г. Самара |
|
28 марта 2012 г. |
Дело N А65-23990/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Дерби" - не явился, извещен;
от Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Самарской области -не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 марта 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Дерби", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2011 года по делу N А65-23990/2011, судья Хасанов А.Р.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дерби", г. Казань (ОГРН 1021603626615, ИНН 1660031423),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613),
о признании решения государственного органа незаконным, об обязании провести государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дерби", г. Казань (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании решения государственного органа незаконным, об обязании провести государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить согласно статье 269 АПК РФ и вынести новое решение об удовлетворении требований заявителя. Ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя (исх. от 29.02.2012 г. N 42/10).
В апелляционной жалобе заявитель считает, что отказ в удовлетворении исковых требований незаконен и не соответствует ГК РФ, Градостроительному кодексу, полномочный орган не определил, что необходимости в оформлении разрешения на строительство не имеется, со ссылкой на закон.
Считает, что нарушены материальные права истца в части ограничения гражданского оборота объекта.
Ответчик считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве на апелляционную жалобу от 22.02.2012 г. N 03-08/3233. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя (исх. от 17.02.2012 г. N 03-08/2926).
В судебное заседание апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела заявитель 12 апреля 2011 года представил документы ответчику для государственной регистрации права собственности на здание торгового павильона, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Мира.
Уведомлением N 01/180/2010-093 от 22.04.2011 г. ответчик приостановил государственную регистрацию для устранения замечаний, указанных в данном уведомлении (л.д. 173).
Уведомлением N 01/180/2011-093 от 16.05.2011 г. ответчик приостановил государственную регистрацию по заявлению заявителя (л.д. 176).
Сообщением от 26.08.2011 года N 01/180/2011-93 ответчик отказал заявителю в государственной регистрации права собственности на здание торгового павильона, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Мира на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (том 1 л.д. 8).
Согласно позиции ответчика спорный объект недвижимости является самовольной постройкой.
В суде первой инстанции ответчик представил на обозрение частное определение, вынесенное судом общей юрисдикции, согласно которому ответчику было указано на недопущение нарушений закона в случае регистрации объектов недвижимости при отсутствии документов, оговоренных в законе.
Заявитель, посчитав, что указанный отказ ответчика нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующим заявлением, судебным актом которого в удовлетворении требований заявителю отказано.
Арбитражный суд, отказывая заявителю в удовлетворении требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с положениями статьи 131 ГК РФ и статей 4, 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Основанием государственной регистрации прав являются правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права лица на объект недвижимости.
Таким образом, права на объекты временного назначения государственной регистрации не подлежат.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального Закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Документами, подтверждающими факт создания объекта недвижимого имущества, являются: документы об отводе земельного участка для строительства объекта; разрешение на строительство; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Без этих документов строительство объекта как недвижимое имущество не влечет последствий в виде возникновения права собственности на недвижимую вещь. В этом случае отсутствует указанное в статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательное условие для возникновения права собственности - создание новой вещи в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (ст.18 Закона о регистрации).
В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии со статьями 51, 55 указанного закона документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).
Согласно материалам дела исходя из расписки в получении документов на государственную регистрацию заявитель в числе других документов представил разрешение на строительство торговых павильонов, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Мира (том 1 л.д. 171).
Помимо этого материалы дела содержат технический паспорт от 08.08.2008 г. на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Казань, ул. Мира (том 1 л.д. 93-101).
Из описания конструктивных элементов здания следует, что здание имеет литера А, год постройки 2002, группа капитальности определена I.
Указанный объект состоит из бетонно-ленточного фундамента, стены из металлопрофиля, здание обеспечено электроснабжением.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 7, 12 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утверждённого Постановлением правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. N 921, первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр). Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.
Таким образом, с учетом указанных норм закона, технической инвентаризации подлежат только объекты капитального строительства, по результатам которой оформляется технический паспорт на соответствующий объект такой инвентаризации, оформление технического паспорта возможно в отношении объектов капитального строительства.
С учетом изложенных обстоятельств, объект, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Мира, является объектом капитального строительства.
Согласно пункту 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Таким образом, документом, дающим застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства, а также документом, удостоверяющим выполнение строительства объекта капитального строительства, являются разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Арбитражный суд установил и подтверждено материалами дела, что заявитель, обращаясь в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества, не представил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Заявитель не представил доказательства того, что в спорном случае разрешения на строительство не требуется. При этом материалы дела разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не содержат.
С позиции изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд сделал правильные и обоснованные выводы относительно отказа заявителю в удовлетворении требований.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2011 года по делу N А65-23990/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
...
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 7, 12 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утверждённого Постановлением правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. N 921, первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
...
Согласно пункту 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации."
Номер дела в первой инстанции: А65-23990/2011
Истец: ООО "Дерби", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан