г. Красноярск |
|
23 марта 2012 г. |
Дело N А33-11346/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" марта 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от ответчика (Департамента градостроительства администрации города Красноярска): Вильховской О.С., представителя по доверенности от 27.02.2012 N 04/674-дг,
от третьего лица (администрации г. Красноярска): Глебовой Е.Ю., представителя по доверенности от 27.12.2011 N 01-6107,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу производственного кооператива "Универсал"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" декабря 2011 года по делу N А33-11346/2011, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
производственный кооператив "УНИВЕРСАЛ" (далее - кооператив, заявитель, ИНН 2460012552, ОГРН, 1022401809781) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (далее - департамент, ответчик) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, содержащегося в письме N 10/1496-дг от 11.04.2011 "О выборе земельного участка", расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-й км. Енисейского тракта, и обязании устранить допущенные нарушения, выдать заявителю извещение, разрешающее сбор согласований и заключений для размещения производственной базы.
К участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и Администрация города Красноярска (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кооператив обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 02.12.2012 не согласен по следующим основаниям:
- в нарушение статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации администрация г. Красноярска распоряжением от 02.11.2007 N 249-ж предоставила спорный земельный участок в краткосрочную аренду в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации;
- кооператив обратился в департамент в пределах трехлетнего срока действия распоряжения от 02.11.2007, установленного пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации;
- приобретенное кооперативом в 1992 году право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком не прекращено; договоры аренды в установленном порядке не зарегистрированы, в связи с чем, подлежат применению статьи 26 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Департамент и администрация представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых решение от 02.12.2012 считают законным и обоснованным.
Кооператив и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству серии 24 N 0085158 производственный кооператив "Универсал" поставлен на учет в налоговом органе 30.01.1991 (ИНН 2460012552)
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации N 20717 серия 5-Б производственный кооператив "Универсал" зарегистрирован Администрацией города Красноярска 31.10.1997 за N 431.
На основании договора аренды с последующим выкупом от 17.07.1991 между кооперативом "Универсал" (арендатор) и объединением "Красноярсккнига" (арендодатель) арендодатель передал в пользование арендатору базу, расположенную в Покровке по адресу: 1-ый км. Енисейского тракта, площадью 8501,5 га с находящимися на ее территории строениями и оборудованием сроком с момента подписания договора до 31.12.1993. Пунктом 2.1 договора аренды с последующим выкупом от 17.07.1991 установлено, что договор вступает в силу с момента подписания и действует до момента выкупа базы. Пунктом 1.3 договора аренды с последующим выкупом от 17.07.1991 предусмотрено, что арендатор выкупает базу после подписания актов приемки выполненных работ, предусмотренных пунктом 1.2 договора, которые являются средством оплаты арендной платы, в течение срока аренды по остаточной стоимости.
По акту приема-передачи от 20.07.1991 кооператив "Универсал" принял у объединения "Красноярсккнига" производственную базу объединения "Красноярсккнига", расположенную по адресу: 1-ый км. Енисейского тракта (Слобода Весны), площадью 8501,5 с расположенными на ее территории строениями и оборудованием (сторожка, вагончик (склад), навес большой, навес маленький, забор деревянный (частично разрушенный) по периметру, ворота металлические, линия ВЛ-0,4 кВт от ктп-655 - 300 м, щит распределительный, прожекторы - 6 шт., телефонный аппарат, склад аварийный), в соответствии с договором аренды с последующим выкупом от 17.07.1991.
Кооперативу "Универсал" выдано свидетельство N 657 от 02.12.1992 на право пользования землей на территории базы в Центральном районе города Красноярска на 1-ом км. Енисейского тракта на основании постановления от 19.11.1992 N 441 Администрации города Красноярска.
Согласно заключению по закреплению территории от 09.09.2004 N 18193, выданному Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города Красноярска, производственная база, расположенная на 1 км. Енисейского тракта, соответствует генеральному плану; на участке размещены здания складов, мастерских, проходной, навесы в капитальном и временном исполнении.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 02.11.2007 N 249-ж заявителю предварительно согласовано место размещения складского комплекса на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 5 789 кв.м., расположенном по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1 км. Енисейского тракта, утвержден акт о выборе указанного земельного участка, участок передан заявителю в аренду на 1 год.
По договору аренды земельного участка от 20.12.2007 N 2469 (далее - договор аренды от 20.12.2007), заключенному на основании распоряжения Администрации города Красноярска от 02.11.2007 N 249-ж, заявитель (арендатор) принял предоставленный Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска (арендодатель) земельный участок, с учетным номером 0300306:0075, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-ый км Енисейского тракта (далее - участок), для использования в целях проведения проектно-изыскательских работ под место размещения складского комплекса в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 5 789 кв.м. (приложение N 1). Срок аренды участка установлен с 02.11.2007 по 31.10.2008 (пункты 1.1, 2.1 договора аренды от 20.12.2007). В пункте 3.1 договора аренды от 20.12.2007 стороны установили размер арендной платы за пользование участком.
В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды от 20.12.2007 заявитель принял участок в аренду по акту приема-передачи, согласно которому дата фактической передачи земельного участка-02.11.2007.
По договору аренды земельного участка от 21.07.2009 N 1285 (далее - договор аренды от 21.07.2009), заключенному на основании распоряжения Администрации города Красноярска от 02.11.2007 N 249-ж, заявитель (арендатор) принял предоставленный Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска (арендодатель) земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0300306:135, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-ый км Енисейского тракта (далее - участок), для использования в целях проведения проектно-изыскательских работ под место размещения складского комплекса в границах, указанных в кадастровом паспорте участка от 03.06.2009 N 243У/09-170519, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 5 789 кв.м. (приложение N 1). Срок аренды участка установлен с 01.11.2008 по 30.10.2009 (пункты 1.1, 2.1 договора аренды от 21.07.2009). В пункте 3.1 договора аренды от 21.07.2009 стороны установили размер арендной платы за пользование участком.
В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды от 21.07.2009 заявитель принял участок в аренду по акту приема-передачи, согласно которому дата фактической передачи земельного участка-01.11.2008.
Согласно копии кадастрового дела спорного земельного участка, участок поставлен на государственный кадастровый учет по заявлению Управления архитектуры Администрации города Красноярска 05.07.2008, участку присвоен кадастровый номер 24:50:0300306:135.
Решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 07.07.2010 N Ф24/10-2-75604, в связи с истечением срока действия "временного" статуса сведений о земельном участке, в том числе, с кадастровым номером 24:50:0300306:135 с момента постановки на учет 05.07.2008 и отсутствием зарегистрированных прав или ограничений (обременении) на момент истечения этого срока (часть 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221 -ФЗ), земельный участок снят с кадастрового учета, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 17.09.2011 N 243У/11-151695.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 20.07.2009 N 839-ж утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300306:135, площадью 0,5789 га, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1 км. Енисейского тракта, по обращению заявителя.
В письме от 22.07.2010 на N 7819 от 06.07.2010, на N 3403д от 08.07.2010 ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-ый км. Енисейского тракта, для строительства складского комплекса, ссылаясь на то, что документы, подтверждающие права заявителя на объекты капитального строительства, расположенные на указанном участке, не представлены, а также на то, что сведения об указанном земельном участке, носившие временный характер, в государственном кадастре аннулированы.
Согласно акту обследования главным специалистом отдела застройки спорного земельного участка от 16.07.2010 участок огражден по периметру, заасфальтирован, имеются капитальные строения, ведется хозяйственная деятельность.
В материалы дела представлено заключение Управления архитектуры Администрации города Красноярска об определении разрешенного использования земельного участка, предоставляемого в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) от 20.01.2011, согласно которому использование земельного участка для строительства складских объектов соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны.
Заявитель обращался к ответчику с заявлением от 04.02.2011 (вх. N 174а от 07.02.2011) о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, 1-ый км. Енисейского тракта, площадью 5 789 кв.м. и предварительном согласовании размещения складского комплекса.
Согласно протоколу заседания градостроительной комиссии Департамента градостроительства Администрации города от 17.02.2011 N 6 по обращению заявителя от 08.02.2011 N 174а о выборе и предварительном согласовании места размещения складского комплекса на спорном земельной участке принято решение об отказе в связи с необходимостью проведения торгов.
