г. Томск |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А27-175/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2012 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Болотова Георгия Леонтьевича на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.04.2010 по делу N А27-175/2010 (судья Мишина И.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Болотова Георгия Леонтьевича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля"
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Болотов Георгий Леонтьевич (далее по тексту - ИП Болотов Г.Л., заявитель, апеллянт) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104035:98 площадью 6 466 кв.м. в размере 29 771 856, 42 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 4 604, 37 рублей за кв.м., расположенного относительно ориентира: г. Новокузнецк, проезд Защитный, дом 4, корпус 3, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля") по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости, а также обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.04.2010 года в удовлетворении заявленных ИП Болотовым Г.Л. требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 года, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно- Сибирского округа от 12.10.2010 года, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.04.2010 года по делу по делу N А27-175/2010 отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и принимая новый судебный акт, исходил из отсутствия достаточных доказательств использования при расчете удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации.
ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" 30.09.2011 обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления апелляционной инстанции по делу N А27-175/2010 по новым обстоятельствам, в котором просит принятое постановление отменить.
В качестве основания для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам заявитель указал Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11(далее по тексту - Постановление N 913/11), которым изменена судебная практика по рассмотрению данного вида споров и определена практика
применения положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель по спорам о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель.
По мнению ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в Постановлении N 913/11 толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Постановлением от 28.10.2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 17.01.2012 года, заявление ФГУП "ФКЦ "Земля" удовлетворено, постановление от 30.06.2010 отменено по новым обстоятельствам, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ИП Болотова Г.Л. на решение Арбитражного суда Кемеровской области.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что действующее законодательство устанавливает, что кадастровая стоимость земельных участков населённых пунктов не может значительно отличаться от рыночной стоимости, поскольку основана на анализе рыночной стоимости земельных участков, определяемой на основании законодательства об оценочной деятельности. Доказательств использования при определении кадастровой стоимости земельного участка рыночной информации о стоимости земельных участков и удельного показателя в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) не представлено.
Представленные в материалы дела результаты оценки земельного участка, содержащиеся в "Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее по тексту - Отчет), произведенные Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "Земля") не соответствуют статье 11 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктам 13,15 Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 254, пункту 9.2 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007N 215 (далее по тексту - Административный регламент), поскольку не позволяют установить правомерность определения в данном отчете удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, полномочия по проверке данного Отчета отнесены к исключительной компетенции Роснедвижимости и в нарушение пунктов 1,4,9,8 и приложения Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области Роснедвижимостью не проводилась, действия по передаче полномочий по проверке Отчета непосредственному исполнителю ФГУП "Земля" не соответствуют действующему законодательству.
Подробно доводы апелляционной жалобы изложены в письменном виде.
В порядке статьи 48 АПК РФ апелляционным судом произведена замена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Кемеровской области).
Управление Росреестра по Кемеровской области в отзыве (поступил в суд 21.06.2010 ) возражает против доводов апелляционной жалобы по изложенным в нем основаниям, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по ее доводам возражает, ссылаясь на правовую позицию, сформулированную в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, просит обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным.
Коллегией Администрации Кемеровской области письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в отзыве на апелляционную жалобу заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 2, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ИП Болотов Г.Л. является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104035:98 площадью 6 466 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Кузнецкий район, пр. Защитный, 4, корпус 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.04.2003 N 42АА 576279.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 18.09.2009 N 4200/001/09-238703 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104035:98 составляет 29 771 856, 42 рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости - 4 604, 37 рублей за кв.м.
Кадастровая стоимость земельных участков и удельный показатель кадастровой стоимости утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее по тексту - постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520).
По отчету независимого оценщика ООО "ТПП - Эксперт Н" от 19.11.2009 N 41/17-2 рыночная стоимость данного участка на 01.01.2009 определена в сумме 2 742 000 рубля.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен и является недостоверной, ИП Болотов Г.Л. обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления ИП Болотова Г.Л., Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что государственная оценка кадастровой стоимости земельного участка произведена в соответствии с действующим порядком, с учетом данных о рыночной стоимости, при соблюдении регламентированной процедуры утверждения и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Поддерживая выводы Арбитражного суда Кемеровской области и отклоняя доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции исходит из правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11) и следующего.
