г. Киров |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А82-11324/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Караваевой А.В., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Аверина А.В., действующего на основании доверенности от 12.08.2010 N 17,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.01.2012 по делу
N А82-11324/2011, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квадратерра" (ИНН: 7604071906, ОГРН: 1047600433100, место нахождения: г. Ярославль, ул. Гагарина, 34)
к департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (ИНН: 7604017680, ОГРН: 1027600681580),
третье лицо: департамент культуры Ярославской области,
о признании недействительным приказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Квадратерра" (далее - заявитель, Общество, ООО "Квадратерра") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - ответчик, Департамент) о признании недействительным приказа от 29.08.2011 N ГП/408 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка" в частях, утверждающих абзацы 2, 3 и 4 пункта 2.2.4 градостроительного плана земельного участка N RU76301000-016, подготовленного 15.08.2011, а также приложения "чертеж градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 76:23:021012:45" градостроительного плана земельного участка N RU76301000-016, подготовленного 15.08.2011; об обязании Департамента внести изменения в градостроительный план земельного участка N RU76301000-016, подготовленный 15.08.2011, путем исключения абзацев 2, 3 и 4 пункта 2.2.4, а также обозначения в приложении "чертеж градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 76:23:021012:45" места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; не вносить иные изменения в градостроительный план земельного участка N RU76301000-016, подготовленный 15.08.2011.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.01.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными абзацы 2, 3 и 4 пункта 2.2.4 градостроительного плана земельного участка N RU76301000-016 от 15.08.2011, утвержденного приказом Департамента от 29.08.2011 N ГП/408 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка" и обязал Департамент внести изменения в приложение к градостроительному плану земельного участка N RU76301000-016 от 15.08.2011 "Чертеж градостроительного плана земельного участка кад. N 76:76:23:020112:45", указав место допустимого размещения здания, строения, сооружения.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что в рамках особого регулирования градостроительной деятельности в историческом поселении (город Ярославль) в соответствии с п. 3 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации все ценные градостроительные элементы и сооружения обозначаются на историко-культурном опорном плане в границах исторического поселения. Считает, что закон не предписывает утверждать список исторически ценных градоформирующих объектов каким-либо нормативным правовым и удовлетворение, при принятии решения судом нарушены требования названного закона об обеспечении сохранности исторически ценных градоформирующих объектов при осуществлении градостроительной деятельности
Департамент культуры Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
По его мнению, законодательством не установлена обязанность по закреплению перечня исторически ценных градоформирующих объектов в каком-либо нормативном правовом акте, поэтому данные сведения обоснованно были включены в градостроительный план земельного участка.
ООО "Квадратерра" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Общество считает, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих расположение земельного участка с кадастровым номером 76:23:021012:4 на территории исторических зеленых насаждений, действующие нормативные правовые акты застройку данного земельного участка не ограничивают.
Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля и департамента культуры Ярославской области, заявивших ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.10.2009 ООО "Квадратерра" обратилось в департамент управления госимуществом с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - детского дошкольного учреждения с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Красноборская, напротив д.34.
19.11.2009 комиссией правительства Ярославской области данное заявление рассмотрено, принято решение направить обращение в органы местного самоуправления о проведении мероприятий по предварительному согласованию места выбора земельного участка и размещения объекта.
28.01.2010 по указанному обращению Департаментом дано предварительное заключение, согласно которому размещение детского дошкольного учреждения с учетом градостроительных условий использования территории на испрашиваемом земельном участке невозможно со ссылкой на пункт 4.12 (табл.4) СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (далее - СНиП 2.07.01-89*) расстояние от наружных стен зданий и сооружений, а также объектов благоустройства до стволов деревьев ( 5 метров).
Вопрос о возможности проведения мероприятий по выбору земельного участка был рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля 29.01.2010. Согласно решению комиссии в проведении мероприятий рекомендовано отказать, Департаменту внести изменения в Правила землепользования и застройки в части наименования территориальной зоны данного земельного участка- зону застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж.2) заменить на зону городских парков, садов, скверов (Р.1) или на ландшафтно-рекреационную территориальную зону (Р.3).
18.02.2010 Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля издало приказ N 470, в котором, сославшись на невозможность выдержать указанное в пункте 4.12 (табл.4) СНиП 2.07.01-89* нормативное расстояние до стволов деревьев, отказало в проведении мероприятий по выбору земельного участка для размещения здания детского дошкольного учреждения с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, ул. Красноборская, напротив д.34.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 06.07.2010 по делу N А82-2992/2010-18, вступившим в законную силу, приказ от 18.02.2010 N 470 "Об отказе в проведении мероприятий по выбору земельного участка по адресу: ул. Красноборская, напротив дома N 34 в Заволжском районе г. Ярославля" признан незаконным. Суд обязал Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля издать приказ, утверждающий список организаций, осуществляющих выдачу технических условий подключения объекта капитального строительства - детского дошкольного учреждения с инженерными коммуникациями, расположенного на земельном участке по адресу: ул. Красноборская, напротив дома N 34 в Заволжском районе г. Ярославля, к сетям инженерно-технического обеспечения, список органов и организаций, осуществляющих проведение процедур согласования в отношении указанного объекта; указанный приказ направить в Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля; осуществить сбор технических условий и согласований, после чего направить в Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля информацию о проведенной проверке собранных технических условий, согласований и предложений по схемам расположения. Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля обязано осуществить информирование населения о возможном предоставлении земельного участка по адресу: ул. Красноборская, напротив дома N 34 в Заволжском районе г. Ярославля для строительства детского дошкольного учреждения с инженерными коммуникациями по заявлению ООО "Квадратерра" (л.д. 130).
09.06.2011 Общество обратилось в Департамент с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) по указанному адресу (л.д. 12).
Приказом Департамента от 29.08.2011 N ГП/408 (л.д. 28) был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 76:23:021012:4 (л.д. 20-27).
Пунктом 2.2.4 ГПЗУ установлены иные требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, в частности, согласно Проекту зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля от 22.06.2011 N 456-п, земельный участок расположен на территории исторических зеленых насаждений- Тверицкого парка. Подлежат сохранению исторические зеленые насаждения. Охраняется: местоположение и вид использования исторических зеленых насаждений, сложившееся озеленение проспектов, набережных и улиц как устойчивая средовая характеристика. Рекомендуется восстановление утраченных зеленых насаждений. Кроме того, в приложении к ГПЗУ "Чертеж градостроительного плана земельного участка" отсутствует обозначение в границах спорного земельного участка места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Полагая, что названная в пункте 2.2.4 информация и отсутствие на чертеже места допустимого размещения здания не соответствуют требованиям закона и фактически препятствуют осуществлению ООО "Квадратерра" строительства на указанном земельном участке объекта капитального строительства, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ), Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 и приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка" суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый ненормативный акт в указанной части противоречит требованиям законодательства и нарушает права заявителя, признал его незаконным и отменил; в качестве меры по устранению допущенных нарушений обязал ответчиков совершить определенные действия.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом, согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГСК РФ) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно п. 6 ч. 3 ст. 44 ГСК РФ в составе градостроительного плана земельного участка должна содержаться информация о расположенных в границах данного земельного участка объектах культурного наследия.
В силу ч. 1 ст. 34 федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее- Закон N 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона N 73-ФЗ границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен указанный объект.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона N 73-ФЗ в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты. В силу абз. 2 ч. 3 ст. 60 Закона N 73-ФЗ особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении включает в себя в том числе составление историко-культурного опорного плана в границах исторического поселения с обозначением всех градостроительных элементов и сооружений на земельных участках, представляющих собой историко-культурную ценность. По смыслу положений п.п. 5.1-5.2 действующей в настоящее время Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 24.01.1986 N 33, историко-архитектурный опорный план разрабатывается на основании результатов историко-архитектурных исследований, используется в дальнейшем для подготовки проекта зон охраны памятников истории и культуры и самостоятельно правового значения вне рамок данного проекта, утверждаемого в установленном порядке, не имеет.
В соответствии с п. 3 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 (далее- Положение N 315) проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон. Согласно абз. 2 п. 8 Положения N 315 материалы по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия, расположенного на территории исторического поселения, могут быть представлены в виде содержащего соответствующие сведения историко-культурного опорного плана или его фрагмента.
В силу п.п. 16-17 Положения N 315 на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального, регионального или местного значения уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон. Согласно абз. 2 п. 20 Положения N 315 утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории.
Системное толкование приведенных выше положений ГСК РФ, Закона N 73-ФЗ и Положения N 315 применительно к фактическим обстоятельствам данного дела позволяет сделать следующие выводы.
