г. Самара |
|
30 марта 2012 г. |
Дело N А49-7662/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 28 марта 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 марта 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Чичикина А.К., доверенность от 22.11.2011 г.,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 26 января 2012 г. по делу N А49-7662/2011 (судья Радин С.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оникс" (ОГРН 1105835003207), г. Пенза,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, г. Пенза,
Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва,
третье лицо - открытое акционерное общество "Научно-исследовательский и проектно-технологический институт химического машиностроения", г. Пенза,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Оникс" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (далее первый ответчик), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее второй ответчик) о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившемся в непринятии решения о предоставлении земельного участка площадью 36 567 кв. м., кадастровый номер 58:29:01006001:273, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1 в собственность ООО "Оникс"; о возложении на первого ответчика обязанности принять решение о предоставлении (продаже) земельного участка площадью 36 567 кв. м., кадастровый номер 58:29:01006001:273, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1 в собственность ООО "Оникс"; о понуждении первого ответчика в 10-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ООО "Оникс" договор купли-продажи земельного участка площадью 36 567 кв. м., с кадастровым номером 58:29:01006001:273, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1, с выкупной стоимостью земельного участка 2 112 045, 93 руб., определённой в соответствии с нормами части 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10. 2001 N 137 ФЗ".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 26 января 2012 г. по делу N А49-7662/2011 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не принятии решения о предоставлении земельного участка площадью 36 567 кв. м., кадастровый номер 58:29:01006001:273, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1 в собственность общества с ограниченной ответственностью "Оникс". На первого ответчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области возложена обязанность принять решение о предоставлении (продаже) земельного участка площадью 36 567 кв. м., кадастровый номер 58:29:01006001:273, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1 в собственность общества с ограниченной ответственностью "Оникс". В части требования о понуждении первого ответчика в 10-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Оникс" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 58:29:01006001:273 площадью 36 567 кв. м., расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1, с выкупной ценой стоимостью земельного участка 2 112 045, 93 руб., определяемой в соответствии с нормами части 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10. 2001 N 137 ФЗ" заявление оставлено без рассмотрения.
Первый ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части в которой было удовлетворено заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и просит отказать в удовлетворении заявления.
Заявитель, считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, на что возражений от лиц, участвующих в деле не поступило.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалованной части законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит недвижимое имущество: нежилое помещение в литере А (нежилое помещение) в литере А, административно-бытовое, производственное здание, обозначенное литерами Б, В; нежилое здание гаража, склада, лаборатории, обозначенное литерами Ж, Ж1, Ж2; нежилое здание теплицы, обозначенное литерами Л, Л1; здание деревообрабатывающей мастерской, обозначенное литерами З, З1. Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 58:29:01006001:273, площадью 36 567 кв.м. и 58:29:0100600:274, площадью 1 890, 0 кв.м. по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 58АА N 924426; 58АА N 924427; 58АА N 924428; 58АА N 924429; 58АА N924430; 58АА N 987790.
Из материалов дела также следует, что заявителю на праве собственности принадлежит недвижимое имущество: нежилое здание склада площадью 6 кв.м.; нежилое здание склада площадью 347, 4 кв.м.; нежилое здание склада площадью 505 кв.м.; нежилое здание склада площадью 100 кв.м.; нежилое здание склада площадью 341, 9 кв.м., нежилое здание склада площадью 65, 8 кв.м.; нежилое здание склада площадью 140, 9 кв.м.; нежилое здание склада площадью 65, 0 кв.м. Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 58:29:01 006001:27, площадью 36 567, 0 кв. м. по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 58АБ N 021739; 58АБ N 021740; 58АБ N 021741; 58АБ N 021742; 58АБ N 021743; 58АБ N 021744; 58АБ N 021745; 58АБ N 021746.
Статьей 264 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с абзацами 1, 2 части 1 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 1 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 08.08.2011 N 5829/215/11-3117, земельный участок с кадастровым номером 58:29:01006001:273 площадью 36 567, 0 +67, 0 кв.м., расположенный по адресу: Пензенская область, г. Пенза, ул. Германа Титова, 1 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, и находился на праве постоянного бессрочного пользования у ОАО "НИИПТхиммаш".
