г. Саратов |
|
30 марта 2012 г. |
Дело N А57-8986/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Никитина А.Ю., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коробка Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Саратовской области и общества с ограниченной ответственностью "Феникс" на решение арбитражного суда Саратовской области от 29 июня 2011 года по делу N А57-8986/2010 (судья Игнатьев Д.Ю.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Феникс", г. Саратов (ОГРН 1086454000082, ИНН 6454088381)
к Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов, (ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341),
Управлению Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов, (ОГРН 1026403343163, ИНН 6450024002),
Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360),
Министерству социального развития Саратовской области, г. Саратов, (ОГРН 1076450011439, ИНН 6452932553),
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва (ОГРН 1046405034301, ИНН 6452093820)
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц:
Комитета социальной защиты населения г. Саратова, г. Саратов, (ОГРН 1056415029670, ИНН 6450612011)
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (ОГРН 1066450123365, ИНН 6450921877), г. Саратов,
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (ОГРН 1066450127699, ИНН 6450922743), г. Саратов,
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (ОГРН 1066450123387, ИНН 6450921860), г. Саратов,
о взыскании 9 020 289 руб. 04 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Феникс" - Францифоровой С.Ю. по доверенности от 15.03.2012;
от Министерства финансов Саратовской области - Петрова М.В. по доверенности от 10.01.2012 N 08-03-01/3;
от Управления Федерального казначейства по Саратовской области - Секинина М.Н. по доверенности от 16.01.2012 N 15-14/240;
от Министерства социального развития Саратовской области - Салиенко Н.Е. по доверенности от 30.04.2012 N 01/1837;
от остальных лиц, участвующих в деле, - извещены, не явились,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - ООО "Феникс", истец) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Министерству финансов Саратовской области, Управлению Федерального казначейства по Саратовской области (далее - УФК по Саратовской области), третье лицо: Комитет социальной защиты населения г. Саратова, о взыскании убытков в размере 9 020 289 руб. 04 коп.
Судом первой инстанции в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство социального развития Саратовской области, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, третьи лица: ООО "Управляющая компания", (ОГРН 1066450123365), ООО "Управляющая компания" (ОГРН 1066450127699), ООО "Управляющая компания" (ОГРН 1066450123387).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом изменены исковые требования в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 2 787 816 руб. 16 коп.; с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет казны Саратовской области убытков в размере 6 285 322 руб. 89 коп.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции приняты к рассмотрению данные уточнения, поскольку они не противоречат закону и не нарушают права других лиц.
Решением суда первой инстанции от 29 июня 2011 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Феникс" взысканы убытки в размере 221281 руб. 21 коп. за период с 01 марта 2008 года по 31 декабря 2009 года, понесенные расходы по оплате госпошлины в размере 1 667 руб. 34 коп. С Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу ООО "Феникс" взысканы убытки в размере 532156 руб. 42 коп. за период с 01 марта 2008 года по 31 декабря 2009 года, понесенные расходы по оплате госпошлины в размере 4009 руб. 78 коп. В части взыскания убытков в размере 8319701 руб. 43 коп. в иске отказано. В иске к остальным ответчикам отказано. С ООО "Феникс" в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 264 руб. 24 коп.
УФК по Саратовской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29 июня 2011 года в части удовлетворения исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять в этой части по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований ООО "Феникс" к Министерству финансов Российской Федерации.
ООО "Феникс" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29 июня 2011 года в части взыскания убытков в размере 8319701 руб. 43 коп. по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ООО "Феникс" о взыскании в пользу ООО "Феникс" с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 2566534 руб. 90 коп. и с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет казны Саратовской области 5753166 рублей 40 копеек.
Представители министерства Саратовской области и
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав в судебном заседании представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2008 году собственники многоквартирных жилых домов в городе Саратове, по адресам: Сакко и Ванцетти д. 23, Ульяновская 17, Чернышевского 129, Чернышевского 129 А, Чернышевского 92, Бахметьевская N 30/32, ул. Вольская 45, Рабочая N 26, Рабочая 28/30, Вольская 32/34, Вольская 57, Радищева дом N 23а, ул. Т. Шевченко N 33/45, ул. М. Горького N 16/20, Горького 19, Советская 18, Советская 34, Новоузенская 24/32, Чапаева 19/27, Шелковичная N 23, Бахметьевская N 26/28, провели общие собрания, по итогам которых было принято решение об избрании в качестве управляющей организации ООО "Феникс" и заключения с ним договоров управления.