1. Сведения о наличии на той или иной территории городского поселения, в том числе относящегося к числу исторических, объектов культурного наследия, подлежащих охране, о режимах использования земель этой территории и ее градостроительных регламентах, должны содержаться в проекте зон охраны объектов культурного наследия, утвержденного уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. В градостроительный план конкретного земельного участка, относящийся к документации по планировке территории, в порядке исполнения требования, предусмотренного п. 6 ч. 3 ст. 44 ГСК РФ, подлежит включению только та информация о расположенных на данном земельном участке объектах культурного наследия, которая содержится исключительно в утвержденном в установленном порядке проекте зон охраны объектов культурного наследия соответствующего поселения. Соответственно не включенные в указанный проект сведения не могут отражаться в градостроительном плане земельного участка.
Как видно из содержания пункта 2.2.4 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 76:23:021012:45 утвержденного оспариваемым ООО "Квадратерра" пунктом 1 приказа директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля от 29.08.2011 N ГП/408 установлено, что данный земельный участок расположен на территории исторических зеленых насаждений- Тверицкого парка, которые подлежат охране. В частности, должны охраняться местоположение и вид использования исторических зеленых насаждений, сложившееся озеленение проспектов, набережных и улиц как устойчивая средовая характеристика. Таким образом, названный пункт градостроительного плана влечет установление для ООО "Квадратеррра" ограничений в пользовании указанным земельным участком и возложение на него дополнительных обязанностей по охране исторических зеленых насаждений.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, утвержденный постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2011 N 456-п (далее- Проект) и являющийся нормативным правовым актом, обязательным для исполнения, не содержит сведений об отнесении Тверицикого парка, на территории которого, как полагает ответчик, расположен испрашиваемый заявителем земельный участок, к числу исторических зеленых насаждений и соответственно к числу охраняемых градоформирующих объектов. Как видно из содержания прилагаемого к Проекту основного чертежа исторически ценных градоформирующих объектов Тверицкий парк не обозначен на нем в качестве такого объекта. Из прилагаемых к Проекту графических документов не следует, что земельный участок с кадастровым номером 76:23:021012:45 по адресу: город Ярославль, ул. Красноборская, 34 расположен на территории Тверицкого парка. Об этом же свидетельствует и письмо департамента культуры Ярославской области от 27.07.2011 N 22-3290/11, копия которого имеется в материалах дела (л.д. 29). В этой связи при утверждении Департаментом градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 76:23:021012:45, предоставляемого ООО "Квадратерра", у него отсутствовали правовые основания для включения в данный план пункта 2.2.4, устанавливающего ограничения в пользовании указанным земельным участком. В качестве такого правового основания не могут выступать материалы по обоснованию Проекта, в частности, историко-культурный опорный план, историко-градостроительное и архитектурно-ландшафтное обоснование Проекта, выполненное архитектурной мастерской Н.Ф. Никитина. Указанные материалы не являются нормативным правовым актом или его составной частью и содержащиеся в них сведения вне рамок утвержденного в установленном порядке Проекта не имеют юридической силы.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о законности установления утвержденным приказом Департамента от 29.08.2011 N ГП/408 ограничений по использованию земельного участка с кадастровым номером 76:23:021012:45, предоставляемого ООО "Квадратерра", в связи с расположением на нем исторических зеленых насаждений "Тверицкий парк" являются несостоятельными.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении данного дела правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В этой связи оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.01.2012 по делу N А82-11324/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 2 ст. 59 Закона N 73-ФЗ в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты. В силу абз. 2 ч. 3 ст. 60 Закона N 73-ФЗ особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении включает в себя в том числе составление историко-культурного опорного плана в границах исторического поселения с обозначением всех градостроительных элементов и сооружений на земельных участках, представляющих собой историко-культурную ценность. По смыслу положений п.п. 5.1-5.2 действующей в настоящее время Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 24.01.1986 N 33, историко-архитектурный опорный план разрабатывается на основании результатов историко-архитектурных исследований, используется в дальнейшем для подготовки проекта зон охраны памятников истории и культуры и самостоятельно правового значения вне рамок данного проекта, утверждаемого в установленном порядке, не имеет.
В соответствии с п. 3 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 (далее- Положение N 315) проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон. Согласно абз. 2 п. 8 Положения N 315 материалы по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия, расположенного на территории исторического поселения, могут быть представлены в виде содержащего соответствующие сведения историко-культурного опорного плана или его фрагмента.
...
Системное толкование приведенных выше положений ГСК РФ, Закона N 73-ФЗ и Положения N 315 применительно к фактическим обстоятельствам данного дела позволяет сделать следующие выводы."
Номер дела в первой инстанции: А82-11324/2011
Истец: ООО "Квадратерра"
Ответчик: Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля
Третье лицо: Департамент культуры ЯО, Департамент культуры Ярославской области