город Омск |
|
30 марта 2012 г. |
Дело N А70-9395/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кулагиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-793/2012) закрытого акционерного общества "ЭР-Телеком Холдинг" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.12.2011 по делу N А70-9395/2011 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "ЭР-Телеком Холдинг" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (ОГРН 1057200990593, ИНН 7203158490) об оспаривании постановления от 01.09.2011 N 987 о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "ЭР-Телеком Холдинг" - Елесина Я.С., предъявлен паспорт, по доверенности N 1-4290 от 15.10.2010 сроком действия по 28.09.2013;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
закрытое акционерное общество "ЭР-Телеком Холдинг" (далее по тексту - ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее по тексту - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 01.09.2011 N 987 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.12.2011 по делу N А70-9395/2011 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в не доведении до потребителя необходимой информации об услугах связи, обеспечивающей возможность выбора при заключении договора.
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.12.2011 по делу N А70-9395/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, а также судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, податель жалобы указывает на то, что:
- Общество представило в материалы дела доказательства (копии договоров на предоставление услуг связи, заказы на услуги связи), которыми подтверждается, что потребитель (Машарских Тамара Дмитриевна), была ознакомлена с описанием услуг связи, о чем свидетельствуют отметки, поставленные потребителем в соотвествующих графах обозначенных документов;
- Общество доводило до потребителя ифнормацию о предоставляемых услугах связи, в том числе, путем телефонных переговоров, в общедоступных источниках рекламы, а также путем размещения информации в местах работы с абонентами;
- суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание показания свидетеля Онучина С.Г. (техника, предоставившего потребителю пакет документов при заключении договоров).
Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просит отменить.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении судебного заседания и письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
В Управление 15.08.2011 поступила жалоба потребителя (Машарских Тамары Дмитриевны), на действия ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг", в частности, в жалобе было указано, что Общество не довело должным образом до потребителя необходимую и достоверную информацию об оказываемых им услугах связи, обеспечивающую возможность их правильного выбора при заключении соответствующего договора, что, в свою очередь, привело к предоставлению потребителю некачественных услуг связи (л.д. 42-48).
В связи с поступлением жалобы потребителя, определением от 22.08.2011 в отношении ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования (л.д. 63).
В ходе административного расследования административным органом было установлено, что ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" с абонентом (Машарских Тамарой Дмитриевной) 02.09.2011 заключен договор на предоставление услуг связи на условиях заказа на услуги связи "Горсвязь. Городской номер" от 03.09.2011 N 2872201, заказа на услуги кабельного телевидения "Диван-ТВ" от 03.09.2011 N 2872188, заказа на услуги связи "Доступ в Интернет "Дом.RU" от 03.09.2011 N 2872199 (далее - Заказы). Указанный договор был заключен по месту жительства, "Правила оказания услуг связи", "Описание услуг" потребителю при заключении договора не передавались.
При этом, Управлением установлено, что в тексте указанного выше договора и условиях Заказов отсутствовала информация о составе телематических услуг связи, условиях и порядке их оказания, тарифном плане данных услуг, также отсутствовала информация о перечне оказываемых услуг связи для целей телерадиовещания, системе оплаты услуг, порядке, сроках и форме оплаты услуг связи для целей радиовещания, тарифный план для оплаты услуг телефонной связи, порядок, сроки и форма расчетов, сведения (указание мест), где абонент может ознакомиться с Правилами N N 310, 575, 785, информация о сумме разницы между стоимостью услуг по соответствующему тарифу предоставления доступа к каждой услуге и стоимостью услуг по предоставлению доступа фактически оплаченной абонентом согласно условий маркетинговой акции при прекращении действий договора и заказов до истечения 12 месяцев.
На основании указанного Управление пришло к выводу о том, что в заключенном Обществе договоре с потребителем отсутствует необходимая и достоверная информация об оказываемых услугах связи, что является нарушением статей 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктов 22, 23, 53, 54 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310, пунктов 14, 22, 23 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, пунктов 11, 20, 21 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 785.
