г. Челябинск |
|
03 апреля 2012 г. |
Дело N А76-13093/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2011 по делу N А76-13093/2011 (судья Первых Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
до и после перерыва в судебном заседании:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области - Никитина Т.Г. (доверенность от 13.01.2012 N 11),
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - Романчуков Е.А. (доверенность от 24.02.2010 N 1),
общества с ограниченной ответственностью "Легион-С" - Терех Е.А. (доверенность 01.03.2010 N 4),
Управления Федерального казначейства по Челябинской области - Шафигуллина Н.М. (доверенность от 11.02.2011 N 08-11/896),
также до перерыва в судебном заседании:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области - Умадыков В.А. (доверенность от 20.03.2012 N 171).
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - ГУ МЧС по Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к администрации города Челябинска (далее - ответчик, администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Легион-С" (далее - ответчик, ООО "Легион-С"), о признании права собственности на нежилое здание пожарного депо с пристроенной стоянкой специальной техники, литеры А, А/1, А/2, а, общей площадью 2369,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Тагильская, 24А, за Российской Федерацией (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 5, л. д. 1-2).
ООО "Легион-С" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с встречным исковым заявлением к ГУ МЧС по Челябинской области об обязании ГУ МЧС по Челябинской области возместить ООО "Легион-С" понесенные затраты в размере 42 724 000 руб. на проектирование и строительство пристроенного нежилого здания - стоянки специальной техники, общей площадью 1293,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Тагильская, 24А (с учетом уточнений заявленных встречных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 5, л. д. 3-5).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - ТУ ФАУГИ в Челябинской области) (определение от 31.08.2011, т. 1, л. д. 1), Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее - УФК по Челябинской области), государственное учреждение "3 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области" (далее - ГУ "3 отряд ФПС по Челябинской области") (определение от 18.10.2011, т. 4, л. д. 202).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.12.2011 (резолютивная часть объявлена 02.12.2011) исковые требования удовлетворены. Суд признал право собственности Российской Федерации на нежилое здание пожарного депо с пристроенной стоянкой специальной техники, литеры А, А/1, А/2, а, общей площадью 2369,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Тагильская, 24А. Также судом удовлетворены встречные исковые требования. Суд обязал ГУ МЧС по Челябинской области возместить ООО "Легион-С" понесенные затраты в размере 42 724 000 руб. на проектирование и строительство пристроенного нежилого здания - стоянки специальной техники, общей площадью 1293,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Тагильская, 24А.
С вынесенным решением не согласилось ТУ ФАУГИ в Челябинской области и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ в Челябинской области (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, в удовлетворении основного и встречного исков отказать (с учетом уточнения просительной части апелляционной жалобы).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованность решения суда, на нарушение судом норм материального и процессуального права. Податель жалобы полагает, что судом неверно истолкована статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, в принятом решении судом не учтены интересы ТУ ФАУГИ в Челябинской области, решение является немотивированным, не приняты во внимание нормы статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Со ссылкой на фактические обстоятельства дела, а также на статьи 209, 296, 297 Гражданского кодекса Российской Федерации податель жалобы считает, что проектирование и строительство пристроенного нежилого помещения - стоянки для размещения специальной техники к зданию пожарного депо, находящегося в федеральной собственности, должно было быть согласовано с собственником - Российской Федерацией в лице ТУ ФАУГИ в Челябинской области. Между тем, ГУ МЧС по Челябинской области вопрос проектирования и строительства спорного объекта с ТУ ФАУГИ в Челябинской области не согласовывало. В апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ в Челябинской области также указало, что ГУ МЧС по Челябинской области не отрицает, что возведение спорного здания было осуществлено без разрешения на строительство, и то, что спорный объект является самовольной постройкой. На момент завершения строительства разрешительная документация не была надлежащим образом оформлена.
