г.Москва |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А40-116573/11-153-1060 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.03.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Свиридова В.А., Захарова С.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.,
при участии:
от заявителя: |
Бычков М.Ю. по дов. от 01.08.2011; |
от ответчика: |
Глушенкова И.С. по дов. от 15.03.2012; |
от третьего лица: |
Гончарова А.С. по дов. от 23.03.2011; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "МОЭСК" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2012 по делу N А40-116573/11-153-1060 судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ОАО "МОЭСК" (ОГРН 1057746555811, 115114, г.Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д.3, стр.2)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
третье лицо: Кишенина К.В.
о признании недействительным решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "МОЭСК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС по Московской области) от 07.07.2011 по делу N 05-15/24-11 о нарушении ОАО "МОЭСК" антимонопольного законодательства.
Решением от 20.01.2012 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал, мотивировав свои выводы тем, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа полностью соответствуют положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в письменных объяснениях, приобщенных к материалам дела в порядке ст.81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель третьего лица в судебном заседании также поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в адрес УФАС по Московской области поступило обращение гр. Кишениной К.В. с жалобой на неправомерные действия ОАО "МОЭСК", связанными с ненаправлением договора об осуществлении технологического присоединения в срок, установленный Правилами технологического присоединения.
По результатам рассмотрения дела N 05-15/24-11 УФАС по Московской области принято решение от 07.07.2011 о наличии в действиях ОАО "МОЭСК" нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "МОЭСК", выразившегося в ущемлении интересов гр. Кишениной К.В. путем ненаправления договора технологического присоединения к электрическим распределительным сетям в установленный Правилами технологического присоединения срок. Заявителю выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, ОАО "МОЭСК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ, ст.13 ГК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствия данного акта закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Между тем, в настоящем случае оспариваемые заявителем решение и предписание антимонопольного органа являются законными, обоснованными и не нарушают прав и законных интересов общества.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность.
При рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом было достоверно установлено, что ОАО "МОЭСК" нарушило ч.1 ст.10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с названной нормой Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Заявитель - ОАО "МОЭСК" является электросетевой организацией, занимающей доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, а также по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "МОЭСК".
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод антимонопольного органа о том, обществом нарушен порядок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств по заявке Кишениной К.В., выразившегося в ненаправлении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Как усматривается из материалов дела, гр. Кишенина К.В. имеет в собственности жилое здание, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Бауманская, д.13, стр.1 (Свидетельство о государственной регистрации права серия 77 АЖ N 219566 от 24.09.2007). Указанное жилое помещение состоит из 6 квартир.
Технологическое присоединение необходимо исключительно для бытовых нужд, с максимальной единовременной мощностью до 15 кВт на каждую квартиру, в связи с чем 30.10.2009 гр. Кишенина К.В. обратилась в адрес ОАО "МОЭСК" с заявками об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по указанному адресу.
Заявки зарегистрированы в ОАО "МОЭСК" за N N МС-09-102-4528; МС-09-102-4527; МС-09-102-4526; МС-09-102-4525; МС-09-102-4524 от 30.10.2010.
27.02.2010 ОАО "МОЭСК" письмом (исх. N МКС/01/3159) сообщило гр. Кишениной К.В. о невозможности заключения договора об осуществлении технологического присоединения 6 квартир, расположенных в жилом здании по адресу: г.Москва, ул.Бауманская, д.13, стр.1, в связи с тем, что единовременная мощность в точке присоединения будет превышать 15 кВт.
На основании ч.1 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.
В соответствии с п.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 6 Правил технологического присоединения установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные указанными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно п.15 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.
Как достоверно установлено Комиссией Московского областного УФАС России, ОАО "МОЭСК" договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств в установленный Правилами технологического присоединения срок в адрес гр. Кишениной К.В. не направило.
Таким образом, Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела N 05-15/24-11 о нарушении антимонопольного законодательства было правильно установлено, что ОАО "МОЭСК" без каких-либо оснований не направило в адрес гр. Кишениной К.В. договоры об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим распределительным сетям в срок, установленный Правилами технологического присоединения.
Что касается направления обществом в адрес гр. Кишениной К.В. письма-уведомления о возможности заключения договоров на технологическое присоединение с оплатой по тарифу, установленному РЭК г.Москвы, то как правильно отметил суд первой инстанции в своем решении, с момента получения заявок до момента направления указанного письма прошло более четырех месяцев.
Изложенное свидетельствует о правомерности вывода ответчика о наличии в действиях заявителя нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемых решения о нарушении заявителем Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и предписания об устранении выявленных нарушений, антимонопольным органом доказаны.
Принимая оспариваемые решение и предписание, УФАС по Московской области действовало в рамках предоставленных антимонопольному органу действующим законодательством полномочий.
Вывод суда относительно законности и обоснованности оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа является правомерным и обоснованным.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, правильно применил нормы права, подлежащие применению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2012 по делу N А40-116573/11-153-1060 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.
В соответствии с п.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
...
Что касается направления обществом в адрес гр. Кишениной К.В. письма-уведомления о возможности заключения договоров на технологическое присоединение с оплатой по тарифу, установленному РЭК г.Москвы, то как правильно отметил суд первой инстанции в своем решении, с момента получения заявок до момента направления указанного письма прошло более четырех месяцев.
Изложенное свидетельствует о правомерности вывода ответчика о наличии в действиях заявителя нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемых решения о нарушении заявителем Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и предписания об устранении выявленных нарушений, антимонопольным органом доказаны."
Номер дела в первой инстанции: А40-116573/2011
Истец: ОАО "МОЭСК", ОАО Московская объединенная электросетевая компания " (ОАО "МОЭСК")
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области
Третье лицо: Кашенина К. в., Кишенина К. В.