По данному факту 29.08.2011 в отношении ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" составлен протокол N 541 об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (л.д. 95-98).
01.09.2011 заместителем руководителя Управления вынесено постановление N 987, на основании которого Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении и Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, нарушающим его права и законные интересы, ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.12.2011 по делу N А70-9395/2011 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Согласно части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный законодательством порядок в области продажи товаров, оказания услуг, направленный на недопущение нарушения прав менее защищенного по сравнению с хозяйствующими субъектами лица - потребителя данных товаров, услуг.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется нарушением прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Как было указано выше, Общество было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в не доведении до потребителя необходимой информации об услугах связи, обеспечивающей возможность выбора при заключении договора.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что в действиях Общества имеется состав вменяемого правонарушения. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) установлено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Закона о защите прав потребителей).
В соответствии со статьей 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в числе других цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе, при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации конкретизируется также и другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила оказания телематических услуг) установлено, что оператор связи обязан предоставить абоненту и (или) пользователю необходимую для заключения и исполнения договора информацию, включающую в себя реквизиты выданной оператору связи лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и лицензионные условия (пункт 14).
Согласно пункту 22 Правил оказания телематических услуг в договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны,
а) дата и место заключения договора;
б) наименование (фирменное наименование) и место нахождения оператора связи;
в) реквизиты расчетного счета оператора связи;
г) реквизиты выданной оператору связи лицензии;
д) сведения об абоненте: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина; наименование (фирменное наименование), место нахождения, место государственной регистрации - для юридического лица; реквизиты документа, удостоверяющего личность, и свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;
е) адрес установки пользовательского (оконечного) оборудования и описание абонентской линии (при доступе к сети передачи данных с использованием абонентской линии);
ж) технические показатели, характеризующие качество телематических услуг связи (в том числе полосу пропускания линии связи в сети передачи данных);
з) технические нормы, в соответствии с которыми оказываются телематические услуги связи и технологически неразрывно связанные с ними услуги;
и) тарифы и (или) тарифный план для оплаты телематических услуг связи в российских рублях;
к) адрес и способ доставки счета за оказанные телематические услуги связи;
л) права, обязанности и ответственность сторон, в том числе обязательства оператора связи по соблюдению сроков и порядка устранения неисправностей, препятствующих пользованию телематическими услугами связи;
м) срок действия договора;
н) перечень дополнительных обязательств перед абонентом, добровольно принимаемых на себя оператором связи.
Пункт 23 Правил оказания телематических услуг устанавливает, что в договоре должны быть указаны следующие существенные условия:
а) состав оказываемых телематических услуг связи;
б) используемые абонентские интерфейсы;
в) тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи;
г) порядок, срок и форма расчетов.
Согласно пункту 22 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 (далее по тексту - Правила оказания услуг местной связи), оператор связи обязан предоставлять абоненту и (или) пользователю информацию, необходимую для заключения и исполнения договора. Указанная информация на русском языке (при необходимости на иных языках) в наглядной и доступной форме бесплатно доводится до сведения абонента и (или) пользователя через средства массовой информации, информационно-справочные службы, а также в местах оказания услуг телефонной связи.
Информация, предоставляемая оператором связи абоненту и (или) пользователю при заключении договора, включает, в том числе, перечень услуг телефонной связи, условия и порядок их оказания, перечень кодов выбора сетей междугородной и международной телефонной связи, перечень и описание преимуществ и ограничений в оказании услуг телефонной связи, тарифы на услуги телефонной связи.
Оператор связи обязан по требованию абонента и (или) пользователя предоставить ему дополнительную информацию, связанную с оказанием услуг телефонной связи (пункт 23 Правил оказания услуг местной связи).