ТУ ФАУГИ в Челябинской области представило уточнения к апелляционной жалобе, в которых дополнительно указало, что в силу положений пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации одного только факта подтверждения безопасности объекта и отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан недостаточно для признания судом права собственности на самовольную постройку, необходимо еще доказать соблюдение прав и охраняемых законом интересов третьих лиц. Однако, судом не принят во внимание тот факт, что собственник федерального имущества не был поставлен в известность и не принимал участия в обсуждении возможности строительства федерального объекта, что означает, по мнению подателя жалобы, что строительство спорного объекта осуществлено в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 505 "О порядке принятия Федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества". Также при строительстве спорного объекта отсутствовало согласие собственника земельного участка, на котором осуществлено строительство. В качестве следующего довода ТУ ФАУГИ в Челябинской области ссылается на то, что, удовлетворяя встречные исковые требования в размере 42 724 000 руб., суд не исследовал вопрос о размере понесенных расходов на самовольную постройку и не дал оценки отчету об оценке рыночной стоимости от 09.02.2010 N 33-09/10, в результате чего федеральному бюджету нанесен ущерб в размере 42 724 000 руб. При этом полагает, что судом не принято во внимание, что ТУ ФАУГИ в Челябинской области не выражалось согласие на удовлетворение встречных исковых требований.
От ГУ МЧС по Челябинской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В обоснование своих возражений ГУ МЧС по Челябинской области со ссылкой на статью 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указало, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения. В то же время учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества. Истец указал, что ГУ МЧС по Челябинской области было запланировано к реконструкции пожарное депо для решения вопроса размещения техники и оборудования пожарно-технического назначения, необходимого для обеспечения строительства в городе Челябинске высотных зданий, а также размещения существующего парка техники. ГУ МЧС по Челябинской области в отзыве полагает, что судом полно и всесторонне исследованы вопросы соблюдения условий признания права собственности на самовольную постройку в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, ООО "Легион-С" на основании разработанной и согласованной проектной документации, но без получения разрешения на строительство были произведены работы по реконструкции пожарного депо путем возведения пристроенного нежилого здания - стоянки специальной техники, общей площадью 1293,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Тагильская, 24А. Поскольку при строительстве спорного объекта не были соблюдены нормы действующего законодательства о строительстве в части оформления разрешения на строительство, данный объект невозможно ввести в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. ГУ МЧС по Челябинской области в отзыве также указало, что при рассмотрении настоящего дела в арбитражном суде первой инстанции ТУ ФАУГИ в Челябинской области поддерживало исковые требования, кроме того, в настоящее время, обжалуемое решение суда исполнено в полном объеме: 15.02.2012 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на нежилое здание пожарное депо с пристроенной стоянкой специальной техники, общей площадью 2369,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Тагильская, 24А, УФК по Челябинской области со счетов ГУ МЧС по Челябинской области списаны и перечислены денежные средства в размере 42 724 000 руб. на расчетный счет ООО "Легион-С". В связи с изложенным выше ГУ МЧС по Челябинской области считает, что позиция ТУ ФАУГИ в Челябинской области противоречит интересам Российской Федерации как собственника имущества, интересам ГУ МЧС по Челябинской области как учреждения, в чьем оперативном управлении находится указанное выше имущество, нарушает права граждан Российской Федерации на безопасность.
От ООО "Легион-С" поступили письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых ответчик ссылается на то, что при рассмотрении настоящего дела в арбитражном суде первой инстанции ТУ ФАУГИ в Челябинской области поддерживало требования ГУ МЧС по Челябинской области и считало возможным удовлетворить исковые требования сторон по делу, что подтверждается протоколами судебных заседаний. Между тем, после вынесения решения третье лицо необоснованно поменяло свою позицию, при этом в апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ в Челябинской области не приводит конкретных доводов относительно того, чем вынесенное решение нарушило его права и законные интересы. ООО "Легион-С" указало, что право собственности на спорный объект было признано за Российской Федерацией, право зарегистрировано.
От УФК по Челябинской области поступили письменные пояснения по апелляционной жалобе, в которых третье лицо просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. При этом УФК по Челябинской области отметило, что при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции ТУ ФАУГИ в Челябинской области поддержало требования ГУ МЧС по Челябинской области, а, учитывая то обстоятельство, что стороны признали исковые требования, заявленные друг к другу, спор разрешен в соответствии с нормами действующего законодательства.
От администрации, ГУ "3 отряд ФПС по Челябинской области" письменные отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Протокольным определением от 22.03.2012 в судебном заседании был объявлен перерыв до 29.03.2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы 29.03.2012 извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители администрации, ГУ "3 отряд ФПС по Челябинской области" не явились.
С учетом мнения представителей ТУ ФАУГИ в Челябинской области, ГУ МЧС по Челябинской области, ООО "Легион-С", УФК по Челябинской области и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей администрации, ГУ "3 отряд ФПС по Челябинской области".
В судебном заседании представители ТУ ФАУГИ в Челябинской области поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ГУ МЧС по Челябинской области в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель ООО "Легион-С" в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на апелляционную жалобу.
Представитель ООО "Легион-С" в судебном заседании заявил ходатайство об истребовании доказательств, подтверждающих полномочия Каягина Б.А. на подписание апелляционной жалобы, при этом указав, что имеются основания полагать, что Каягин Б.А. не является исполняющим обязанности руководителя ТУ ФАУГИ в Челябинской области.
В удовлетворении указанного ходатайства арбитражным судом апелляционной инстанции отказано, так как полномочия Каягина Б.А. на подписание апелляционной жалобы были проверены судом при разрешении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству.
Также представитель ООО "Легион-С" в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.03.2012 N 01/072/2012-295; платежного поручения от 24.02.2012 N 951 на сумму 42 700 000 руб.; положительного заключения государственной экспертизы от 18.12.2009 N 1083/2-565/08; письма администрации в адрес ГУ МЧС по Челябинской области от 12.02.2009 N 5-195/09-01 об отказе в выдаче разрешения на строительство; свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления от 16.09.2011 серии 74-АГ N 572528; свидетельства о государственной регистрации права собственности от 16.09.2011 серии 74-АГ N 572527; распоряжения от 08.06.2010 N 67-р "О передаче имущества с балансов ОГПС N 3, Государственного учреждения "Пожарная часть N 56 Главного управления МЧС России по Челябинской области" и Государственного учреждения "Пожарная часть N 61 Главного управления МЧС России по Челябинской области" на баланс ГУ "3 ОФПС по Челябинской области".
При отсутствии возражений представителей иных лиц, участвующих в деле, указанное ходатайство арбитражным судом апелляционной инстанции удовлетворено, названные документы приобщены к материалам дела.
Представитель УФК по Челябинской области в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации от 20.05.1997 N 592-п Управлению государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Челябинской области предоставлен земельный участок площадью 0,4215 га в бессрочное (постоянное) пользование для эксплуатации существующих зданий и территории пожарной части N 3 по ул. Тагильской, 24А, в Калининском районе, что подтверждается Государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей 74:36:06 N 003427-97, зарегистрированным 17.06.1997 за N 85 (т. 1, л. д. 4-9).
На указанном земельном участке, в том числе было расположено нежилое здание (пожарное депо), назначение: нежилое, общей площадью 1067,4 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000088430, литера А, этажность: 6, подземная этажность: 1, адрес объекта: г. Челябинск, ул. Тагильская, 24А.
На основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности на указанное нежилое здание (пожарное депо), назначение: нежилое, общей площадью 1067,4 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000088430, литера А, этажность: 6, подземная этажность: 1, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Тагильская, 24А, кадастровый (или условный) номер 74-74-01/335/2011-490, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.09.2011 серии 74-АГ N 572527.
На основании распоряжения ТУ ФУГИ в Челябинской области от 08.06.2010 N 67-р, распоряжения ТУ ФУГИ в Челябинской области от 06.04.2011 N 126-р за ГУ "3 отряд ФПС по Челябинской области" зарегистрировано право оперативного управления на указанное нежилое здание (пожарное депо), назначение: нежилое, общей площадью 1067,4 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000088430, литера А, этажность: 6, подземная этажность: 1, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Тагильская, 24А, кадастровый (или условный) номер 74-74-01/335/2011-490, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.09.2011 серии 74-АГ N 572528.
В соответствии с протоколом от 16.03.2006 совещания по вопросу мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов нового строительства в г. Челябинске (т. 1, л. д. 11) рекомендовано ООО "Легион-С" в составе реконструкции ПЧ-3 по ул. Тагильской, 24А выполнить проектирование и строительство стоянки специальной пожарной техники (т. 1, л. д. 11, оборот).
14 июня 2006 года между ГУ МЧС по Челябинской области и ООО "Легион-С" подписано соглашение (т. 1, л. д. 12), предметом которого является выполнение ООО "Легион-С" по заданию ГУ МЧС по Челябинской области функций заказчика-застройщика по проектированию, согласованию и строительству пристроенного здания к существующему комплексу зданий ПЧ-3, принадлежащих МЧС по ул. Тагильской, 24А (пункт 1 соглашения).
12 января 2007 года Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - Управление архитектуры) ГУ МЧС по Челябинской области выдано архитектурно-планировочное задание N 3224 на разработку проекта стоянки специальной техники на существующей территории по ул. Тагильской, 24А в Калининском районе (т. 1, л. д. 13-15).
11 июля 2007 года Управлением архитектуры выдано свидетельство о согласовании проектной документации N 579 на объект: стоянка специальной техники по ул. Тагильская, 24А в Калининском районе города Челябинска (т. 1, л. д. 16).
26 июля 2007 года заместителем главы города Челябинска по вопросам градостроительства издано распоряжение N 2572-с "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для реконструкции нежилого здания пожарного депо с учетом строительства пристроя для размещения стоянки спецтехники по ул. Тагильская, 24А в Калининском районе города Челябинска" (т. 1, л. д. 17). Указанным распоряжением утвержден градостроительный план земельного участка (т. 1, л. д. 18-24).
Письмом от 12.02.2009 N 5-195/09-0-1 заместитель главы города по вопросам градостроительства администрации города Челябинска на заявление ГУ МЧС по Челябинской области от 21.01.2009 N 64/38 о выдаче разрешения на строительство пристроя для стоянки специальной техники на земельном участке ПЧ-3 по ул. Тагильской, 24А, в Калининском районе города Челябинска сообщил начальнику ГУ МЧС по Челябинской области о том, что в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство необходимо представить полный комплект документов, перечисленный в пункте 7 указанной статьи, в том числе градостроительный план земельного участка и заключение вневедомственной экспертизы по проектной документации, а также разрешение на отклонение от предельных параметров объекта относительно утвержденной градостроительной документации микрорайона N 5. До устранения вышеизложенных замечаний администрация не может выдать разрешение на строительство пристроя для стоянки спецтехники.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие, что ООО "Легион-С" произведено строительство стоянки специальной техники (пожарное депо N 3), расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Тагильская, 24А (пункт 1.1 договора), а именно договор подряда от 02.06.2008 N 03-Л (т. 1, л. д. 100-101); платежные поручения, подтверждающие оплату строительно-монтажных работ по договору от 02.06.2008 N 03-Л, всего на сумму 67 457 570 руб. 94 коп. (т. 1, л. д. 102-128); справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) (т. 2, л. д. 3-109, т. 3, л. д. 1-59); сводный сметный расчет стоимости строительства (т. 4, л. д. 1-118).
Согласно представленному ООО "Легион-С" положительному заключению государственной экспертизы от 18.12.2009 N 1083-565/08 на объект капитального строительства "Стоянка специальной техники на существующей территории ПЧ-3 по ул. Тагильской, 24А, в Калининском районе", выполненному Областным государственным автономным учреждением "Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области", общая стоимость строительства в ценах на I квартал 2009 года составила 42 724,00 тыс. руб. Объектом государственной экспертизы являлась - проектная документация, включая смету на строительство и результаты инженерных изысканий.
Указанное заключение явилось основанием для определения суммы исковых требований по встречному иску (т. 5, л. д. 3-5).
Также ООО "Легион-С" в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости недвижимости, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Тагильская, 24А, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "УРАЛПРОМЭКСПЕРТ" по заказу ООО "Легион-С", по состоянию на 09.09.2010 (т. 4, л. д. 119-198). Объектом оценки являлось самовольное строение - часть здания пожарного депо - стоянка специальной техники (литера А/2), общей площадью 1293,5 кв. м (согласно данным технического паспорта на нежилое здание от 26.08.2010), расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Тагильская, 24А. Рыночная стоимость объекта оценки на дату оценки (09.09.2010) равна (с учетом НДС) 85 182 000 руб. (т. 4, л. д. 120).
