядке.
Данная вывод согласуется с позицией изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.06.2011 г.. N 901/11."
Номер дела в первой инстанции: А40-113996/2011
Истец: ООО "Универсальная торговая компания"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-Бюджетного надзора в городе Москве, ТУ ФС ФБН В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2695/12