г. Самара |
|
28 марта 2012 г. |
Дело N А55-16140/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Конкур-Самара" - не явился, извещен;
от Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Самарской области -не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Найдовский П.Е., по доверенности от 28.12.2011 года N 12-8130,
от Кочетова Э.А. - не явился, извещен,
от Кочетова Л.Н. -не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 марта 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Конкур-Самара", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2011 года по делу N А55-16140/2011, судья Стенина А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Конкур-Самара", г. Самара, (ОГРН 1086312002424),
к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
Кочетов Э.А., г. Пермь,
Кочетов Л.Н., г. Пермь,
о признании недействительным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 13.05.2011 г. N 63-00-119/11-65456,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Конкур-Самара" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области, с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, просит признать недействительным решение ответчика об отказе в осуществлении кадастрового учета от 13.05.2011 г. N 63-00-119/11-65456 и обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области (далее - ответчик) осуществить пересмотр кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:2285 общей площадью 97955 кв. м., расположенный по адресу: г. Самара, ул. Дальневосточная, 2, 2а, и внести изменения в кадастровый паспорт в графы 12 и 13 в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка N011/11 от 25.02.2011 г., и установить кадастровую стоимость земельного участка равной 184 841 085 руб., стоимость одного квадратного метра равной 1 887 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Конкур-Самара" отказано.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришёл к выводу, что положения части 3 статьи 66 ЗК РФ подлежат применению и толкованию в совокупности с нормами Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" а также с положениями части 1 статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ. Суд считает, что оспариваемое решение ответчика не противоречит положениям ФЗ N 221-ФЗ, нормам Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и интересов заявителя.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что судом не была дана оценка следующему обстоятельству:
Заявителем был представлен отчёт оценщика о рыночной стоимости земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость более чем на 30 процентов превышает рыночную стоимость участка, то есть имеется существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью.
Кроме того, считает, что судом дано неверное толкование норм материального права: и в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители заявителя, ответчика, Кочетова Э.А. и Кочетова Л.Н. не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лица, участвующего в деле, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела заявитель на основании договора купли-продажи земельного участка N 356-2010/к от 01.09.2010 г. и Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N2090 от 23.08.2010 г. является собственником (на праве обшей долевой собственности - 13888/39984 доли) земельного участка общей площадью 97955 кв. м., расположенный по адресу: г. Самара, ум. Дальневосточная, 2, 2а с кадастровым номером 63:01:0000000:2285. Право собственности зарегистрировано 26.10.2010 г.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:2285 общей площадью 97955 кв.м. расположенный по адресу г. Самара, ул. Дальневосточная, 2, 2а кадастровая стоимость равна 242 551 273,2 руб. 20 коп.
В соответствии с полученным заявителем 25.02.2011 г. от ООО "Лига-Консалт оценка" отчетом N 011/11 об оценке рыночной стоимости земельного участка в городском округе Самара, общей площадью 97955,00 кв. м., кадастровый номер 63:01:0000000:2285, рыночная стоимость земельного участка расположенного по адресу: г. Самара, ул. Дальневосточная. 2, 2а с кадастровым номером 63:01:0000000:2285 составила 184 841 085 руб. (л.д. 12-14).
Заявитель 15 апреля 2011 г. обратился с заявлением о внесении изменений в кадастровый паспорт земельного участка по адресу г. Самара, ул. Дальневосточная, 2, 2а с кадастровым номером 63:01:0000000:2285 в части кадастровой стоимости (графа 12,13) на основании отчета о рыночной оценке.
Решением ответчика об отказе в осуществлении кадастрового учета от 13 мая 2011 г. N 63-00-119/11-65456 заявителю было отказано во внесении изменений кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 года N 221-ФЗ на основании того, что заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона (л.д. 6). В отказе ответчик ссылается на то, что согласно заявлению Общество просило внести изменения в характеристики земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:2285, а именно: изменений иных сведений об объекте недвижимости. К учетному делу приложен Отчет от 25.02.2011 года N 011/11. Однако из представленных документов невозможно определить вид кадастровых процедур.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился в арбитражный суд Самарской области, судебным актом которого в удовлетворении требований заявителю отказано.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении требований арбитражный суд руководствовался следующим.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В статье 66 Земельного кодекса РФ прямо предусмотрено, что рыночная цена земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, а для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 9 Правил государственная оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (далее - Правила), при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В период 2007-2008 г.г. по состоянию на 01.01.2007 г. Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Министерством экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. N 39 (далее - Методические указания) и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 г. N П/0152 (далее - Технические рекомендации) проводился комплекс работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Самарской области. Результаты указанных работ утверждены постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N473.
Статья 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" выделяет два вида стоимости объекта: рыночную стоимость и иную его стоимость.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" исходя из наиболее эффективного использования земельного участка, то есть наиболее вероятного его использования, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства. Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможного обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования.
В силу статьи 8 Закона N 135-ФЗ оценка требуется в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям. Такими основаниями являются случаи, предусмотренные нормативными актами (в целях приватизации, передачи в доверительное управление; при использовании указанных объектов в качестве предмета залога; при их продаже или ином отчуждении; при переуступке долговых обязательств, связанных с данными объектами; при передаче в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц и т.п.).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (когда кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с его определенной на момент внесения в кадастр рыночной стоимостью).
При рыночной оценке действуют Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 г. N 568-р.
От рыночной стоимости земельных участков следует отличать нормативно-рассчитываемую стоимость. Такой стоимостью пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации признает кадастровую стоимость земельного участка.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, в которых определен порядок и лица, ответственные за проведение кадастровой оценки земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. При оценке земель принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном и судебном порядке.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. N 39.
Таким образом, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в результате государственной кадастровой оценки земель нормативно определен и не является произвольным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (которым и была дополнена статья 66 Земельного кодекса пунктом 3), положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы, по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
12.01.2010 г. сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:2285 (242551273.20 руб.) внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия согласно постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Как правильно указал суд первой инстанции, до утверждения актуализированных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Самарской области, ответчику определить кадастровую стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером 63:01000:0006:2285 равной его рыночной стоимости, согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка, представленного заявителем, не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", сведения о кадастровой оценке объектов недвижимости вносятся на основании информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
Иной способ внесения сведений о кадастровой оценке объектов недвижимости, в данном случае на основании заявления заявителя и отчета о рыночной стоимости не предусмотрен.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2011 года по делу N А55-16140/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, в которых определен порядок и лица, ответственные за проведение кадастровой оценки земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
...
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. N 39.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (которым и была дополнена статья 66 Земельного кодекса пунктом 3), положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы, по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
...
Как правильно указал суд первой инстанции, до утверждения актуализированных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Самарской области, ответчику определить кадастровую стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером 63:01000:0006:2285 равной его рыночной стоимости, согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка, представленного заявителем, не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", сведения о кадастровой оценке объектов недвижимости вносятся на основании информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости."
Номер дела в первой инстанции: А55-16140/2011
Истец: ООО "Конкур-Самара"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области
Третье лицо: Кочетов Э. А., Кочетова Л. В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15940/11