О принятом градостроительной комиссией решении ответчик проинформировал заявителя письмом от 01.03.2011N 10/819-дг, в котором также указал, что предоставление данного земельного участка будет осуществляться администрацией города в соответствии с порядком, определенный Земельным кодексом Российской Федерации (статья 30); информационные сообщения о проведении аукционов по продаже земельных участков публикуются в газете "Городские новости" и на официальном сайте администрации города в сети Интернет.
15.03.2011 заявитель обращался к ответчику с просьбой повторно рассмотреть заявление о выборе земельного участка для строительства складского комплекса, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-ый км. Енисейского тракта. Заявитель указал, что капитальное строение, которое не вписывалось во вновь проектируемый комплекс и явилось причиной отказа в предоставлении земельного участка в 2010 году, снесено. Заявитель указал также, что является собственником инженерных сетей (ЛЭП), телефонной связи, пожарным водоемом емкостью 50 куб.м., временных зданий и сооружений с 1991 года на основании договора аренды с последующим выкупом. На приложенной к заявлению выкопировке земельного участка указаны места размещения строений, имеющихся на спорном земельном участке.
Оспариваемым письмом от 11.04.2011 N 10/1496-дг ответчик на обращение заявителя о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-ый км. Енисейского тракта, и предварительном согласовании места размещения складского комплекса, сообщил, что предоставление данного земельного участка будет осуществляться администрацией города в соответствии с порядком, определенный Земельным кодексом Российской Федерации (статья 30); информационные сообщения о проведении аукционов по продаже земельных участков публикуются в газете "Городские новости" и на официальном сайте администрации города в сети Интернет. В письме имеется ссылка на решение градостроительной комиссии от 3.03.2011 N 11.
Производственный кооператив "УНИВЕРСАЛ" с указанным письмом не согласен, в связи с чем обратился в арбитражный суд и просил признать недействительным отказ Департамента градостроительства администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка, содержащийся в письме N 10/1496-дг от 11.04.2011 "О выборе земельного участка", расположенного по адресу: г.Красноярск, Центральный район, 1-й км. Енисейского тракта, и обязать устранить допущенные нарушения, выдать заявителю извещение, разрешающее сбор согласований и заключений для размещения производственной базы.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных кооперативом требований о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, содержащегося в письме N 10/1496-дг от 11.04.2011 "О выборе земельного участка", расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-й км Енисейского тракта (далее - спорный земельный участок), суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемый ненормативный акт департамента не противоречит нормам земельного законодательства и не нарушает права заявителя на равный доступ к приобретению прав на земельный участок, по следующим основаниям.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно пунктам 1, 1.2, 2 указанной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок выбора земельных участков для строительства. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8).
Из материалов дела следует, что распоряжением от 02.11.2007 N 249-ж на основании статей 22, 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации кооперативу предварительно согласовано место размещения складского комплекса на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 5 789 кв.м, в том числе 353 кв.м - площадь ограниченного использования (охранная зона инженерных сетей), расположенном по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-й км Енисейского тракта; утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 06.09.2007; признан утратившим силу пункт 29 постановления администрации города от 07.08.1992 N 312 "О выдаче свидетельства землепользователям на фактически занимаемую территорию для взимания налоговой платы за землю в городе Красноярске"; кооперативу передан в аренду на один год спорный земельный участок для проведения проектно-изыскательских работ; департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города поручено заключить договор аренды земельного участка на срок до одного года (т. 1 л.д. 38).
Доказательств оспаривания указанного распоряжения в материалы дела не представлено.
Довод кооператива о том, что в нарушение статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации администрация г. Красноярска распоряжением от 02.11.2007 N 249-ж предоставила спорный земельный участок в краткосрочную аренду в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный, поскольку распоряжение от 02.11.2007 N 249-ж не является предметом спора в настоящем деле.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно решению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 07.07.2010 N Ф24/10-2-75604, в связи с истечением срока действия "временного" статуса сведений о земельном участке, в том числе, с кадастровым номером 24:50:0300306:135 с момента постановки на учет 05.07.2008 и отсутствием зарегистрированных прав или ограничений (обременении) на момент истечения этого срока (часть 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), земельный участок снят с кадастрового учета (т. 1 л.д. 143).
