город Ростов-на-Дону |
|
27 марта 2012 г. |
дело N А32-37252/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Л.А. Захаровой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Тбилисский водоканал" - представитель - Леконцева С.А. по доверенности от 01.11.2011 г.,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания управление уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тбилисский водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2012 по делу N А32-37252/2011 принятое в составе судьи Шкира Д.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тбилисский водоканал" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тбилисский водоканал" (далее - ООО "Тбилисский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (далее - Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю) о признании незаконным и отмене постановления от 03.10.2011 г. N 07-24-18-ЭВ-2 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Решением суда от 03.02.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в пользовании недрами в отсутствие соответствующей лицензии.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Тбилисский водоканал" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 03.02.2012 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что 31.08.2011 г. оно обратилось с заявкой на получение лицензии на пользование недрами в Управление по недропользованию, что свидетельствует о принятии всех зависящих мер по соблюдению действующего законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы. Заявила ходатайство об отложении дела в связи с рассмотрением Управлением по недропользованию Краснодарского края заявления общества о выдаче лицензии.
Рассмотрев указанное ходатайство, судебная коллегия считает его не подлежащим удовлетворению в связи с отсутствием предусмотренных ст. 158 АПК РФ оснований для отложения судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 01.08.2011 г. по 26.08.2011 г. Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю проведена проверка деятельности ООО "Тбилисский водоканал" на предмет соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования при осуществлении деятельности.
В ходе проверки установлено, что ОАО "ЖКХ Тбилисского района" передало в аренду обществу "Тбилисский водоканал" скважины N 72672, N 72934, N 4013, N 72671, N 46597, N 46596, N 2031, N 51415, N 78544, N 358-Д, N 2033, N 368-Д, N 2032, N 72935, N 68, N 01П, N 78938, N 78545, N 1064, N 2036, N 7807, N 541-Д, N 51338, N 72669, N 79026, N 2037 (договор аренды от 05.05.2011 г.. N 27, акт приема-передачи скважин от 01.08.2011 г.).
В период с 01.08.2011 г. по 01.09.2011 г. объем добытой предприятием воды из 27 скважин составил 187 998 куб. м. При этом лицензия на право пользования недрами у ООО "Тбилисский водоканал" отсутствует.
По данному факту в отношении ООО "Тбилисский водоканал" составлен протокол об административном правонарушении N 07-24-18ЭВ-1 от 28.09.2011 г.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении 03.10.2011 г. государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю вынесено постановление N 07-24-18-ЭВ-2, которым ООО "Тбилисский водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии со статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.
В силу с части 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В статье 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" государственным органом, осуществляющим контроль по вопросу предотвращения самовольного пользования недрами, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Тбилисский водоканал" осуществляло добычу подземных вод, используя 27 скважин, без лицензии на право осуществления такого вида деятельности. Так, материалами административного дела подтверждается, что в период с 01.08.2011 г. по 01.09.2011 г. объем добытой предприятием воды составил 187 998 куб. м.
Наличие события административного правонарушения подтверждено материалами административного дела, а именно: протоколом осмотра от 18.09.2011 г. и протоколом об административном правонарушении N 07-24-18ЭВ-1 от 28.09.2011 г..
Судом первой инстанции установлено, что у заявителя имелась возможность для соблюдения требований, установленных законодательством об использовании недр, но общество не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, что указывает на наличие вины в совершении правонарушения. Доказательств совершения обществом противоправного деяния в состоянии крайней необходимости материалы дела не содержат.
Обращение в уполномоченный орган с заявкой на получение соответствующей лицензии 31.08.2011 г., тогда как скважины фактически переданы обществу в аренду 01.08.2011 г., не свидетельствует о принятии ООО "Тбилисский водоканал" всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства о недрапользовании, поскольку общество имело возможность не осуществлять добычу подземных вод до получения соответствующей лицензии.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в деянии ООО "Тбилисский водоканал" состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП является обоснованным.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный государственный порядок правоотношений, складывающийся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, направленный на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения и территорий и не может быть признано малозначительным.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу управлением не допущено.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" государственным органом, осуществляющим контроль по вопросу предотвращения самовольного пользования недрами, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
...
Обращение в уполномоченный орган с заявкой на получение соответствующей лицензии 31.08.2011 г., тогда как скважины фактически переданы обществу в аренду 01.08.2011 г., не свидетельствует о принятии ООО "Тбилисский водоканал" всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства о недрапользовании, поскольку общество имело возможность не осуществлять добычу подземных вод до получения соответствующей лицензии.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в деянии ООО "Тбилисский водоканал" состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП является обоснованным.
...
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А32-37252/2011
Истец: ООО "Тбилисский водоканал"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю