Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов"
Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (далее - Федеральный закон N 198-ФЗ) вышел с названиями статей, что облегчает его прочтение и работу с ним. Уменьшилось и их общее количество: Федеральный закон о федеральном бюджете на 2007 год состоял из 138 статей, комментируемый закон содержит всего 30. Содержание статей стало более конкретизированным. Например, ст. 5 "Особенности администрирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ в 2008 году" включает положения ст. 29, 30, 7, 16, 23, 15, 104 Закона о федеральном бюджете на 2007 год.
Главным финансовым документом страны утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Эти характеристики определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта (ВВП) в размере 35 000,0 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего 7%. По сравнению с прошлым годом доходы федерального бюджета в 2008 году прогнозируются в меньшем размере - 6 644 447 448,0 тыс. руб., в 2007 год они составили 6 965 317 200,0 тыс. руб. А вот объем запланированных расходов увеличился. В 2008 году он составит 6 570 297 744,0 тыс. руб., в то время как в 2007 году равен 5 463 479,0 тыс. руб.
Индексация ставок платежей на 2008 год
Проиндексированы ставки отдельных видов платежей на 2008 год. Для ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установлен коэффициент 1,15.
Для ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и за единицу площади лесного участка для его аренды установлен коэффициент 1,07.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 и 2005 годах, в 2008 году будут применяться с коэффициентами соответственно 1,48 и 1,21.
Особенности администрирования доходов бюджетов
бюджетной системы РФ в 2008 году
Утвержден перечень главных администраторов доходов федерального бюджета (Приложение 6 к Федеральному закону N 198-ФЗ), перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (Приложение N 7 к Федеральному закону N 198-ФЗ).
В основном сохранились те же особенности администрирования доходов, что и в Законе о федеральном бюджете на 2007 год.
Использование средств от приносящей доход деятельности
Так же как и в 2007 году, средства от приносящей доход деятельности, полученные федеральными бюджетными учреждениями в 2008 году, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства. Федеральные бюджетные учреждения могут расходовать указанные средства в соответствии с разрешениями главных распорядителей, сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в пределах остатков средств на счетах. Исключение составляют подразделения федеральной налоговой службы, органов внутренних дел. Указанные учреждения перечисляют в федеральный бюджет денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов, сборов, иных платежей и после возмещения материальных затрат, связанных с охраной от пожаров организаций, убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров. Стоимость услуг, оказываемых подразделениями органов внутренних дел по охране имущества ФГУ*(1), не подлежит в 2008 году пересмотру, даже в случае увеличения расходов на денежное довольствие сотрудников и на оплату труда работников вневедомственной охраны.
По-прежнему нельзя направлять средства от приносящей доход деятельности на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещать на депозиты в кредитных организациях.
Использование бюджетных ассигнований на 2008 год,
плановый период 2009 и 2010 годов
Определены особенности использования бюджетных ассигнований в различных сферах деятельности, в том числе связанных с реализацией приоритетных национальных проектов, конкретизированы отдельные расходные обязательства по социальному обеспечению населения, утверждено распределение соответствующих бюджетных ассигнований по субъектам РФ.
Федеральные государственные органы и учреждения
Так же как и в бюджете 2007 года, в бюджете 2008 года ограничена численность федеральных госслужащих и работников ФГУ, численность судей судов РФ, кроме КС РФ, и работников аппарата судов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортному хозяйству). Их численность на финансовый год по-прежнему утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Например, в 2008 году финансовое обеспечение судов общей юрисдикции осталось неизменным и осуществляется в расчете на штатную численность судей (без мировых) в количестве все тех же 23 172 единиц.
Бюджетные ассигнования увеличиваются главным распорядителям и находящимся в их ведении получателям средств федерального бюджета на сумму средств, поступивших в доход федерального бюджета от реализации движимого и недвижимого военного и иного имущества (после уплаты налогов и сборов), при условии если полученные средства будут направляться на проведение мероприятий, связанных с реформированием соответствующего федерального органа, на цели жилищного обеспечения военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы, на их социальную защиту.
Минфин вправе увеличить в 2008 году бюджетные ассигнования Федеральному агентству по атомной энергии на сумму средств, поступивших в доход федерального бюджета от использования специального сырья и делящихся материалов из состава государственного запаса (после уплаты налогов и сборов). Данные средства подлежат расходованию на обслуживание и пополнение запасов специального сырья и делящихся материалов, а также на выполнение специальных работ в сфере обороны, безопасности и антитеррористической деятельности.
Образовательные учреждения
Правительство РФ направляет в 2008 году бюджетные ассигнования на следующие цели в области образования:
- на государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологических производств в государственных учреждениях начального и среднего профессионального образования субъектов РФ;
- на проведение эксперимента по государственной поддержке образовательного кредитования.
Кроме того, в 2008 году Правительство РФ планирует обеспечить государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения сельской местности автобусами, учебным оборудованием и оборудованием, необходимым для централизованного подключения образовательных учреждений к сети Интернет.
Учреждения здравоохранения
В 2008 году Правительством РФ предусмотрены ассигнования в сфере здравоохранения на:
- централизованные закупки диагностических средств и препаратов для профилактики, выявления и лечения больных гепатитом В и С, ВИЧ;
- централизованные закупки оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;
- централизованные закупки лекарственных средств для лечения некоторых заболеваний (п. 3 ст. 10 Федерального закона N 198-ФЗ);
- финансовое обеспечение денежных выплат медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций скорой помощи федеральных учреждений здравоохранения, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству;
- финансовое обеспечение государственного задания на оказание медпомощи участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами, семейными врачами, медицинскими сестрами указанных врачей федеральных учреждений здравоохранения ведомственного подчинения, при условии если эти медучреждения выполняют муниципальный заказ на оказание первичной медико-санитарной помощи;
- финансовое обеспечение государственного задания на оказание высокотехнологичной медпомощи гражданам РФ;
- оплату лечения граждан РФ за пределами РФ;
- проектирование, строительство и оснащение перинатальных медицинских центров;
- реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медпомощи пострадавшим при ДТП, лицам с сосудистыми заболеваниями.
Учреждения физической культуры и спорта
Предусмотренные федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы" бюджетные ассигнования используются при условии и в пределах поступлений в 2008 году в федеральный бюджет целевых отчислений от Всероссийской государственной лотереи.
Социальное обеспечение населения
Размер материнского (семейного) капитала*(2) в 2008 году увеличился с 250 000 до 267 500 руб. Размер индексации ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным знаком "Почетный донор СССР" или "Почетный донор России", в 2008 году равен 1,07, в 2007 году - 1,08.
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ, бюджетам
государственных внебюджетных фондов РФ
Определен порядок распределения межбюджетных трансфертов на 2008 год, на 2009 и 2010 годы (приложения 37 и 38 к комментируемому закону). Установлены общие требования к порядку предоставления субвенций и межбюджетных субсидий (ст. 14 Федерального закона N 198-ФЗ).
Статьей 15 упомянутого закона определены особенности перечисления в 2008 году межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ. В частности, установлено, что объем данных трансфертов в 2008 году подлежит уменьшению на сумму остатка средств, образовавшихся в 2007 году в результате неполного использования ассигнований соответственно:
- в бюджете Пенсионного фонда РФ - на осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы, также на реализацию мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы, Героев Соцтруда и ордена Трудовой Славы;
- в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования - на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению необходимыми лекарственными средствами;
- в бюджете Фонда социального страхования - на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по санаторно-курортному лечению, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
Кроме того, ст. 16 Федерального закона N 198-ФЗ установлен порядок и условия предоставления бюджетных кредитов в 2008 году бюджетам субъектов РФ.
Обслуживание в 2008 году ЦБ РФ и кредитными организациями
счетов участников бюджетного процесса
Согласно ст. 27 Федерального закона N 198-ФЗ в 2008 году учреждения Центрального банка РФ и кредитные организации обслуживают без взимания платы:
- счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам;
- счета, открытые финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности;
- операции по обеспечению получателей бюджетных средств наличными денежными средствами.
Использование остатков средств федерального бюджета в 2008 году
Статьей 29 Федерального закона N 198-ФЗ определен особый порядок использования остатков средств федерального бюджета по состоянию на 01.01.2008 по отдельным видам бюджетных ассигнований:
1. Министерство обороны РФ остатки средств, направленных в 2007 году на реализацию Федерального закона N 117-ФЗ*(3), может использовать в качестве дополнительных бюджетных ассигнований на осуществление накопительных взносов, в том числе на проведение эксперимента по ипотечному кредитованию военнослужащих.
2. Министерство финансов использует в 2008 году остатки средств на уплату налога на имущество организаций и земельного налога главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетными учреждениями; создание государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения; дотации бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ - в качестве дополнительных бюджетных ассигнований на перечисленные цели.
3. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию остаток средств может направить на завершение строительства тех объектов, по которым он образовался. Остаток финансирования на обеспечение централизованной закупки лекарственных средств для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и тканей данное агентство может использовать в 2008 году в качестве бюджетных ассигнований на те же цели.
4. Федеральное агентство связи в качестве дополнительных ассигнований может использовать в 2008 году средства, оставшиеся от ассигнований, направленных на формирование резерва универсального обслуживания по подразделу "Связь и информатика" раздела "Национальная экономика" ФКР*(4), но на те же цели.
5. Минэкономразвития и торговли РФ в 2008 году использует остаток средств на осуществление мероприятий по целевой статье "Федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)" на проведение тех же мероприятий.
6. Управление делами Президента РФ остаток средств на создание Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина может использовать в качестве дополнительных ассигнований на те же цели.
7. Федеральное дорожное агентство остаток средств по подпрограмме "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)" вправе использовать на реализацию указанной подпрограммы в 2008 году.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 217 НК РФ в п. 2 ст. 29 Федерального закона N 198-ФЗ установлены основания для внесения в 2008 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета, связанные с резервированием средств в составе утвержденных бюджетных ассигнований, например:
- распределение средств на уплату налога на имущество организаций и земельного налога главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетными учреждениями;
- распределение средств на обеспечение мероприятий, связанных с реформированием системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, предусмотренных по подразделу "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджета;
- распределение средств на финансовое обеспечение набора социальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Пунктом 3 ст. 29 Федерального закона N 198-ФЗ установлены основания для внесения в 2008 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета, связанные с особенностями исполнения федерального бюджета или перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, например:
- проведение взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по содержанию и обслуживанию войск (воинских формирований, военных судов, учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний), подготовке военных кадров и другим видам обеспечения;
- перераспределение бюджетных ассигнований при реформировании органов военной прокуратуры;
- утверждение Правительством РФ уставов государственных академий наук, перечней организаций, подведомственных государственным академиям наук, и принятие программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук.
Аренда имущества
Остатки средств на 01.01.2008 на счетах Федерального казначейства, полученных от сдачи в аренду имущества, переданного в оперативное управление ФГУ культуры и искусства, здравоохранения, науки, образовательным и архивным учреждениям, подлежат использованию в 2008 году в соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ. Согласно указанному пункту доходы от сдачи имущества в аренду должны отражаться на лицевых счетах ОФК бюджетных учреждений и направляться на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета. Следовательно, остатки этих средств подлежат использованию на те же цели и в том же порядке, что сами доходы. Но здесь может возникнуть вопрос: правомерно ли использовать доходы от сдачи в аренду имущества и их остатки в соответствии с нормами закона о федеральном бюджете? Пунктом 5 ст. 41 БК РФ установлено, что доходы от аренды имущества подлежат включению в состав доходов бюджета как неналоговые после уплаты налогов. В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными, а они, в свою очередь, подлежат обложению налогом на прибыль на основании п. 2 ст. 248 НК РФ.
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральные государственные учреждения.
*(2) Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
*(3) Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
*(4) Функциональная классификация расходов бюджетов РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"