г. Санкт-Петербург |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А42-7026/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от заявителя: представителей Степановой Н.М. по доверенности от 28.02.2012, Шуляк М.А. по доверенности от 01.12.2011
от ответчика (должника): представителя Кузьмина К.С. по доверенности от 01.03.20121
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2035/2012) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2011 по делу N А42-7026/2011 (судья Романова А.А.), принятое
по заявлению ОАО "Управление торговли Северного флота"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
о признании недействительным решения от 05.07.2011 N 9753
установил:
открытое акционерное общество "Управление торговли Северного флота" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) (ОГРН 1095190007912, местонахождение: 183017, г.Мурманск, ул. Береговая, 3) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Мурманску (далее - налоговый орган, инспекция) (местонахождение: 183038, г.Мурманск, ул. Комсомольская, 4) о признании недействительным решения от 05 июля 2011 года N 9753.
Решением от 15.12.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, земельные участки, ограниченные в обороте и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, должны находиться в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, в отношении земельных участков, ограниченных в обороте, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд важным является разрешенное использование земельного участка и (или) его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности" и Таможенным кодексом Российской Федерации.
Поскольку, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основной деятельностью ОАО "Управление торговли Северного флота" является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевой продукцией, включая напитки и табачные изделия и согласно представленным налогоплательщиком документам спорные земельные участки находятся в собственности общества, то налоговым органом правомерно принято в отношении общества оспариваемое решение.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель Общества в судебном заседании возражал по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Как установлено судами из материалов дела, открытое акционерное общество "Управление торговли Северного флота" создано 23.07.2009 путем приватизации в форме преобразования федерального казенного предприятия "Управление торговли Северного флота" с присвоением ОГРН 1095190007912 и местом нахождения: г.Мурманск, ул.Береговая д.3 (л.д.21-26 том 1).
По телекоммуникационным каналам связи 31.01.2011 обществом представлена в инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год (л.д. 77 том 3), представленный файл отчетности содержал недостоверные данные о руководителе организации и не был зарегистрирован, повторно налоговая декларация отправлена налогоплательщиком 22.02.2011 в налоговый орган также по телекоммуникационным каналам связи (л.д.83,84 том 3), сумма земельного налога за 2010 года составляет 0 рублей.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации инспекцией составлен акт от 06.06.2011 N 3288 (л.д.95 том 3) и с учетом представленных налогоплательщиком возражений (л.д.98 том 3) принято решение от 05.07.2011 N 9573 (л.д.103 том 3).
Указанным решением обществу за 2010 год доначислены: земельный налог в сумме 4 400 894 рубля; пени в сумме 182 123 рубля 66 копеек; налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ с учетом положений статьи 114 НК РФ в размере 880 179 рублей (л.д.109-110 том 3).
Основанием доначисления указанной суммы земельного налога послужил вывод инспекции, что заявитель неправомерно воспользовался льготой, установленной подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку общество является коммерческой структурой, а спорные земельные участки с кадастровыми номерами 51:20:003208:0004, 51:20:001144:0027 и 51:20:003184:0039 не относятся к категории земельных участков, ограниченных в обороте.
Решение инспекции от 05.07.2011 N 9753 обжаловано обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (л.д.121 том 3).
По результатам рассмотрения решением Управления от 09.09.2011 N 511 оспариваемое решение инспекции изменено в части - сумма штрафа уменьшена в 2 раза и составила 440 089 рублей 50 копеек (л.д.115-120 том 3).
Не согласившись с решением инспекции от 05.07.2011 N 9753, общество обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи.
В силу положений статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки, в том числе и для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не признаются объектом обложения земельным налогом. Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен перечень ограниченных в обороте земельных участков. Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 названной статьи.
Таким образом, из названных норм следует, что льгота предоставляется при условии предоставления и использования земельного участка для обеспечения обороны и безопасности. Кроме того, земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 N 649 обществу предписано в месячный срок с даты государственной регистрации осуществить юридические действия по государственной регистрации перехода к ОАО "Управление торговли Северного флота" права собственности на объекты имущества, переданные в соответствии с передаточным актом (л.д.182-183 том 1).
Федеральное казенное предприятие "Управление торговли Северного флота", в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 N 649, приватизировано путем преобразования в ОАО "Управление торговли Северного флота", которое является правопреемником указанного казенного предприятия (л.д.150 том 1).