Принадлежность земельного участка на праве собственности Российской Федерации ответчиками не оспаривается.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно заявленных требований.
Как следует из материалов дела, Общество 25.08.2011 года обратилось в к первому ответчику с заявлением на приватизацию находящегося в государственной (федеральной) собственности земельного участка, на котором расположены приватизированные объекты недвижимости, находившиеся до отчуждения в федеральной собственности.
Посчитав незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не принятии в установленный срок решения о предоставлении земельного участка площадью 36 567 кв. м., кадастровый номер 58:29:01006001:273, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1, в собственность общества с ограниченной ответственностью "Оникс", нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанных действий государственного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа или органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии пунктом 5.39 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с подпунктами б), ж) пункта4.8 Положения определено, что Территориальное управление по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника при приватизации (отчуждению) федерального имущества и осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Таким образом, Территориальное управление является уполномоченным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности на территории Пензенской области.
Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о приобретении прав на земельный участок утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. Согласно указанному перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.
В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 Перечня к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную Регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы -В.1 и В.2, а также В.З и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре)); копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Поскольку заявитель является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 58:29:01006001:273, первый ответчик - Территориальное управление, в силу приведенных норм статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязан был подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его истцу, чего первый ответчик в установленный срок не сделал.
Согласно заявлению и приложениям к нему, требования данного Приказа заявителем были соблюдены в полном объеме, что по существу не оспаривается ответчиками.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти в месячный срок со дня поступления заявления обязан подготовить проект договора и направить его заявителям с предложением о заключении соответствующего договора.
Территориальное управление данной своей обязанности не выполнило, обосновывая это тем, что действует только на основании поручения Росимущества, которому 01.09.2011 за исх. N ТУ-548/М с сопроводительным письмом был направлен доработанный комплект документов на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 58:29:01006001:273, о чем 02.09.2011 письмом за исх. N ТУ-2400 сообщено истцу.
31.10.2011 г. заместителем руководителя Росимущества направлено первому ответчику письмо за исх. N 10/441, с указанием на невозможность приватизации земельного участка с кадастровым номером 58:29:01006001:273, в связи с тем, что испрашиваемый Обществом земельный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "НИИПТхиммаш".
Пакет документов направленный на приватизацию земельного участка 58:29:01006001:273 возвращен на доработку. В вышеуказанном письме Росимущество указало Территориальному управлению на необходимость представления документов на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком.
Согласно пункту 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно Положению о Территориальном управлении Территориальное управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
- осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления;
- заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество;
- осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Как следует из материалов дела, в приложении к сопроводительному письму от 01.09.2011 за исх. N ТУ-548/М о направлении в Росимущество комплекта документов на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 58:29:01006001:273, Территориальным управлением указан кадастровый паспорт земельного участка от 08.08.2011 N 5829/215/11 -3117 (позиция 116) и копия свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 26.05.2011 серии 58-АА N 988352 (позиция 17).
Согласно Положению о Территориальном управлении, первый ответчик, направляя комплект документов на приватизацию испрашиваемого истцом земельного участка, не мог не знать того, что испрашиваемый земельный участок формально не свободен от прав третьего лица, то есть о нахождении его на праве постоянного (бессрочного) пользования у третьего лица - ОАО "НИИПТхиммаш".
В силу своих полномочий Территориальное управление обязано было проверить возможность заключения договора купли-продажи земельного участка. До направления комплекта документов на приватизацию земельного участка в вышестоящий орган для согласования действий по заключению договора купли-продажи, и в целях устранения препятствий в заключении договора купли-продажи земельного участка, самостоятельно сообщить заявителю о существующем препятствии. Однако Территориальное управление этого не сделало, фактически ограничившись пересылкой документов в Росимущество.
Таким образом в результате бездействия первого ответчика допущено нарушение сроков, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации на принятие решения о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Как следует из материалов дела, только лишь 07.11.2011 г. первый ответчик направил заявителю сообщение о возвращении вторым ответчиком комплекта документов на приватизацию земельного участка на доработку, и о том, что заявителю будет сообщено дополнительно о дальнейших действиях первого ответчика.