Ранее указанными домами управляло ООО "Управляющая компания" (ОГРН 1066450123365), ООО "Управляющая компания" (ОГРН 1066450127699) и ООО "Управляющая компания" (ОГРН 1066450123387). С указанными организациями у Комитета по социальной поддержке населения г. Саратова были заключены контракты на возмещение льгот, предоставленных отдельным категориям граждан. После расторжения собственниками помещений указанных выше домов договоров управления с ООО "Управляющая компания", последнее не расторгло контрактов на возмещение льгот с Комитетом по социальной поддержке населения г. Саратова и продолжало получать от него денежные средства на возмещение льгот.
С 1 марта 2008 г. ООО "Феникс" осуществляет управление жилыми домами, расположенными в городе Саратове по адресам: Чернышевского дома N : 92, 129, 129а, Вольская домами N 32/34, 57, Рабочая дома: N 26, 28/30, Бахметьевская дом N 30/32, Радищева дом N 23а, Т. Шевченко дом N 33/45, ул. М. Горького дома N 16/20, 19, с 1 апреля 2008 г. - Советская дама 18, 34, Вольская дом 45, Новоузенская 32/34, с 1 июня 2008 г. -Чапаева 19/27, Ульяновская 17, с 1 ноября 2008 г. - Шелковичная 23, с 1 января 2009 г. - Сакко и Ванцетти 23а, Бахметьевская 26/28, и предоставляет собственникам помещений коммунальные услуги и услуги ремонта и содержания общего имущества домов. ООО "Феникс", при предоставлении коммунальных услуг и услуг ремонта и содержания собственникам помещений в вышеуказанных домах предоставляло льготы отдельным категориям граждан при их оплате.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, ветеранам труда, ветеранам военной службы должны предоставляться льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно ст. 23.2 указанного федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии со ст. 28.2 указанного выше Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов в том числе, по оплате жилого помещения и коммунальных.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам Российской Федерации за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, гарантируются меры социальной поддержки.
Согласно ст. 14 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Согласно ст. 4 Закона Саратовской области от 12.09.2005 N 82-ЗСО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в Саратовской области" возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в том числе членам семей вышеперечисленных категорий граждан, совместно проживающим с ними, производится за счет средств областного бюджета.
В соответствии со ст. 1 Закона Саратовской области от 22.12.2004 N 66-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области" лицам, являющимся ветеранами труда, после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляются меры социальной поддержки, в том числе снижение на 50 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с законом области.
Согласно ст. 6 указанного закона, расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств областного бюджета.
В соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области от 22.12.2004 N 67-ЗСО "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" реабилитированные лица имеют право на снижение на 50 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, в соответствии с законом области.
Согласно ст. 6 указанного закона, расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств областного бюджета.
В соответствии со ст. 3 Закона Саратовской области от 09.11.2007 N 241-ЗСО "О ветеранах труда Саратовской области" ветеранам труда предоставляются меры социальной поддержки, в том числе - снижение на 50 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с законом области.
Согласно ст. 5 указанного закона, расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств областного бюджета.
Постановление Правительства Саратовской области от 28.04.2005 N 129-П "О порядке возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан" определяет порядок возмещения организациям, ТСЖ и ЖСК, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг населению в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Вышеуказанные расходы, возмещаются за счет субвенций из федерального бюджета в пределах выделенной суммы на очередной финансовый год.
Территориальные органы органа исполнительной власти области в сфере социальной защиты населения осуществляют возмещение расходов на основании договоров (контрактов), заключенных с организациями, товариществами собственников жилья и жилищностроительными кооперативами, оказывающими соответствующие жилищно-коммунальные услуги, при предоставлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы (списки-реестры, счета-фактуры) на бумажных и электронных носителях в формате, утвержденном приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 марта 2005 г. N 243, согласно приложению N 1. В случае предоставления недостоверной или неполной информации списки-реестры к оплате не принимаются.
После проверки представленных документов территориальные органы органа исполнительной власти области в сфере социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней производят организациям, оказывающим соответствующие жилищно-коммунальные услуги, возмещение расходов на основании выставленных счетов-фактур.
Истец утверждает, что предоставляя льготы отдельным категориям граждан ООО "Феникс" недополучило денежные средства в сумме 9 020 289 руб. 04 коп.
В результате исполнения ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах", ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг вышеуказанным категориям граждан в период с марта 2008 г. по декабрь 2009 г., обществом с ограниченной ответственностью "Феникс" не получены из бюджета Российской Федерации денежные средства на сумму 2 787 816 руб. 16 коп.
В результате исполнения Федерального закона от 12.01.1995 "О ветеранах", Закона Саратовской области от 12.09.2005 N 82-ЗСО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в Саратовской области", Закона Саратовской области от 22.12.2004 N 66-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области", Закона Саратовской области от 22.12.2004 N 67-ЗСО "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", Закона Саратовской области от 12.08.2005 N 82-ЗСО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в Саратовской области", Закона Саратовской области от 09.11.2007 N 241-ЗСО "О ветеранах труда Саратовской области" и предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг вышеуказанным категориям граждан в период с марта 2008 г.. по декабрь 2009 г.., обществом с ограниченной ответственностью "Феникс" не получены из бюджета субъекта Российской Федерации денежные средства на сумму 6285322 руб. 89 коп.
Факт предоставления гражданам льгот и размер выпадающих доходов подтверждается списками льготников с расчетами, удостоверениями льготников. Кроме того, факт коммунальных оказания услуг, предоставление льгот гражданам подтверждается платежными поручениями о перечислении денежных средств поставщикам услуг.
Во исполнение определений суда Комитетом социальной защиты населения г.Саратова произведена выверка реестров, представленных истцом на предмет правильности начисления мер социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг льготными категориями граждан, проживающих в домах ООО "Феникс" за период с марта 2008 г.. по декабрь 2009 г..
Согласно сведениям, представленным Комитетом социальной защиты населения г.Саратова письмом от 09.06.2011 N 1202-40-01/1753 установлена обоснованная сумма расходов понесенных истцом в размере 783753 руб. 14 коп. Данные расходы понесены по следующим категориям граждан:
- по Федеральному закону от 12.01.1995 "О ветеранах" - 102 226 руб. 40 коп.;
- по Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 119054 руб. 81 коп.;
- по Закону Саратовской области от 12.09.2005 N 82-ЗСО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в Саратовской области" - 516804 коп. 37 коп.;
- по Закону Саратовской области от 12.08.2005 N 82-ЗСО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в Саратовской области" - 15 352 руб. 05 коп.;
- по Закону Саратовской области от 25.04.2007 N 65-ЗСО "О социальной поддержке семей, имеющих детей-инвалидов по оплате жилого помещения в Саратовской области" - 7 731 руб. 72 коп.;
- по Закону Саратовской области от 28.05.2008 N 137 СЗО "О дополнительных мерах социальной поддержке участников и инвалидов Великой отечественной войны, проживающих на территории Саратовской области" - 22 583 руб. 79 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд первой инстанции с исковым требованием о взыскании убытков.
В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение причиненных убытков является одним из способов возмещения вреда.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает одним из способов защиты гражданских прав право требования возмещения убытков.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включившего в себя: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между двумя первыми элементами; г) вину причинителя вреда.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта или казны муниципального образования.
Право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного либо недостаточного бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Феникс" убытков в размере 221281 руб. 21 коп. за период с 01 марта 2008 года по 31 декабря 2009 года; с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу ООО "Феникс" убытков в размере 532156 руб. 42 коп. за период с 01 марта 2008 года по 31 декабря 2009 года. В остальной части иска суд первой инстанции отказал.
В целях определения суммы, понесенных истцом убытков в период с марта 2008 года по декабрь 2010 года, судом апелляционной инстанции по делу N А57-8986/2010 была проведена судебно-бухгалтерская экспертиза, поскольку вопросы, поставленные на разрешение экспертов, требовали специальных познаний и дополнительных разъяснений специалистов.
Заключением эксперта ООО "Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз" N 8085 от 27.02.2012 на поставленные судом вопросы сделаны следующие выводы:
1. Общая сумма льгот на оплату жилья, не возмещенных ООО "Феникс", утвержденных Комитетом социальной защиты населения г. Саратова, граждан, проживающих в домах по следующим адресам: ул. Чернышевского дома N 92,129,129а; ул. Вольская дома N 32/34,45,57; ул. Рабочая дома N 26,28/30; ул. Бахметьевская дом N 30/32; ул. Радищева дом N 23а; ул. Т.Шевченко дом N 33/45; ул. М. Горького дома N 16/20,19; ул. Советская дома 18,34; ул. Новоузенская дом 32/34; ул. Чапаева дом 19/27; ул. Ульяновская дом 17; ул. Шелковичная дом 23; ул. Сакко и Ванцетти дом 23; ул. Бахметьевская 26/28 в период с марта 2008 года по декабрь 2009 года составила 7 802 588 рублей 30 копеек.
2. Сумма денежных средств не возмещенная ООО "Феникс" по гражданам, за указанных граждан, кроме граждан, право на получение льгот которых не подтверждено по категории "Ветераны труда Саратовской области" в соответствии с Законом Саратовской области от 09.11.2007 N 241-ЗСО "О ветеранах труда Саратовской области" в период с марта 2008 года по декабрь 2009 года, составляет 717619,66 рублей.
3. Сумма денежных средств, не возмещенная ООО "Феникс" за указанных граждан, кроме граждан, право на получение льгот, которых не подтверждено по категории "реабилитированные, пострадавшие от политических репрессий", в соответствии с Законом Саратовской области от 22.12.2004 N 67-ЗСО "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" в период с марта 2008 года по декабрь 2009 года, составляет 135416,52 рублей.
4. Общая сумма денежных средств, не возмещенная ООО "Феникс" за указанных граждан, кроме граждан, право на получение льгот, которых не подтверждено по категории (инвалиды 3 группы), в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в период с марта 2008 года по декабрь 2009 года составляет 205212,71 рублей.
5. Общая сумма денежных средств, не возмещенная ООО "Феникс" за указанных граждан, кроме граждан, право на получение льгот, которых не подтверждено по категории "инвалиды 2 группы", в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в период с марта 2008 года по декабрь 2009 года составляет 880118,13 рублей.
6. Общая сумма денежных средств, не возмещенная ООО "Феникс" за указанных граждан, кроме граждан, право на получение льгот, которых не подтверждено по категории "инвалиды 1 группы", в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в период с марта 2008 года по декабрь 2009 года составляет 171935,62 рублей.
7. Общая сумма денежных средств, не возмещенная ООО "Феникс" за указанных граждан, кроме граждан, право на получение льгот, которых не подтверждено по категории "семьи, имеющие детей инвалидов", в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в период с марта 2008 года по декабрь 2009 года, составляет 68846,03 рублей.
8. Общая сумма денежных средств, не возмещенная ООО "Феникс" за указанных граждан, кроме граждан, право на получение льгот, которых не подтверждено по категории "граждане, в 1986-1987 годах принявшие участие в ликвидации аварии па Чернобыльской АЭС", в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросом радиоактивных отходов в реку Теча", в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию", вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с марта 2008 года по декабрь 2009 года составляет 23760,44 рублей.
9. Общая сумма средств не возмещенная ООО "Феникс" за указанных граждан, кроме граждан, право на получение льгот, которых не подтверждено категории "семьи, умерших участников Великой отечественной войны, в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" (согласно приложению по десятому вопросу заключения эксперта N 8085) составит в период с марта 2008 года по декабрь 2009 года, составляет 159467,57 рублей.
10. Общая сумма денежных средств, не возмещенная ООО "Феникс" за указанных граждан, кроме граждан, право на получение льгот, которых не подтверждено по категории "участники боевых действий" в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ от12.01.1995 "О ветеранах" в период с марта 2008 года по декабрь 2009 года составляет 20399,94 рублей.
11. Общая сумма денежных средств, не возмещенная ООО "Феникс" за указанных граждан, кроме граждан, право на получение льгот, которых не подтверждено по категории "участники Великой отечественной войны" в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" в период с марта 2008 года по декабрь 2009 года составляет 267080,22 рублей.
12. Общая сумма денежных средств, не возмещенная ООО "Феникс" за указанных граждан, кроме граждан, право на получение льгот, которых не подтверждено по категории "инвалиды Великой отечественной войны" в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" в период с марта 2008 года по декабрь 2009 года составляет 199353, 37 рублей.
13. Общая сумма денежных средств, не возмещенная ООО "Феникс" за указанных граждан, кроме граждан, право на получение льгот, которых не подтверждено по категории "Жителю блокадного Ленинграда"" в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" в период с марта 2008 года по декабрь 2009 года составляет 15459,40 рублей.
14. Общая сумма денежных средств, не возмещенная ООО "Феникс" за указанных граждан, кроме граждан, право на получение льгот, которых не подтверждено по категории "ветераны труда" в соответствии с Законом Саратовской области от 22.12.2004 N 66-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области" в период с марта 2008 года по декабрь 2009 года составляет 4909308 рублей.
Стороны, а также третьи лица, возражений по поводу правильности расчетов
эксперта в судебном заседании не заявили.
Таким образом, с учетом заключения эксперта N 8085 от 27.02.2012, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования ООО "Феникс" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 2 011 633 рублей 43 копейки, понесенных за период с 01.03.2008 по 31.12.2009, а также к Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области о взыскании убытков в размере 5 762 344 рубля 18 копеек, понесенных за период с 01.03.2008 по 31.12.2009, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В связи с этим решение Саратовской области от 29 июня 2011 года по делу N А57-8986/2010 подлежит изменению. В остальной части иска следует отказать.
Довод о том, что в отсутствие договора между Комитетом социальной защиты населения и ООО "Феникс", возмещение фактически понесенных затрат в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, невозможно, является необоснованным.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Таким образом, обязанность компенсировать убытки возникает не из договора, а из фактически оказанных услуг по льготным ценам. Факт оказания таких услуг истцом, ответчиками не опровергнут.
Довод УФК по Саратовской области о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов Саратовской области, поскольку субвенции в достаточном для выплаты компенсаций объеме были перечислены Саратовской области, подлежит отклонению, поскольку, учитывая положения статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", надлежащим ответчиком по данному спору является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Те же нормы не предусматривают право истца обратиться с каким-либо иском к ООО "Управляющая компания" и ООО "Управляющая компания", которым частично были произведены выплаты компенсаций за спорный период при отсутствии факта оказания услуг.
Таким образом, требования истца в объеме, подтвержденном заключением эксперта, подлежат удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в связи с оплатой государственной пошлины и судебной экспертизы подлежат распределению пропорционально удовлетворенным требованиям, и в удовлетворённой части возлагаются на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации - в сумме 32 398 рублей 42 копейки, на Саратовскую область в лице Министерства финансов Саратовской области - в сумме 92 210 рублей 09 копеек.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Саратовской области от 29 июня 2011 года по делу N А57-8986/2010 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Феникс", г. Саратов убытки в сумме 2 011 633 рублей 43 копейки, понесенные за период с 01.03.2008 по 31.12.2009, и расходы по оплате государственной пошлины и судебной экспертизы 32 398 рублей 42 копейки.
Взыскать с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Феникс", г. Саратов убытки в размере 5 762 344 рубля 18 копеек, понесенные за период с 01.03.2008 по 31.12.2009, и судебные расходы в связи с оплатой государственной пошлины и судебной экспертизы в сумме 92 210 рублей 09 копеек.
В остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
А.Ю. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8986/2010
Истец: ООО "Феникс"
Ответчик: Министерство социального развития Саратовской области, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Саратовской области, Управление Федерального казначейства по Саратовской области
Третье лицо: Комитет социальной защиты населения г. Саратова, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, ООО "Управляющая компания" (ОГРН 1066450123387), ООО "Управляющая компания" (ОГРН 1066450127699), ООО "Управляющая компания" (ОРГН 1066450123365)
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4235/13
24.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12253/12
06.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12253/12
24.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5147/12
30.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5901/11
29.06.2011 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-8986/10