г. Чита |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А19-18099/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Ячменева Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Администрации муниципального образования "Братский район" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 января 2012 года по делу N А19-18099/2011, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области (ОГРН 1043800922967, ИНН 3804030755, место нахождения: 665709, Иркутская область, г.Братск, ул. Наймушина, 34а) к Финансовому управлению Администрации муниципального образования "Братский район" (ИНН 3823028737, ОГРН 1023802318759, место нахождения: 665770, Иркутская область, г.Вихоревка, ул.Дзержинского, 105) о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, (суд первой инстанции Колосов В.И.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Муниципального образования "Братский район" в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования "Братский район" (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 31.05.2010. по делу N А19-8876/10-24, в неинформировании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области о неисполнении исполнительного листа N001722898 от 15.07.2010 в течении 10 дней со дня истечения срока исполнения исполнительного документа, в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Муниципального образования "Братский район" (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 31.05.2010 по делу NА19-8876/10-24 в соответствии с исполнительным листом N001722898 от 15.07.2010.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Муниципального образования "Братский район" (ИНН 3823028737 ОГРН 1023802318759 место нахождения: 665770, Иркутская область, г.Вихоревка, ул.Дзержинского, 105).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 января 2012 года бездействие Администрации Муниципального образования "Братский район" в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования "Братский район" выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 31.05.2010 по делу N А19-8876/10-24, в неинформировании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области о неисполнении исполнительного листа N001722898 от 15.07.2010 в течении 10 дней со дня истечения срока исполнения исполнительного документа, в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрация Муниципального образования "Братский район" (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), признано незаконным как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Администрацию Муниципального образования "Братский район" в лице Финансового управления Администрации Муниципального образования "Братский район" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 31.05.2010 по делу NА19-8876/10-24 в соответствии с исполнительным листом N001722898 от 15.07.2010.
Судом установлено, что в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок исполнительный лист N 001722898 от 15.07.2010 возвращен взыскателю не был, т.е. данный исполнительный документ был принят финансовым управлением к исполнению, однако обязанность по его полному и своевременному исполнению не исполнил, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Муниципального образования "Братский район" обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что приостановление операций по лицевым счетам должника является правом, а не обязанностью финансового управления, в рассматриваемом случае основания для применения такой меры принуждения отсутствовали.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган выражает согласие с решением суда первой инстанции, считает его законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
В судебное заседание представители, участвующих в деле лиц не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел 23.02.2012.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Иркутской области от 31.05.2010 по делу N А19-8876/10-24 с Администрации Муниципального образования "Братский район" взыскано 480 118 руб. 65 коп. задолженности по единому социальному налогу и пени.
Во исполнение данного решения Арбитражным судом Иркутской области выдан исполнительный лист N 001722898 от 15.07.2010.
Указанный исполнительный лист был направлен взыскателем для исполнения в Администрацию Муниципального образования "Братский район".
Данные документы были получены ответчиком 04.03.2011 г.
В установленный срок требования исполнительного документа ответчиком выполнены не были.
Налоговый орган, полагая, что при этом было допущено нарушение его прав и законных интересов, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании бездействия Администрации Муниципального образования "Братский район" незаконными.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
На основании пункта 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Из частей 5 и 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом- требованием.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок данный исполнительный лист ответчиком возвращен взыскателю не был, т.е. исполнительный документ был принят ответчиком к исполнению, однако ответчик обязанности по его полному и своевременному исполнению не исполнил, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
Позиция суда первой инстанции относительно признания незаконным бездействия финансового управления, выразившегося в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации, является правильной, исходя из следующего.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
По смыслу пунктов 3-7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (далее - финансовый орган), в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
При неисполнении исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в финансовый орган данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов). Операции по лицевым счетам не приостанавливаются лишь при наличии таких обстоятельств, как отсрочка, рассрочка или отложение исполнения судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, либо его отмена или приостановление исполнения.
Приостановление финансовым органом операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается. Следовательно, в данных отношениях соответствующий финансовый орган выступает именно в качестве специального органа, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых счетах бюджетных учреждений. В этой сфере действия финансового органа предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами.
Обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном указанной нормой, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 10247/10.
Факт незаконного бездействия финансового органа по неисполнению, решения Арбитражного суда Иркутской области от 31.05.2010 по делу N А19-8876/10-24 включает в себя, в том числе, не информирование финансовым органом в течение 10 дней налогового органа о неисполнении третьим лицом исполнительного листа в установленный трехмесячный срок.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но признаны необоснованными.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области 12 января 2012 года по делу N А19-18099/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
По смыслу пунктов 3-7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (далее - финансовый орган), в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
...
При неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном указанной нормой, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 10247/10."
Номер дела в первой инстанции: А19-18099/2011
Истец: МИФНС РФ N11 по Иркутской области
Ответчик: Администрация муниципального образования "Братский район" в лице Финансового управления администрации муниципального образования "Братский район", Муниципальное образование "Братский район" в лице Финансового управления администрации муниципального образования "Братский район"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Братский район", МРИФНС N15 по Иркутской области.