Пунктом 53 Правил оказания услуг местной связи установлено, что в договоре, заключаемом в письменной форме, указываются, в том числе,
а) дата и место заключения договора;
б) наименование (фирменное наименование) оператора связи;
в) реквизиты расчетного счета оператора связи;
г) реквизиты выданной оператору связи лицензии;
д) сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения (место государственной регистрации) - для юридического лица);
е) адрес установки оборудования;
ж) вид (тип) оборудования;
з) коллективное или индивидуальное использование оборудования;
и) согласие (отказ) абонента на доступ к услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи и на предоставление сведений о нем другим операторам связи для оказания таких услуг (для договоров оказания услуг местной телефонной связи);
к) согласие (отказ) абонента-гражданина на использование сведений о нем при информационно-справочном обслуживании;
л) адрес и способ доставки счета за оказанные услуги телефонной связи;
м) права, обязанности и ответственность сторон;
н) обязанность оператора связи по соблюдению сроков и порядка устранения неисправностей в сети связи оператора связи, препятствующих пользованию услугами телефонной связи;
о) срок действия договора.
К договору, заключаемому с выделением для оказания услуг телефонной связи дополнительного абонентского номера, требования подпунктов "е" - "и" настоящего пункта не применяются.
В случае согласия абонента на доступ к услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи по решению абонента в договоре указываются наименования операторов связи, оказывающих эти услуги телефонной связи, и коды выбора оператора сети междугородной и международной телефонной связи, который определен абонентом для получения услуг междугородной и международной телефонной связи (предварительный выбор), или решение абонента о выборе оператора сети междугородной и международной телефонной связи при каждом вызове, совершаемом для получения соответствующих услуг (выбор при каждом вызове).
Согласно пункту 54 Правил оказания услуг местной связи в договоре должны быть указаны следующие существенные условия:
а) абонентский номер (дополнительный абонентский номер);
б) оказываемые услуги телефонной связи;
в) схема включения оборудования (для договора об оказании услуг местной телефонной связи без использования средств коллективного доступа или дополнительного абонентского номера);
г) тарифный план для оплаты услуг телефонной связи;
д) порядок, сроки и форма расчетов.
Пунктом 11 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 785 установлено, что оператор связи для заключения и исполнения договора обязан предоставлять информацию, которая включает в себя, в том числе, перечень оказываемых услуг связи для целей телерадиовещания, условия и порядок их оказания, перечень и описание ограничений в оказании услуг связи для целей телерадиовещания, тарифы на услуги связи для целей телерадиовещания, порядок и условия использования абонентом технических средств доступа к сигналам телерадиопрограмм в случае применения оператором связи технических средств защиты от несанкционированного доступа к сигналам телерадиопрограмм;
Пунктом 21 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 785 установлено, что в договоре оператора связи с абонентом должны быть указаны следующие существенные условия:
а) перечень оказываемых услуг связи для целей телерадиовещания;
б) система оплаты услуг связи для целей телерадиовещания;
в) порядок, сроки и форма оплаты услуг связи для целей телерадиовещания.
Согласно статье 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Соглано части 2 данной статьи Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
Таким образом, из содержания указанных норм права следут, что в целях обеспечения возможности потребителя сделать правильный выбор в отношении тех или иных услуг, сведения об услугах должны предоставляться при заключении сделки путем ознакомления потребителя с текстом договора и иных документов, содержащих условия, являющиеся неотъемлемой обязательной частью договоров.
Как было указано выше, ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" с абонентом (Машарских Тамарой Дмитриевной) 02.09.2011 заключен договор на предоставление услуг связи на условиях заказа на услуги связи "Горсвязь. Городской номер" от 03.09.2011 N 2872201, заказа на услуги кабельного телевидения "Диван-ТВ" от 03.09.2011 N 2872188, заказа на услуги связи "Доступ в Интернет "Дом.RU" от 03.09.2011 N 2872199 (далее - Заказы).
