г. Саратов |
|
28 марта 2012 г. |
Дело N А06-7537/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.,
при участии в заседании: от УФАС по Астраханской области - представитель Камакина Т.Н., по доверенности N 9 от 19.01.2012 г., представитель Гриднев Е.И., по доверенности N 22 от 23.03.2012 г., от ООО "Трансфер" - представитель Босов С.В., по доверенности от 04.03.2011 г., Огрин О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС по Астраханской области,
на решение арбитражного суда Астраханской области от "19" января 2012 года по делу N А06-7537/2010 (судья Ю.В.Подосинников)
по заявлению ООО "Трансфер", Астраханская область, г. Ахтубинск,
к УФАС по Астраханской области,
третьи лица: Муниципальное предприятие "Ахтубинское автотранспортное предприятие", Государственное предприятие Астраханской области "Пассажирское автотранспортное предприятие N 3", Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области,
о признании незаконным решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Астраханской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Трансфер" с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 07.09.2010 г.. N 11 -К-05-10.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 11.03.2011 года, оставленным без изменения Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 года, в удовлетворении требований ООО "Трансфер"- отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа решение Арбитражного суда Астраханской области от 11.03.2011 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 по делу N А06-7537/2010 отменены. Дело N А06-7537/2010 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
При новом рассмотрении заявитель дополнил основания в подтверждение своих требований, указав, что рассмотрение дела УФАС в отношении ООО "Трансфер" было проведено в нарушение антимонопольного законодательства, а именно нарушений норм Закона О защите конкуренции (части 1,3 статьи 39), а также пунктов 3.6, 3.10 Административного регламента ФАС России, пунктов 1.3., 1.4.3., Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган (т.10.л.д.17).
Решением арбитражного суда Астраханской области от 19 января 2012 года заявленные требования общества удовлетворены.
С вынесенным решением суда первой инстанции управление не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, ООО "Трансфер" осуществляет перевозку пассажиров по межобластному маршруту "г.Ахтубинск - г. Волгоград" в соответствии с лицензией от 14.11.2008 N АСС-30-14059-001 "На право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом вместимостью более 8 человек" и согласно утвержденному Паспорту автобусного маршрута N 516.
Муниципальное предприятие "Ахтубинское АТП" обратилось в УФАС по Астраханской области с жалобой на неправомерные действия, выражающиеся в недобросовестной конкуренции со стороны ООО "Трансфер".
В обосновании своей жалобы МУП "Ахтубинское АТП" указало, что согласно Паспорту автобусного маршрута N 516 ООО "Трансфер" по пути следования по маршруту "Ахтубинск-Волгоград" имеется три остановочных пункта: Ахтубинск-Знаменск-Волгоград. Однако, в процессе оказания услуг ООО "Трансфер" использует остановочные пункты не предусмотренных расписанием движения автобусов для ООО "Трансфер".
Решением Астраханского УФАС России от 07.09.2010 по делу N 11-К-05-10 ООО "Трансфер" было признано нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
ООО "Трансфер", не согласившись с вынесенными антимонопольным органом решением и предписанием, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Трансфер" проведено с нарушением норм Федерального закона N 135 -ФЗ, в том числе ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 44 и ч.ч. 3 и 5 ст. 40 ФЗ N 135-ФЗ.
Данный вывод суда первой инстанции, судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели урегулированы Федеральным законом от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 135-ФЗ Федеральная антимонопольная служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функцию по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства непосредственно и через свои территориальные органы.
При реализации данной функции антимонопольный орган наделен полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (статья 23 Федерального закона N 135-ФЗ).
Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 15.12.2006 N 324, установлено, что территориальный орган ФАС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной антимонопольной службе, названным Положением, правовыми актами ФАС России. Территориальный орган ФАС России осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
УФАС по Астраханской области осуществляет свою деятельность на территории Астраханской области.
Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства регламентирован главой 9 Федерального закона N 135-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган утверждены Приказом Федеральной антимонопольной службы от 01.08.2007 N 244 (далее - Правила).
В пункте 1.4.3 Правил указано, что, если в ходе рассмотрения заявления, материалов или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории деятельности двух и более территориальных органов, в этом случае заявление, материалы направляются соответствующими территориальными органами в Федеральную антимонопольную службу для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов дела.
Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447 утвержден прилагаемый Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - Административный регламент).
Пунктом 3.6 Административного регламента заявление, материалы, указывающие на то, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов Российской Федерации, подаются:
- в соответствующий территориальный орган, если территория, на которой совершено нарушение, либо если место нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление, материалы, совпадает с территорией, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган;
- в ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление, материалы.
На основании пункта 3.10 Административного регламента территориальный орган в течение десяти дней со дня получения заявления, материалов, отвечающих условиям, указанным в пункте 3.6 Регламента, передает такое заявление, материалы, уведомив об этом заявителя, в ФАС России для решения вопроса о том, каким антимонопольным органом будет рассмотрено такое заявление, материалы.