В соответствии с представленной в материалы дела по запросу суда кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 17.09.2011 N 243У/11-151695, земельный участок, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, 1-ый км. Енисейского тракта, Центральный район, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 5 789 кв.м. снят с учета 07.07.2010 (т. 2 л.д. 4-7).
Как следует из материалов дела, кооператив обращался к ответчику с заявлением от 04.02.2011 (вх. N 174а от 07.02.2011) о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, 1-ый км Енисейского тракта, площадью 5789 кв.м и предварительном согласовании размещения складского комплекса без предоставления земельного участка в аренду (т. 2 л.д. 72-73).
Письмом от 01.03.2011 N 10/819-дг департамент сообщил, что согласно решению комиссии департамента градостроительства от 16.02.2011 N 6 предоставление спорного земельного участка будет осуществляться администрацией города в соответствии с порядком, определенным Земельным кодексом Российской Федерации (статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации), путем проведения аукциона (т. 2 л.д. 74).
Указанное решение департамента в установленном законом порядке не оспорено.
Заявитель 15.03.2011 обратился к ответчику с просьбой повторно рассмотреть заявление о выборе земельного участка для строительства складского комплекса, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-ый км Енисейского тракта. Заявитель указал, что капитальное строение, которое не вписывалось во вновь проектируемый комплекс и явилось причиной отказа в предоставлении земельного участка в 2010 году, снесено. Заявитель указал также, что с 1991 года занимает испрашиваемую территорию, а также является собственником инженерных сетей (ЛЭП), телефонной связи, пожарного водоема емкостью 50 куб.м, временных зданий и сооружений (т. 1 л.д. 103).
В ответ на указанное обращение департамент в оспариваемом в рамках настоящего дела письме от 11.04.2011 N 10/1496-дг сообщил, что согласно решению градостроительной комиссией департамента градостроительства от 23.03.2011 N 11 предоставление спорного земельного участка будет осуществляться администрацией города в соответствии с порядком, определенный Земельным кодексом Российской Федерации (статья 30), путем проведения аукциона; информационные сообщения о проведении аукционов по продаже земельных участков публикуются в газете "Городские новости" и на официальном сайте администрации города в сети Интернет (т. 1 л.д. 104).
При этом, на момент обращения кооператива с заявлением от 15.03.2011 и принятия оспариваемого в рамках настоящего дела письма от 11.04.2011 N 10/1496-дг трехлетний срок действия распоряжения от 02.11.2007 N 249-ж о предварительном согласовании места размещения складского комплекса на спорном земельном участке и утверждении акта о выборе спорного земельного участка истек.
Довод кооператива о том, что кооператив обратился в департамент в пределах трехлетнего срока действия распоряжения от 02.11.2007, установленного пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, отклоняется как необоснованный.
Согласно оспариваемому письму от 11.04.2011 N 10/1496-дг основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения складского комплекса послужил вывод о том, что предоставление спорного земельного участка будет осуществляться путем проведения аукциона согласно решению градостроительной комиссии департамента от 23.03.2011 N 11.
В соответствии с пунктами 1.2 и 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с пунктами 1.1 и 2.2 Положения о градостроительной комиссии департамента градостроительства, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 10.12.2007 N 267-р (действовавшего в спорный период), градостроительная комиссия департамента градостроительства администрации города Красноярска (далее - комиссия) является совещательным органом, деятельность которого направлена на комплексное и компетентное решение вопросов градостроительной деятельности и земельных отношений, связанных с градостроительной деятельностью. Одной из функций комиссии является принятие решений о проведении торгов либо о приеме заявлений о предоставлении земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов.
Согласно пояснениям ответчика с целью проведения торгов органом местного самоуправления определены разрешенное использование и идет процесс определения технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, что подтверждается заключением об определении разрешенного использования земельного участка предоставляемого в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) (т. 2 л.д. 68-69), актом обследования земельного участка от 16.07.2010 (т. 2 л.д. 70).