Уставом общества предусмотрено, что его учредителем является Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами 51:20:003208:0004 (г.Мурманск, ул.Береговая д.3, здание N 3), 51:20:001144:0027 (г.Мурманск, ул.Полевая д.7, здание N 7) и 51:20:003184:0039 (г.Мурманск, ул.Ивченко, здание гаража) зарегистрированы на праве собственности за ОАО "Управление торговли Северного флота", что подтверждается соответствующими свидетельствами (л.д.86-88 том 3). В кадастровых паспортах земельных участков указано разрешенное использование - здания и сооружения базы, здание склада-овощехранилища с пристройками (л.д.89-94 том 3).
Как следует из справки об объектах недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 51:20:003208:0004 находятся: здание финского склада, склада оборудования, магазина-склада, металлического склада, склада с пристройкой, склада, административное, площадка техническая ТП-427, подпорная стена, помещения убежища (ч.1 и ч.2). На земельных участках с кадастровым номером 51:20:001144:0027 находится здание склада овощехранилища с пристройками, а с кадастровым номером 51:20:003184:0039 - гараж (л.д.85 том 3).
Перечисленные объекты недвижимости, включая земельные участки, получены обществом от федерального казенного предприятия "Управление торговли Северного флота" согласно передаточному акту от 22.07.2009 (л.д.46,47,51,54,55,59,65,66 том 1).
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
Из пунктов 4.1 и 4.2 Устава общества следует, что оно осуществляет деятельность в целях удовлетворения потребностей в производстве товаров, работ и услуг для обеспечения обороноспособности Российской Федерации, а также для удовлетворения потребностей национальной экономики и получения прибыли.
Пунктами 4.3 и 4.4 Устава обществу предоставлено право заниматься другими видами деятельности, определенными федеральными органами, и на основании специального разрешения, а также не запрещенными законодательством Российской Федерации.
Ограничение земельных участков в обороте и их исключение из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Судами установлено, что общество в рамках указанной уставной деятельности в 2010 году исполняло заключенные с ОАО "Военторг" государственные контракты в том числе и на поставку хлебобулочных изделий.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности", силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки.
К функциям по обеспечению безопасности относятся, в том числе, создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности и управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях (статья 9 Закона N 2446-1).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации, наделенное функциями по управлению акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации, указало приоритетные направления деятельности соответствующих акционерных обществ, в том числе по следующим вопросам: торгово-бытовое обслуживание и организация питания в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков (л.д.162-163 том 1).
В силу изменений, внесенных в Устав общества 29.06.2010, ОАО "Управление торговли Северного флота" является дочерним по отношению к открытому акционерному обществу "Военторг". Указания основного общества (приказы, распоряжения и иные письменные требования) обязательны для общества (л.д.113 том 1).
Согласно пункту 4.1. Устава ОАО "Военторг" общество осуществляет управленческие и контрольные функции по владению акциями дочерних обществ в целях координации и кооперации их производственно- хозяйственной деятельности, организации производства продукции, выполнения работ и оказания услуг дочерними обществами в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов государственных и иных заказчиков, включая иностранных, иных потребителей для удовлетворения их общественных потребностей, а также внедрения новых разработок и технологий в данной области и получения прибыли (л.д.39 том 2).
ОАО "Военторг" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 N 155-р является единственным исполнителем, оказывающим услуги по питанию, хлебопечению, поставке хлеба, банно-прачечному обслуживанию и индивидуальному пошиву предметов военной формы одежды для нужд Минобороны России, в том числе организаций, подведомственных Минобороны России (л.д.69 том 2).
В соответствии с пунктом 4.1. Устава ОАО "Управление торговли Северного флота" общество осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей в производстве товаров, работ, услуг для обеспечения обороноспособности Российской Федерации, а также для удовлетворения потребностей национальной экономики и получения прибыли (л.д.91 том 1).
Пунктом 4.2 Устава общества виды деятельности, осуществляемые обществом, в том числе: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, оказание других видов услуг и выполнение работ для военнослужащих, членов их семей и населения в местах службы и проживания в стационарных условиях, на полевых учениях и маневрах, а также в местах проведения миротворческих и контртеррористических операций на территории Российской Федерации и за ее пределами; организация розничной и оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами, ювелирными изделиями, печатными изданиями и товарами военного ассортимента; организация и предоставление услуг в сфере общественного питания и бытового обслуживания и других услуг и работ для военных и иных потребителей; выпечка и реализация хлебобулочных изделий для военных и иных потребителей и т.д. (л.д.92 том 1).