Исходя из фактических и правовых оснований заявленных предпринимателем требований, ИП Болотов Г.Л. по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушение прав предпринимателя как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Правовая основа определения кадастровой стоимости земельных участков в период осуществления оспариваемых действий и определения оспариваемой стоимости, то есть в период составления отчета по состоянию на 01.01.2007, была закреплена пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), предусматривавшим, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316), государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Как указал Президиум ВАС в Постановлении N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
При этом права предпринимателя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку заявленные ИП Болотовым Г.Л. требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, то такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Учитывая изложенные разъяснения об исковом характере требований предпринимателя, в совокупности с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса РФ, а также закрепленный статьей 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" принцип актуальности кадастровых сведений, на предпринимателе как на истце лежит процессуальная обязанность доказать в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ, то обстоятельство, что его права и охраняемые законом интересы нарушены уполномоченными органами именно при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка, не соответствующих данным о его рыночной стоимости, актуальным на момент совершения таких действий.
Как следует из материалов дела, в обоснование довода о несоответствии кадастровой стоимости участка, определенной Отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области, данные которого внесены в государственный кадастр недвижимости, рыночной стоимости участка, ИП Болотовым Г.Л. в материалы дела представлен отчет оценщика - Общества с ограниченной ответственностью "ТПП - Эксперт Н" от 19.11.2009 N 41/17-2.
Из составленного уполномоченными органами отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области следует, что кадастровая стоимость участков определена по состоянию на 01.01.2007.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель N 39, пунктом 1.3 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель (утв. Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152), кадастровая стоимость земельных участков определяется по состоянию на 01 января года проведения работ по оценке земель, в связи с чем, с учетом проведения работ по государственному контракту от 29.06.2007 N 140, кадастровая стоимость земельных участков в Кемеровской области определена на 01.01.2007.
Между тем, отчет от 19.11.2009 N 41/17-2 содержит выводы оценщика о рыночной стоимости земельного участка предпринимателя на дату 01.01.2009 года.
Отчет от 19.11.2009 N 41/17-2, содержащий сведения о рыночной стоимости участка по состоянию на 01.01.2009, по мнению апелляционного суда, не свидетельствует о нарушении прав предпринимателя действиями уполномоченных органов по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2007 года.
Доказательств того, что по состоянию на 01.01.2007 рыночная стоимость земельного участка соответствовало ее стоимости на 01.01.2009, ИП Болотовым Г.Л. в материалы настоящего дела не представлено.
Данные о рыночной стоимости земельного участка предпринимателя на 01.01.2007 в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает также оснований для проведения в порядке статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ экспертизы отчета оценщика, поскольку представленный заявителем Отчет от 19.11.2009 N41/17-2 не содержит сведений о рыночной стоимости земельного участка, актуальной на период определения уполномоченными органами оспариваемой предпринимателем стоимости (что соответствовало бы предмету рассматриваемых требований). Ходатайств о назначении экспертизы Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.07г. на предмет его соответствия Закону N 135-ФЗ не поступало.
Таким образом, нарушение прав предпринимателя несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, которые, согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не нашло своего подтверждения материалами настоящего дела.
Принимая во внимание данные обстоятельства и учитывая положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, допускающего, согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, апелляционный суд при недоказанности предпринимателем факта нарушения его прав путем формирования в государственном кадастре недвижимости не соответствующих рыночной стоимости сведений о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007, не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований заявителя.
Заявленные ИП Болотовым Г.Л. требования о признании незаконными действий Управления кадастра, неразрывно связанные с требованием о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, подлежат оставлению без удовлетворения в связи с недоказанностью предпринимателем факта нарушения его прав указанными действиями.
Как следует из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что результатом оспариваемых действий Управления кадастра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных, по мнению заявителя, сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выразившихся в ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, в направлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в отношении земельного участка, является внесение в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка предпринимателя, определенной по состоянию на 01.01.2007.
Поскольку достоверность кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 ИП Болотовым Г.Л. не опровергнута, основанный лишь на Отчете от 19.11.2009 N 41/17-2 довод о нарушении прав заявителя указанными действиями не подтверждается материалами дела.
На основании изложенного, представленный предпринимателем отчет оценщика не свидетельствует о формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений, а равно о ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, поскольку содержит данные о рыночной стоимости участка на дату после совершения оспариваемых действий (два года спустя), то есть, как доказательство, не отвечает требованию относимости применительно к предмету заявленных требований.
