город Омск |
|
28 марта 2012 г. |
Дело N А75-8673/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1219/2012) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.12.2011 по делу N А75-8673/2011 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" о признании уточненного требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Франк Н.Н. (по доверенности N 56/12 от 01.01.2012 сроком действия по 31.12.2012);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным и об отмене уточненного требования от 27.07.2011 N 02700540073867 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Заявленные требования мотивированы тем, что суммы пени начислены Управлением необоснованно и не могут быть взысканы в связи с наличием у Общества переплаты по страховым взносам на момент сдачи уточненного расчета.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.12.2011 по делу N А75-8673/2011 заявленные требования удовлетворены в полном объёме. Уточненное требование от 27.07.2011 N 02700540073867 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признано недействительным. С Управления в пользу ООО "РН-Юганскнефтегаз" взыскано 2 000 руб. расходов по уплаченной государственной пошлине.
Не соглашаясь с решением суда, Управление в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на нарушение заявителем требований законодательства о пенсионном страховании, выразившемся в несвоевременной уплате ежемесячных обязательных платежей.
Отмечает, что Управление учитывает страховые взносы, перечисленные платёжными поручениями ООО "РН-Юганснефтегаз" по тем периодам и основаниям, которые указаны самим плательщиком в платёжном поручении.
От ООО "РН-Юганскнефтегаз" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
От Управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса, тем самым удовлетворив ходатайство заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
28.04.2011 заявителем в орган Пенсионного фонда представлен расчет по начисленным и уплаченным взносам за 1 квартал 2011 года (том 1 л.д. 12-16).
Перечисленные в расчете суммы обязательных взносов перечислены заявителем своевременно до окончания сроков уплаты (том 1 л.д.10-11).
08.06.2011 заявителем в связи с обнаружением ошибок при начислении взносов в орган Пенсионного фонда представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (том 1 л.д.17-21).
Согласно таблицам расчетов пени уплата страховых взносов (разница между суммами уплаченных и доначисленных взносов) произведена заявителем до подачи уточненного расчета - 30.05.2011 (том 1 л.д.17-21).
Управлением в связи с обнаружением несвоевременной уплаты страховых взносов в адрес ООО "РН-Юганскнефтегаз" направлено уточненное требование от 27.07.2011 N 02700540073867 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, согласно которому обществу предложено уплатить в срок до 16.08.2011 пени:
- по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 256 руб. 74 коп.,
- по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 50 руб. 25 коп.,
- в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 36 руб. 10 коп.,
- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 21 руб. 97 коп. (том 1 л.д. 9-11).
Основанием для выставления указанного требования явилось несвоевременное внесение заявителем взносов в счет уплаты обязательных платежей за первый квартал 2011 года.
Не согласившись с указанными требованиями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением от 21.12.2011 требования заявителя удовлетворены.
Данное решение является предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения.
Федеральный Закон N 167 от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
ООО "РН-Юганскнефтегаз", являющееся в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет (статья 14 Федерального закон а от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Пунктом 2 статьи 24 указанного закона страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
По общему правилу, установленному подпунктом 1 пункта 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ, обязанность коммерческих организаций по уплате страховых взносов считается исполненной со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно статье 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.
Если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что платежное поручение от 09.03.2011 N 566 (том 1, л.д. 25) на сумму 73 436 203 руб., является подтверждением уплаты недоимки и соответствующей пени в добровольном порядке, исходя из следующего.
Получателем средств в данном платежном поручении указано Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре).
По сведениям Управления указанная сумма поступила в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, зачислена в качестве оплаты за страховые взносы на ОПС по страховой части трудовой пенсии в соответствии с указанным в платёжном поручении назначении платежа, образовав переплату по данному виду страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 24 Закона об обязательном страховании предусмотрено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 5 статьи 18 Закона о страховых взносах предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного пенсионного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно подпункту 4 пункта 6 статьи 18 Закона о страховых взносах обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Положения вышеуказанных норм предусматривают, что сам факт неправильного указания назначения платежа не свидетельствует об отсутствии исполнения обязанности по уплате недоимки и соответствующей пени.
В рассматриваемом случае установлено, что денежные средства поступили на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации и пенсионный орган не оспаривает факт поступления денежных средств во внебюджетный фонд. Данное обстоятельство в апелляционной жалобе также не опровергнуто.
Следовательно, указание в платежном поручении неверного назначения платежа, не привело к не поступлению средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
С учетом изложенного, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что неверное указание назначения платежа при реальном поступлении денежных средств в сумме 73 436 203 руб. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, не может считаться неуплатой спорной недоимки и соответствующей пени.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии вышеизложенным нормам материального права вывода суда первой инстанции о том, что Учреждение исполнило свою обязанность по уплате недоимки и соответствующей пени, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводы Управления о том, что начисление неустойки следует производить по день списания денежных средств со счёта плательщика, свидетельствующего, по мнению заинтересованного лица, об осуществлении уплаты, не принимается судом апелляционной инстанции, как противоречащий положениям пункта 1 части 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которому обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего КБК) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Таким образом, время, предоставленное банку для проведения банковских операций по перечислению на основании платежного поручения денежных средств с одного расчетного счета на другой не должно учитываться при определении момента исполнения обязательства.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции удовлетворив заявленные требования о признании недействительным и об отмене уточненного требования от 27.07.2011 N 02700540073867 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, принял законное и обоснованное решение, полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения. Апелляционная жалоба Управления - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.12.2011 по делу N А75-8673/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса, тем самым удовлетворив ходатайство заинтересованного лица.
...
ООО "РН-Юганскнефтегаз", являющееся в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет (статья 14 Федерального закон а от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
...
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом."
Номер дела в первой инстанции: А75-8673/2011
Истец: ООО "РН-Юганскнефтегаз"
Ответчик: Государственной учреждение Управление Пенсионного Фонда в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югре