г. Челябинск |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А76-15320/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рачкова В.В.,
судей Вяткина О.Б., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шаламовой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" в лице Уренгойского филиала на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.12.2011 по делу N А76-15320/2011 (судья Писаренко Е.В.)
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" - Узденов Э.Н. (доверенность N 524 /11 от 14.09.2011);
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" --Минеева Н.А. (доверенность от 20.09.2011)
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - ООО "Газпромтранс", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 6 827 руб. 58 коп.
Определением арбитражного суда от 17.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Ямальская железнодорожная компания" (далее - ОАО "Ямальская железнодорожная компания", третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.12.2011 в удовлетворении исковых требований ООО "Газпромтранс" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Газпромтранс" просило решение суда отменить и удовлетворить исковые требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Газпромтранс" сослалось на то, что, установив и указав в железнодорожных накладных и квитанциях даты доставки спорных вагонов - 21.12.2010, ответчик нарушил принятые на себя обязательства и фактически доставил - 26.12.2010. Полагает, что общий нормативный срок доставки вагонов, произведенный расчетным способом на основании Правил составляет 15 суток. Фактически вагоны находились в пути следования 16 суток, т.е. допущена просрочка на 1 сутки по каждому вагону.
До начала судебного заседания ОАО "Ямальская железнодорожная компания" представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу.
При этом третье лицо в отзыве пояснило, что нормативный срок доставки груза рассчитывается исходя из требований Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом МПС РФ от 16.06.2003 N 27. Считает, что общий срок доставки груза составляет 14 суток и поскольку груз был доставлен ответчиком фактически за 16 суток, просрочка доставки груза составила 2 суток по каждому вагону. Утверждает, что осуществило перевозку груза по железнодорожному участку ст. Новый Уренгой - ст. Сывдарма в установленные правилами сроки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третье лицо не явилось. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнительно пояснил, что ответчик неправомерно применил в расчете в качестве срока поставки трое суток.
Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласен. Решение суда считает законным и обоснованным. В обоснование своих доводов, пояснил, что разногласий между истцом и ответчиком относительно срока поставки не было. Считает, что разница между расчетом и контррасчетом возникла вследствие неправильного исчисления истцом расстояния.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.12.2010 со станции Новый Уренгой на станцию Шагол Южно-Уральской железной дороги грузоотправителем ООО "Газпромтранс" в адрес грузополучателя "Регионнефтепродукт" отправлены следующие вагоны:
- N 50705318 по железнодорожной накладной N 79986363 от 10.12.2010,
- N 50705441 по железнодорожной накладной N 79986364 от 10.12.2010
Истец, полагая, что ответчиком допущена просрочка доставки порожних вагонов каждого на один сутки, направил в адрес перевозчика претензию (исх. N 19/222 от 07.02.2011 г.) с требованием оплатить пени в сумме 6 827 руб. 58 коп.
Ответчик в адрес истца направил ответ на претензию (исх. N ЮУТЦФТОУК-2/4-65 ЕАСАПР-11/110 от 16.03.2011 г.), в котором указал, что рассмотреть данную претензию не имеется возможности, так как согласно статье 120 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) к претензии должен быть приложен оригинал транспортной железнодорожной накладной или заверенная заявителем претензии копия.
Ссылаясь на неуплату ответчиком пеней за просрочку доставки грузов, истец обратился в суд. В качестве нормативного правового обоснования исковых требований указал ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 25, 33, 95, 105, 120, 123, 124, 125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска, суд согласился с контррасчетом, представленным представителем ответчика, в связи с чем основания для возложения на ответчика штрафа за просрочку доставки груза в размере 6 827 руб. 58 коп. не усмотрел. При этом, суд указал, что согласно пункту 2 Правил исчисления сроков, сроки доставки грузов на железнодорожные станции строящейся железнодорожной линии или отправляемых с железнодорожных станций такой линии на железнодорожный транспорт общего пользования, перевозимых по единому перевозочному документу, определяются как сумма сроков доставки отдельно за расстояние по железнодорожному транспорту общего пользования и отдельно за расстояние по строящейся железнодорожной линии. Сроки доставки грузов за расстояние по строящейся железнодорожной линии исчисляются исходя из уменьшенных в два раза норм суточного пробега, указанных в пункте 2.1 настоящих Правил, с увеличением на двое суток на осуществление операций по передаче грузов с железнодорожного транспорта общего пользования на строящуюся железнодорожную линию (и обратно). Согласно пункту 5.1 Правил исчисления сроков сроки доставки грузов увеличиваются на 1 сутки на каждую инфраструктуру при перевозке грузов с участием нескольких инфраструктур.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на материалах дела и требованиях закона.