Доводы апеллянта о ненадлежащем исполнении Управлением кадастра административных процедур, не могут быть признаны судом апелляционной инстанции состоятельными ввиду непредставления заявителем доказательств того, что не осуществление или ненадлежащее осуществление тех или иных полномочий привело к внесению в кадастр недвижимости не актуальных сведений, в том числе, сведений, не соответствующих рыночной стоимости участка на момент совершения таких действий.
Кроме того, судом первой инстанции в полном объеме проверены и правомерно признаны не соответствующими фактическим обстоятельствам дела доводы предпринимателя о нарушении Управлением кадастра процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценке земельного участка, а именно, требований пунктов 4, 9.2., 9.5 раздела 2 Административного регламента, пункта 2.2.5 Методических указаний, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 254.
С учетом разъяснений Постановления Президиума ВАС N 913/11, апелляционный суд, при недоказанности факта нарушения прав предпринимателя путем внесения в государственный кадастр недвижимости данных о стоимости участка, определенной уполномоченными органами по состоянию на 01.01.2007, при отсутствии доказательств в опровержение данной стоимости, с которой заявитель связывал нарушение своих прав, суд апелляционный инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований по существу направленных на изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В связи с этим, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ИП Болотова Г.Л. - без удовлетворения.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя и уплачены им в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная апеллянтом государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.04.2010 года по делу N А27-175/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Болотова Георгия Леонтьевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Болотову Георгию Леонтьевичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение заявления в суде первой инстанции по платежному поручению от 14.12.2009 N 32 в размере 1 900 рублей, по платежному поручению от 14.12.2009 N 33 в размере 2 000 рублей, по платежному поручению от 14.12.2009 N 34 в размере 2 000 рублей; по апелляционной жалобе, перечисленную по платежным поручениям от 26.04.2010 N 9 в размере 900 рублей и от 26.04.2010 N 10 в размере 1 000 рублей, всего в размере 7 800 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств того, что по состоянию на 01.01.2007 рыночная стоимость земельного участка соответствовало ее стоимости на 01.01.2009, ИП Болотовым Г.Л. в материалы настоящего дела не представлено.
Данные о рыночной стоимости земельного участка предпринимателя на 01.01.2007 в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает также оснований для проведения в порядке статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ экспертизы отчета оценщика, поскольку представленный заявителем Отчет от 19.11.2009 N41/17-2 не содержит сведений о рыночной стоимости земельного участка, актуальной на период определения уполномоченными органами оспариваемой предпринимателем стоимости (что соответствовало бы предмету рассматриваемых требований). Ходатайств о назначении экспертизы Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.07г. на предмет его соответствия Закону N 135-ФЗ не поступало.
Таким образом, нарушение прав предпринимателя несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, которые, согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не нашло своего подтверждения материалами настоящего дела.
Принимая во внимание данные обстоятельства и учитывая положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, допускающего, согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, апелляционный суд при недоказанности предпринимателем факта нарушения его прав путем формирования в государственном кадастре недвижимости не соответствующих рыночной стоимости сведений о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007, не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований заявителя.
...
Доводы апеллянта о ненадлежащем исполнении Управлением кадастра административных процедур, не могут быть признаны судом апелляционной инстанции состоятельными ввиду непредставления заявителем доказательств того, что не осуществление или ненадлежащее осуществление тех или иных полномочий привело к внесению в кадастр недвижимости не актуальных сведений, в том числе, сведений, не соответствующих рыночной стоимости участка на момент совершения таких действий.
Кроме того, судом первой инстанции в полном объеме проверены и правомерно признаны не соответствующими фактическим обстоятельствам дела доводы предпринимателя о нарушении Управлением кадастра процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценке земельного участка, а именно, требований пунктов 4, 9.2., 9.5 раздела 2 Административного регламента, пункта 2.2.5 Методических указаний, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 254."
Номер дела в первой инстанции: А27-175/2010
Истец: Болотов Г Л
Ответчик: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 5183/12
27.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5183/12
10.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5183/12
13.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5183/12
27.03.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4670/10
17.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6357/10
12.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-175/2010
30.06.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4670/10