г. Пермь |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А60-56063/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.
судей Риб Л.Х., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
от заявителя - Администрации Ирбитского муниципального образования (ОГРН 1026600881757, ИНН 6642001136): не явились;
от заинтересованного лица - отдела надзорной деятельности МО город Ирбит, Ирбитского МО Главного управления МЧС России по Свердловской области: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Администрации Ирбитского муниципального образования
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 января 2012 года
по делу N А60-56063/2011,
принятое судьей Окуловой В.В.
по заявлению Администрации Ирбитского муниципального образования
к отделу надзорной деятельности МО город Ирбит, Ирбитского МО Главного управления МЧС России по Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Администрация Ирбитского муниципального образования (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения наименования заинтересованного лица) к отделу надзорной деятельности МО город Ирбит, Ирбитского МО Главного управления МЧС России по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 110 от 08.12.2011 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 руб. по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что администрация является органом местного самоуправления, следовательно, финансируется из бюджета Ирбитского МО на основании бюджетной сметы, решение вопросов местного значения осуществляется с учетом выделенного финансирования на эти цели. У заявителя не имелось возможности для устранения нарушений норм пожарной безопасности в связи с отсутствием финансирования на их устранение, то есть отсутствует вина заявителя.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.11.2011, 17.11.2011 на основании распоряжения N 226 от 11.11.2011 проведена внеплановая выездная проверка помещений Ирбитской районной территориальной избирательной комиссии, расположенных в помещениях Администрации Ирбитского муниципального образования по адресу: г.Ирбит, ул.Орджоникидзе,30, в ходе которой установлено нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), иных нормативно-правовых актов по пожарной безопасности, а именно: не все помещения территориальной избирательной комиссии оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 таб.3 п.38); помещения администрации не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией (ППБ 01-03 п. 3, НПБ 104-03 таб.2 п.15); вторая дверь основного эвакуационного выхода из помещений администрации открывается не по ходу эвакуации из здания (ППБ 01-03 п. 52).
По результатам проведения проверки составлен акт проверки N 226 от 17.11.2011.
В адрес Администрации Ирбитского муниципального образования выдано предписание от 17.11.2011 N 226/1/81 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 28.11.2011.
30.11.2011 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 110, а 08.12.2011 в отношении заявителя вынесено оспариваемое постановление N 110, согласно которому Администрация Ирбитского муниципального образования привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ и отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности, что явилось основанием для отказа в удовлетворении требований.
Не усматривая основания для отмены обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Нарушение требований пожарной безопасности по вышеуказанной части ст. 20.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно части 1 статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Статьей 37 данного Федерального закона установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
Перечисленные в постановлении N 110 от 08.12.2011 нарушения заявителем требований Правил пожарной безопасности, иных нормативно-правовых актов по пожарной безопасности, суд первой инстанции обоснованно посчитал установленными, согласившись с доводами административного органа.
Факт наличия установленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки 226 от 17.11.2011, протоколом об административном правонарушении N 110 от 30.11.2011 и иными материалами административного дела. Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности в действиях (бездействии) заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции также пришел к выводу о доказанности наличия в действиях заявителя вины в совершении вменяемом административном правонарушении.
Согласно ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения, выразившаяся в бездействии, отсутствии надлежащего и своевременного контроля за соблюдением Правил пожарной безопасности, установлена административным органом и подтверждена материалами дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Правил пожарной безопасности.
Суд первой инстанции обоснованно не принял доводы заявителя о том, что у учреждения не имелось возможности для устранения нарушений норм пожарной безопасности в связи с отсутствием бюджетного финансирования на их устранение, поскольку недостаточное финансирование не может служить обстоятельством, исключающим вину заявителя в совершении административного правонарушения. Ряд вменяемых заявителю нарушений требований пожарной безопасности не требуют значительных финансовых затрат, о чем свидетельствует факт их последующего устранения заявителем.
Необходимо отметить, что в данном случае ряд нарушений выявлен повторно, ранее вынесенное предписание от 28.11.2002 N 361 содержало аналогичные требования и не были выполнены заявителем. Каких-либо доказательств невозможности выполнения требований Правил пожарной безопасности, равно как и обоснования тому, что при эксплуатации помещений не возникает угрозы здоровью и жизни людей заявителем не представлено в материалы дела.
Факты устранения заявителем части нарушений после их установления административным органом, финансовое положение, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, апелляционный суд признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что состав административного правонарушения в действиях заявителя установлен и доказан.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено, заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в рамках срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Наказание применено административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
С учетом характера правонарушения, совершенного в области пожарной безопасности, степени его потенциальной общественной опасности, допущенных нарушений в области пожарной безопасности, могущих повлечь значительные неблагоприятные последствия, безразличного отношения заявителя к соблюдению действующего законодательства в данной области, обстоятельств рассматриваемого дела, основания для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 января 2012 г.. по делу N А60-56063/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Ирбитского муниципального образования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
...
Факт наличия установленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки 226 от 17.11.2011, протоколом об административном правонарушении N 110 от 30.11.2011 и иными материалами административного дела. Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности в действиях (бездействии) заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
...
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в рамках срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Наказание применено административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
С учетом характера правонарушения, совершенного в области пожарной безопасности, степени его потенциальной общественной опасности, допущенных нарушений в области пожарной безопасности, могущих повлечь значительные неблагоприятные последствия, безразличного отношения заявителя к соблюдению действующего законодательства в данной области, обстоятельств рассматриваемого дела, основания для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП отсутствуют."
Номер дела в первой инстанции: А60-56063/2011
Истец: Администрация Ирбитского муниципального образования
Ответчик: Главный государственный инспектор г. Ирбита и Ирбитского района по пожарному надзору Сутягин А. Г., Главный государственный инспектор г. Ирбита и Ирбитского района по пожарному надзору Сутягин Александр Григорьевич
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1817/12