Как следует из договоров поставки хлебобулочных изделий, заключенных в период с 01.04.2010 по 25.12.2010 между ОАО "Управление торговли Северного флота" (Поставщик) и ОАО "Военторг" (Заказчик) указанный товар поставляется грузополучателям в соответствии со спецификацией (приложениям к договору) (л.д.90, 118, 124, 146 том 2).
Грузополучателями указанного товара являются только войсковые части (л.д.92 оборот, л.д. 122,123,129,129 оборот, л.д.152 оборот том 2).
Исходя из содержания договора поставки от 25.12.2010 N ПХВ N 10/144 поставка товара осуществляется в рамках исполнения государственного оборонного заказа на поставку хлебобулочных изделий для нужд Министерства обороны Российской Федерации, Заказчик является головным исполнителем оборонного заказа, Поставщик - исполнителем оборонного заказа (л.д.146 оборот том 2).
Указание в выписке из ЕГРЮЛ основного вида деятельности "Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия" (ОКВЭД 52.11), а также дополнительных видов деятельности, не свидетельствует о том, что общество не осуществляет деятельность в целях удовлетворения потребностей в производстве товаров, работ, услуг для обеспечения обороноспособности страны.
Довод налогового органа, что Обществом оказывались услуги не только военнослужащим, но и гражданским лицам с целью получения дохода как коммерческой организации, в связи с чем применение льготы не правомерно, отклоняется апелляционным судом.
Материалами дела подтверждается, что заявитель ограничен в праве по распоряжению принадлежащим ему недвижимым имуществом. Как следует из абзаца 14 пункта 14.2 статьи 14 Устава общества принятие решение о заключении сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения недвижимого имущества, принадлежащего заявителю, осуществляется по согласованию с основным обществом (ОАО "Военторг") (изменения к Уставу, л.д.113 том 1).
Ограничение по совершению сделок с недвижимостью установлено и указаниями Министра обороны Российской Федерации от 05.11.2009 N 205/2/746 (л.д.163-164 том 1). Пунктом 12 указаний предусмотрено, что вопросы по совершению сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно недвижимого имущества обществ (в том числе - залог), а также пользованием недвижимым имуществом обществ, подлежат обязательному согласованию с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и наличия заключения ОАО "Оборонсервис".
Указание в правоустанавливающих документах категории земель (земли населенных пунктов), а не земли обороны и безопасности, не является основанием для вывода об отсутствии у налогоплательщика права на льготу, предусмотренную пунктом 2 статьи 389 НК РФ.
Из вышеизложенного следует, что спорные земельные участки были предоставлены Предприятию и используется обществом для обеспечения государственной безопасности и обороны. Иными словами общество в 2010 года осуществляло деятельность, направленную на обеспечение государственной безопасности и обороны, а следовательно, указанные земельные участки как составная часть используемого в такой деятельности имущества заявителя использовался именно в указанных целях.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2011 по делу N А66-4008/2010.
В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом не представлены доказательства того, что спорные земельные участки используются в иных, не направленных на обеспечение безопасности и обороноспособности государства, целях.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
В апелляционной жалобе инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2011 по делу N А42-7026/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
...
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации, наделенное функциями по управлению акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации, указало приоритетные направления деятельности соответствующих акционерных обществ, в том числе по следующим вопросам: торгово-бытовое обслуживание и организация питания в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков (л.д.162-163 том 1).
...
ОАО "Военторг" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 N 155-р является единственным исполнителем, оказывающим услуги по питанию, хлебопечению, поставке хлеба, банно-прачечному обслуживанию и индивидуальному пошиву предметов военной формы одежды для нужд Минобороны России, в том числе организаций, подведомственных Минобороны России (л.д.69 том 2).
...
Указание в правоустанавливающих документах категории земель (земли населенных пунктов), а не земли обороны и безопасности, не является основанием для вывода об отсутствии у налогоплательщика права на льготу, предусмотренную пунктом 2 статьи 389 НК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А42-7026/2011
Истец: ОАО "Управление торговли Северного флота"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2035/12