09.12.2011 г. первым ответчиком вынесено распоряжение N 260-р о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ОАО "НИИПТхиммш".
14.12.2011 г. первый ответчик сопроводительным письмом исх. N ТУ-778/м вновь направил комплект документов на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 58:29:01006001:273 в Росимущество.
Таким образом, материалами дела подтверждается, и не опровергнуто первым ответчиком, что первый ответчик в установленный законом срок не подготовил проект договора и не направил его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора купли-продажи земельного участка.
Кроме того, вторым ответчиком также допущено нарушение установленных законом сроков, поскольку, второй ответчик рассматривал пакет документов на приватизацию земельного участка почти два месяца.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершенного бездействия, а также наличия надлежащих полномочий на его совершение по данному делу, возложена на государственный орган. Однако, доказательств законности нарушения ответчиками сроков на принятие решения о приватизации земельного участка кадастровый номер 58:29:01006001:273 суду не представлено.
Более того, со дня повторного направления пакета документов второму ответчику, с 14.12.2011 г. до дня рассмотрения дела, 20.01.2012 г. соответствующее решение ответчиками и не принято, проект договора в установленном порядке заявителю не направлен, а проект договора, направленный заявителем в адрес ответчиков, ими не подписан.
Доводы первого ответчика - Территориального управления о том, что его полномочия по оформлению договору купли-продажи федерального имущества регламентированы Положением о Территориальном управлении в Пензенской области, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку материалами дела подтверждается бездействие первого ответчика в отношении обязанности по проверке и подготовке проекта договора купли-продажи федерального имущества, а именно земельного участка.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ответчики совершили незаконное бездействие, выразившееся в неправомерном непринятии решения о предоставлении земельного участка площадью 36 567 кв. м., кадастровый номер 58:29:01006001:273, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1, в собственность ООО "Оникс".
Это бездействие нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
О разногласиях по поводу условий, изложенных истцом в проекте договора купли-продажи земельного участка из состава земель населённых пунктов, ответчиками не заявлено.
В соответствии со статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении государственными органами обязанностей, установленных нормами Земельного кодекса Российской Федерации, что нарушило права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и является основанием для признания бездействия ответчиков, выразившихся в своевременном не принятии решения о предоставлении земельного участка площадью 36 567 кв. м., кадастровый номер 58:29:01006001:273, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1, в собственность общества с ограниченной ответственностью "Оникс" незаконным, а также о необходимости возложить на первого ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении (продаже) земельного участка площадью 36 567 кв. м., кадастровый номер 58:29:01006001:273, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1 в собственность общества с ограниченной ответственностью "Оникс".
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делам: N А01 -1478/2009 и N А57-11/2009.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 26 января 2012 г. по делу N А49-7662/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу своих полномочий Территориальное управление обязано было проверить возможность заключения договора купли-продажи земельного участка. До направления комплекта документов на приватизацию земельного участка в вышестоящий орган для согласования действий по заключению договора купли-продажи, и в целях устранения препятствий в заключении договора купли-продажи земельного участка, самостоятельно сообщить заявителю о существующем препятствии. Однако Территориальное управление этого не сделало, фактически ограничившись пересылкой документов в Росимущество.
Таким образом в результате бездействия первого ответчика допущено нарушение сроков, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации на принятие решения о предоставлении земельного участка на праве собственности.
...
В соответствии со статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении государственными органами обязанностей, установленных нормами Земельного кодекса Российской Федерации, что нарушило права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и является основанием для признания бездействия ответчиков, выразившихся в своевременном не принятии решения о предоставлении земельного участка площадью 36 567 кв. м., кадастровый номер 58:29:01006001:273, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1, в собственность общества с ограниченной ответственностью "Оникс" незаконным, а также о необходимости возложить на первого ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении (продаже) земельного участка площадью 36 567 кв. м., кадастровый номер 58:29:01006001:273, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Германа Титова, 1 в собственность общества с ограниченной ответственностью "Оникс"."
Номер дела в первой инстанции: А49-7662/2011
Истец: ООО "Оникс"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Третье лицо: ОАО "Научно-исследовательский и проектно-технологический институт химического машиностроения"