Согласно ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в установленные правилами перевозки сроки.
Нормативные сроки доставки грузов определяются в соответствии с Правилами.
В соответствии с абз. 4, 5, 6 ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой ст. 29 названного Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со ст. 97 названного Устава.
Пунктом 2 Правил исчисления сроков предусмотрено, что сроки доставки грузов на железнодорожные станции строящейся железнодорожной линии или отправляемых с железнодорожных станций такой линии на железнодорожный транспорт общего пользования, перевозимых по единому перевозочному документу, определяются как сумма сроков доставки отдельно за расстояние по железнодорожному транспорту общего пользования и отдельно за расстояние по строящейся железнодорожной линии.
Сроки доставки грузов за расстояние по строящейся железнодорожной линии исчисляются исходя из уменьшенных в два раза норм суточного пробега, указанных в пункте 2.1 настоящих Правил, с увеличением на двое суток на осуществление операций по передаче грузов с железнодорожного транспорта общего пользования на строящуюся железнодорожную линию (и обратно).
В соответствии с п. 5.1. Правил исчисления сроков сроки доставки грузов увеличиваются на 1 сутки - на каждую инфраструктуру - при перевозке грузов с участием нескольких инфраструктур.
Из транспортных железнодорожных накладных следует, что станция отправления - Новый Уренгой, в качестве станции передачи указана Сывдарма, перевозчиком по строящимся линиям являлось ОАО "Ямальская железнодорожная компания".
Согласно Тарифному руководству N 4 (ред. от 28.11.2008 от 16.09.2011) "Книга 2 "Часть 1. Алфавитный список железнодорожных станций" (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества) станция Новый Уренгой, относится к строящейся железнодорожной линии, открытой для временной эксплуатации и включенной в прямое сообщение с железными дорогами единой сети, с расстоянием от станции примыкания 151 км.
Истец при расчете штрафа необоснованно определяет срок доставки груза до станции Коротчаево, в то время как станция назначения в транспортных железнодорожных накладных указана ст. Шагол Южно-Уральской железной дороги, в связи с чем его расчёт подлежит критической оценке.
Контррасчёт ответчиком составлен с применением п.п. 2.1, 5.1, 5.13, 9 Правил, в связи с чем правомерно признан судом правильным (т. 1 л.д. 117).
С учётом увеличения срока доставки груза на одни сутки на операции по передаче из одной инфраструктуры в другую в соответствии с п. 5.13 Правил срок доставки от ст. Новый Уренгой до ст. Сывдарма составил 7 суток, от ст. Сывдарма до ст. Шагол - 9 суток с учётом увеличения срока доставки на операции, связанные с отправлением/прибытием груза в соответствии с п. 5.1 Правил, а также по п. 5.12 Правил в связи с перевозкой опасных грузов. Таким образом общий срок доставки составляет 16 дней.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод подателя жалобы о том, что срок доставки составляет 15 дней.
Исследовав материалы дела по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом не доказан факт просрочки доставки груза по спорным накладным, поскольку срок доставки 16 дней совпадает с нормативным сроком доставки.
В соответствии со ст.ст. 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку истец не доказал нарушение ответчиком сроков доставки груза, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании пени за нарушение сроков доставки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.12.2011 по делу N А76-15320/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" в лице Уренгойского филиала - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Рачков |
Судьи |
А.А. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответчик в адрес истца направил ответ на претензию (исх. N ЮУТЦФТОУК-2/4-65 ЕАСАПР-11/110 от 16.03.2011 г.), в котором указал, что рассмотреть данную претензию не имеется возможности, так как согласно статье 120 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) к претензии должен быть приложен оригинал транспортной железнодорожной накладной или заверенная заявителем претензии копия.
Ссылаясь на неуплату ответчиком пеней за просрочку доставки грузов, истец обратился в суд. В качестве нормативного правового обоснования исковых требований указал ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 25, 33, 95, 105, 120, 123, 124, 125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
...
Согласно ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в установленные правилами перевозки сроки.
...
Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Номер дела в первой инстанции: А76-15320/2011
Истец: ООО "Газпромтранс" в лице Уренгойского филиала
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала ЮУЖД, ОАО РЖД в лице филиала ОАО ЮУЖД
Третье лицо: ОАО "Ямальская железнодорожная компания"