Как правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 1 Договора "Описание услуг" - документ, содержащий описание, условия и порядок предоставления каждой услуги, а также процедуру взаимодействия сторон в рамках предоставления услуги, технические показатели услуги связи и другую необходимую информацию.
Как следует из пунктов 2.2, 5.3 Договора "Описание услуг" размещается оператором связи на соответствующем сайте оператора связи и по усмотрению оператора связи может предоставляться абоненту в момент подписания заказа.
Из пункта 5.3 Договора следует, что тарифы на услуги оператора связи, действующие на момент подписания сторонами настоящего договора и/или заказа, указаны в "Описании услуг". О тарифах на услуги связи оператор информирует абонента путем размещения информации на сайтах оператора связи и/или дополнительно в других формах по усмотрению оператора связи.
Согласно пункту 4.2.11 Договора абонент обязан соблюдать условия маркетинговых мероприятий и (или) специальных акций проводимых оператором связи, в рамках которых абоненту были оказаны услуги по предоставлению доступа и/или предоставлены услуги связи. Условия маркетинговых мероприятий и специальных акций размещаются на соответствующих сайтах оператора связи.
Между тем, апелляционным судом установлено, что в тексте Договора отметки потребителя об ознакомлении с "Описанием услуг" отсутствуют.
Также материалы дела не содержат доказательств того, что потребителю было передано "Описание услуг".
Также судом первой инстанции обоснованно указано, что упомянутый договор содержит лишь отсылочные условия о порядке ознакомления с Описанием услуг, что недостаточно для соблюдения требований закона. Доказательств того, что Обществом осуществляется ознакомление клиентов с Описанием услуг не представлено.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Заказы не содержат отметок, поставленных потребителем, о выбранных им тарифах, а также Заказы не содержат информацию о выбранном потребителем тарифном плане.
Исследовав и оценив представленные документы (договор, Заказы) в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что содержание указанных документов, с учетом отсутствия отметок, поставленных потребителем о выбранных им тарифах, не позволяет сделать вывод о том, что Обещство довело до потребителя всю необходимую информацию об услугах связи (тарифах).
Заявитель в обоснование заявленных требований ссылается на то, что информация доведена до потребителя путем размещения в различных общедоступных источниках рекламных объявлений, доводится специалистами заявителя в местах работы с абонентами, на сайте в сети интернет, а также в доступной форме доносится до абонентов в момент заключения договора как на дому у потребителя, так и по телефону справочной службы заявителя. Так же заявитель указывает, что абонент собственноручной подписью подтвердил, что с "Описанием услуг", а также тарифами и условиями маркетинговой акции заявителя ознакомлен и согласен.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, данный довод подлежит отклонению, поскольку Обществу вменяется в вину нарушение прав потребителя на получение достоверной и необходимой информации при заключении договора об услугах связи.
Отметки о выбранных тарифах проставлены на экземплярах Заказов, представленных Обществом, в Заказах услуг потребителя таковые отсутствуют.
Также не может быть принята во внимание ссулка подателя жалобы на показания свидетеля Онучина С.Г. (техник), поскольку показаниями указанного лица подтверждается только факт установки потребителю (Машарских Т.Д.) кабеля для кабельного телевидиния и интернета, что не подтверждает факта доведения до потребителя необходимой информации о предоставленных услугах связи.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае факт совершения Общество административного правонарушения подтверждается, протоколом об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что у Общества имелась возможность по своевременному исполнению обязанности по доведению до сведения потребителя информации о тарифах на услуги связи. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности Обществом не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения процедуры производства по делу об административном правонарушении отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.12.2011 по делу N А70-9395/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЭР-Телеком Холдинг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что у Общества имелась возможность по своевременному исполнению обязанности по доведению до сведения потребителя информации о тарифах на услуги связи. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности Обществом не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Номер дела в первой инстанции: А70-9395/2011
Истец: ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (Управление Роспотребнадзора по ТО)