г. Пермь |
|
28 марта 2012 г. |
Дело N А71-13611/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е.О.,
при участии:
от заявителя (Закрытое акционерное общество работников "Можгинское деревообрабатывающее народное предприятие" "Красная звезда") (ОГРН 1021801125301, ИНН 1830000383): извещен надлежащим образом, представители не явились;
от заинтересованного лица (Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике) (ОГРН 1041805000742, ИНН 1835060636): извещено надлежащим образом, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 января 2012 года
по делу N А71-13611/2011,
принятое судьей Иютиной О.В.,
по заявлению Закрытого акционерного общества работников "Можгинское деревообрабатывающее народное предприятие" "Красная звезда"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Закрытое акционерное общество работников "Можгинское деревообрабатывающее народное предприятие" "Красная звезда" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике (далее - Управление, административный орган) от 21.10.2011 N 94-11/192 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 23.01.2012 (резолютивная часть решения оглашена 20.01.2012) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований Обществу отказать.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган приводит доводы о доказанности в действиях Общества состава административного правонарушения.
Общество не согласно с доводами апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участие не принимали, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в суде.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по информации, представленной Западно-Уральским Банком СБ РФ в отношении Общества проведена камеральная проверка соблюдения валютного законодательства.
В ходе проверки выявлен факт нарушения Обществом п.3.15 (1) Инструкции Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", выразившейся в нарушении срока переоформление паспорта сделки.
По результатам проверки в отношении Общества 08.09.2011 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ (л.д. 76-81); 21.10.2011 руководителем административного органа вынесено постановление, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. (л.д.9-16).
Не согласившись с постановлением Общество, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, представлять органам и агентам валютного контроля необходимые документы и информацию.
Согласно ст. 20 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
Единые правила оформления паспортов сделок установлены в Инструкции Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (Инструкция N 117-И).
Согласно п. 3.3 Инструкции N 117-И в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту оформляет один паспорт сделки в одном банке в соответствии с требованиями Инструкции.
В п. 3.15 Инструкции N 117-И предусмотрено, что в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки резидент представляет в банк следующие документы: два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки; документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт; иные документы, указанные в ч. 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, необходимые для переоформления паспорта сделки по контракту в порядке, установленном данной Инструкцией.
В соответствии с п. 3.15(1) Инструкции N 117-И резидент представляет документы, указанные в п. 3.15 Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту либо не позднее очередного срока представления в банк документов и информации в соответствии с требованиями Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.
Как усматривается из материалов дела, 01.10.2010 Обществом заключен внешнеторговый контракт на поставку товаров с нерезидентом ИП Андрющенко Е.П. (Казахстан) на сумму 15 000 000 руб.
В целях учета валютных операций 18.10.2010 Обществом в Филиале АКС Банка РФ (ОАО) Можгинское отделение N 4465 оформлен паспорт сделки N10100002/1481/1619/1/0.
21.12.2010 сторонами договора подписано дополнительное соглашение к контракту, которым общая сумма контракта увеличена до 20000000 руб.
25.02.2011 на расчетный счет заявителя поступили денежные средства в сумме 912514 руб. 78 коп. в счет оплаты товара по внешнеторговому контракту.
Паспорт сделки в связи с изменениями к контракту переоформлен 11.03.2011, то есть после валютной операции по контракту с нарушением срока, установленного п. 3.15 Инструкции N 117 на 13 дней.
Таким образом событие административного правонарушения в действиях Общества является доказанным.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции на основании имеющихся в деле документов (писем Банка от 26.09.2011, 06.10.2011, таблицы по операциям - л.д.52,54,55, 56) и пояснений представителя Общества установлено, что дополнительное соглашение к контракту поступило по системе "Банк-Клиент" 25.02.2011. Из-за расхождений в дате отправки сообщения сообщение не попало в операционный день, и в результате вообще не было обработано банком. По указанной причине 25.02.2011 переоформленный паспорт сделки банком был возвращен обществу. После повторного представления 11.03.2011 паспорта сделки переоформление паспорта сделки совершено по сообщению, поступившему 25.02.2011.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку в данном случае причиной несвоевременного оформления паспорта сделки явились несогласованные действия сотрудников Банка, что признается последним в письме от 06.10.2011 (л.д.55), аналогичные пояснения даны в судебном заседании представителем Банка Соловьевым А.А., допрошенным в судебном заседании в качестве свидетеля, вывод суда об отсутствии вины в действиях общества суд апелляционной инстанции считает обоснованным и не усматривает оснований для его переоценки при рассмотрении доводов подателя жалобы.
Ссылка административного органа на наличие у общества обязанности по переоформлению паспорта сделки в уполномоченном банке до дня осуществления следующей валютной операции, судом рассмотрена, признана признана несостоятельной, поскольку согласно п. п. 3.15(1) Инструкции N 117-И документы должны быть представлены не позднее дня осуществления валютной операции, то есть документы для переоформления паспорта сделки могут быть представлены и в день осуществления валютной операции.
Доводы административного органа о виновности действий Общества направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, оснований для которой апелляционный суд не усматривает.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 января 2012 года по делу N А71-13611/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3.15(1) Инструкции N 117-И резидент представляет документы, указанные в п. 3.15 Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту либо не позднее очередного срока представления в банк документов и информации в соответствии с требованиями Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.
...
Паспорт сделки в связи с изменениями к контракту переоформлен 11.03.2011, то есть после валютной операции по контракту с нарушением срока, установленного п. 3.15 Инструкции N 117 на 13 дней.
...
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
...
Ссылка административного органа на наличие у общества обязанности по переоформлению паспорта сделки в уполномоченном банке до дня осуществления следующей валютной операции, судом рассмотрена, признана признана несостоятельной, поскольку согласно п. п. 3.15(1) Инструкции N 117-И документы должны быть представлены не позднее дня осуществления валютной операции, то есть документы для переоформления паспорта сделки могут быть представлены и в день осуществления валютной операции."
Номер дела в первой инстанции: А71-13611/2011
Истец: ЗАОр МД НП "Красная звезда"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1703/12