Учитывая, что на момент обращения кооператива с заявлением от 15.03.2011 и вынесения оспариваемого письма от 11.04.2011 срок действия договоров аренды земельного участка истек, трехлетний срок действия распоряжения от 02.11.2007 N 249-ж о предварительном согласовании места размещения складского комплекса на спорном земельном участке и утверждении акта о выборе спорного земельного участка также истек; заявителю отказано в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения по новому заявлению от 04.02.2011, то есть процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта завершена; ответчиком на основании пунктов 1.2, 2, 4, 6 статьи 30, 38 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о градостроительной комиссии департамента градостроительства принято решение о предоставлении спорного земельного участка без предварительного согласования путем проведения аукциона; заявитель имеет возможность претендовать на спорный земельный участок путем участия в аукционе; доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением департамента в материалы дела не представлено, то правовые основания для удовлетворения заявленных кооперативом требований о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, содержащегося в письме N10/1496-дг от 11.04.2011 "О выборе земельного участка", расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-й км. Енисейского тракта, и обязании устранить допущенные нарушения, выдать заявителю извещение, разрешающее сбор согласований и заключений для размещения производственной базы, отсутствуют.
Доводы кооператива о том, что приобретенное кооперативом в 1992 году право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком не прекращено; договоры аренды в установленном порядке не зарегистрированы, в связи с чем, подлежат применению статьи 26 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку предметом рассмотрения в настоящем деле является отказ департамента в предварительном согласовании места размещения объекта при решении вопроса о предоставлении земельного участка для строительства, порядок которого предусмотрен статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Доказательств обращения кооператива в уполномоченный орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса с приложением необходимых документов, подтверждающих право собственности кооператива на объекты недвижимости, находящиеся на спорном земельном участке, сформированном в установленном порядке и в необходимой для эксплуатации объектов недвижимости площади, заявитель в материалы дела не представил, в связи с чем, данные обстоятельства с учетом оспариваемого решения департамента не входят в предмет исследования по настоящему делу.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы кооператива по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на кооператив.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" декабря 2011 года по делу N А33-11346/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что на момент обращения кооператива с заявлением от 15.03.2011 и вынесения оспариваемого письма от 11.04.2011 срок действия договоров аренды земельного участка истек, трехлетний срок действия распоряжения от 02.11.2007 N 249-ж о предварительном согласовании места размещения складского комплекса на спорном земельном участке и утверждении акта о выборе спорного земельного участка также истек; заявителю отказано в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения по новому заявлению от 04.02.2011, то есть процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта завершена; ответчиком на основании пунктов 1.2, 2, 4, 6 статьи 30, 38 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о градостроительной комиссии департамента градостроительства принято решение о предоставлении спорного земельного участка без предварительного согласования путем проведения аукциона; заявитель имеет возможность претендовать на спорный земельный участок путем участия в аукционе; доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением департамента в материалы дела не представлено, то правовые основания для удовлетворения заявленных кооперативом требований о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, содержащегося в письме N10/1496-дг от 11.04.2011 "О выборе земельного участка", расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, 1-й км. Енисейского тракта, и обязании устранить допущенные нарушения, выдать заявителю извещение, разрешающее сбор согласований и заключений для размещения производственной базы, отсутствуют.
Доводы кооператива о том, что приобретенное кооперативом в 1992 году право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком не прекращено; договоры аренды в установленном порядке не зарегистрированы, в связи с чем, подлежат применению статьи 26 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку предметом рассмотрения в настоящем деле является отказ департамента в предварительном согласовании места размещения объекта при решении вопроса о предоставлении земельного участка для строительства, порядок которого предусмотрен статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Доказательств обращения кооператива в уполномоченный орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса с приложением необходимых документов, подтверждающих право собственности кооператива на объекты недвижимости, находящиеся на спорном земельном участке, сформированном в установленном порядке и в необходимой для эксплуатации объектов недвижимости площади, заявитель в материалы дела не представил, в связи с чем, данные обстоятельства с учетом оспариваемого решения департамента не входят в предмет исследования по настоящему делу."
Номер дела в первой инстанции: А33-11346/2011
Истец: ПК "Универсал", Производственный кооператив УНИВЕРСАЛ
Ответчик: Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, Департамент градостроительства администрации города Красноярска
Третье лицо: Администрация г. Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, ПК "Универсал", ФБУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-250/12