ФАС России в случае необходимости может запросить у территориального органа заявление, материалы для своего рассмотрения.
Территориальный орган направляет в ФАС России это заявление, материалы с приложением всех имеющихся документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства, как представленных с заявлением, материалами, так и собранных антимонопольным органом в процессе рассмотрения такого заявления, материалов.
Судом установлено, что предметом рассмотрения антимонопольного органа являлись односторонние действия ООО "Трансфер" основанные на письме направленным 05.03.2010 в адрес ГП АО "ПАТП N 3" от ООО "Трансфер" об изменений стоимости проезда пассажиров и провоза багажа по прилагаемым тарифам и схема регулярного междугородного автобусного маршрута "Ахтубинск-Волгоград", утвержденная директором ООО "Трансфер" Огриным О.Н. 02.10.2009 г.., согласно которой помимо трех остановочных пунктов, установленных Расписанием движения автобусов регулярного экспрессного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации "Волгоград-Ахтубинск", обслуживаемого ООО "Трансфер", утвержденном и внесенном в реестр Министерства транспорта Российской Федерации N 3016516, обозначены еще шесть остановочных пунктов, а именно: тр. Покровка, тр. Пологое Займище, тр. Капустин Яр, тр. Ленинск, тр. Средняя Ахтуба, тр. г. Волжский.
Указанные изменения стоимости проезда пассажиров и провоза багажа по прилагаемым тарифам и схема регулярного междугородного автобусного маршрута "Ахтубинск-Волгоград", не ограничивают своего действия территорией Астраханской области, а применялись автовокзалом г. Волгограда, что подтверждается указанными в решении Астраханского УФАС России от 07 сентября 2010 года по делу N 11 -К-05-10 фактами посадки-высадки пассажиров на остановочных пунктах, не предусмотренных Расписанием движения автобусов регулярного экспрессного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации "Волгоград-Ахтубинск", обслуживаемого ООО "Трансфер", утвержденным внесенным в реестр Министерства транспорта Российской Федерации 18.06.2009 г.. N3016516, подтверждаются ведомостью учета предварительной (текущей) продажи билетов на автобусные маршруты.
Таким образом, заключение вменяемого соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство, его реализация путем осуществления пассажирских перевозок по маршруту "Ахтубинск-Волгоград" по расписанию, не предусмотренному утвержденным в установленном порядке для МП "Ахтубинское АТП" паспортом маршрута N 516, реализация ГУП "ВОП "Вокзал-Авто" и ГП Астраханской области "ПАТП N 3" билетов на данный маршрут, совершается на территории двух субъектов - Астраханской и Волгоградской области.
Таким образом, рассмотрение данных изменений о стоимости проезда пассажиров и провоза багажа по прилагаемым тарифам и схеме регулярного междугородного автобусного маршрута "Ахтубинск-Волгоград" относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы или территориального органа, назначенного ФАС России.
Несоблюдение требований части 1 статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ, пунктов 1.4.3 Правил, пункта 3.10 Административного регламента влечет рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства с нарушением установленного порядка, решение по результатам такого рассмотрения считается принятым в отсутствие надлежащих полномочий.
Допущенные антимонопольным органом нарушения являются безусловным основанием для признания оспариваемого решения незаконным вне зависимости от наличия либо отсутствия события и состава вменяемого антимонопольного правонарушения.
Иных доводов о несогласии с решением суда первой инстанции апелляционная жалоба УФАС по Астраханской области не содержит.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно и обоснованно взыскал с управления судебные расходы в размере 12 000 руб.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно части 2 указанной статьи расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Из содержания пункта 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что, ООО "Трансфер" в обоснование требований о возмещении судебных расходов представлены доказательства, свидетельствующие о разумности заявленных требований, а именно договор на оказание юридических услуг от 01.04.2010 года, квитанция об оплате услуг от 02.12.2010 года, платежное поручение N 203 от 01.12.2010 года об оплате госпошлины в сумме 2000 рублей. (Т.1 л.д.8,20-23).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, заявленные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку установленных судом первой инстанции доказательств, которые не могут являться основанием к отмене принятого решения.
Изложенное свидетельствует о том, что суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще оценил их.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от "19" января 2012 года по делу N А06-7537/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Н.В. Луговской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган утверждены Приказом Федеральной антимонопольной службы от 01.08.2007 N 244 (далее - Правила).
...
Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447 утвержден прилагаемый Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - Административный регламент).
...
Несоблюдение требований части 1 статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ, пунктов 1.4.3 Правил, пункта 3.10 Административного регламента влечет рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства с нарушением установленного порядка, решение по результатам такого рассмотрения считается принятым в отсутствие надлежащих полномочий.
...
Из содержания пункта 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела."
Номер дела в первой инстанции: А06-7537/2010
Истец: ООО "Трансфер"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: ГП АО " Пассажирское автотранспортное предприятие N3", Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, МП "Ахтубинское автотранспортное предприятие"