26 августа 2010 года муниципальным учреждением Службой Заказчика Трехгорненского филиала выдан технический паспорт на нежилое здание (строение) - пожарное депо с пристроенной к нему стоянкой специальной техники, расположенное по ул. Тагильская, 24А, литера А, А/1, А/2, а, инвентарный номер 24230, кадастровый номер 74:036:024230:000 001:100 000 (т. 1, л. д. 30-53). В особых отметках указано, что разрешение на перепланировку литер А, А/1 не предъявлено, разрешение на возведение литеры а не предъявлено; разрешение на ввод в эксплуатацию литеры А/2 не предъявлено, изменение наименования объекта на основании письма заказчика.
Экспертным заключением федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" от 10.09.2010 N К 2/4-4774 (т. 1, л. д. 25-26) подтверждено соответствие нежилого здания расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Тагильская, 24А, требованиям санитарной безопасности (т. 1, л. д. 25-26).
По результатам обследования возведенного объекта - стоянка специальной техники, литера А/2, расположенная по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Тагильская, 24А, Институтом "Челябинский Промстройпроект" (аккредитованным при Госстрое России) выдано градостроительное, техническое, экологическое, о пожарной безопасности заключение от 30.08.2010 N 541/400 (т. 1, л. д. 27-29). Указанным заключением подтверждено соответствие расположения возведенного объекта - нежилого строения стоянки специальной техники, литера А/2, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Тагильская, 24А, градостроительным нормам и правилам и "Правовому зонированию территории города Челябинска", утвержденному решением Челябинской городской Думы от 27.04.2004 N 36/8. Строительные конструкции объекта и выполненные строительно-монтажные работы по его возведению соответствуют действующим в строительстве нормам и правилам и обеспечивают эксплуатационную пригодность и возможность использовать объект по функциональному назначению. Возведенное здание соответствует требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации и других нормативных документов в области охраны окружающей среды и является экологически безопасным объектом, при условии соблюдения экологических требований при эксплуатации. Уровень воздействия на окружающую среду при эксплуатации обследованного объекта является допустимым. Влияние объекта на экологическую ситуацию в районе расположения незначительно, не превышает допустимые уровни воздействия на окружающую среду и не повлечет за собой необратимых экологических последствий. Возведенное здание соответствует требованиям действующих нормативных документов в области пожарной безопасности, при условии ввода объекта в эксплуатацию в установленном законодательством Российской Федерации порядке и соблюдения мер противопожарной безопасности возможно использование объекта по функциональному назначению. Возведенный объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Арбитражным судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщены доказательства того, что обжалуемое решение суда фактически исполнено.
Так, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.03.2012 N 01/072/2012-295 подтверждается, что 15.02.2012 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на нежилое здание - пожарное депо с пристроенной стоянкой специальной техники, общей площадью 2369,9 кв. м, инвентарный номер 24230, литеры А, А/1, А/2, а, этажность: 8, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Тагильская, 24А, кадастровый (или условный) номер 74-74-01/088/2012-080.
УФК по Челябинской области со счетов ГУ МЧС по Челябинской области списаны и перечислены денежные средства в размере 42 724 000 руб. на расчетный счет ООО "Легион-С", что подтверждается платежным поручением от 24.02.2012 N 951.
ГУ МЧС по Челябинской области, считая, что нежилое здание (пожарное депо), назначение: нежилое, общей площадью 1067,4 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000088430, литера А, этажность: 6, подземная этажность: 1, расположенное по адресу объекта: г. Челябинск, ул. Тагильская, 24А, принадлежавшее Российской Федерации, в результате самовольной реконструкции путем возведения пристроя приобрело статус самовольной постройки, при этом данный объект возведен на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации и находящемся в бессрочном пользовании у истца, соответствует строительным нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, обратилось с суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
ООО "Легион-С", считая, что понесенные им затраты на возведение пристроя к указанному нежилому зданию подлежат возмещению, обратилось в суд с рассматриваемыми встречными исковыми требованиями.
В отзыве на встречные исковые требования (т. 5, л. д. 6) ГУ МЧС по Челябинской области просило удовлетворить встречные исковые требования ООО "Легион-С" в части заявленной последним суммы.
Удовлетворяя заявленные первоначальные и встречные исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что стоянка специальной техники, общей площадью 1293,5 кв. м, расположенная по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Тагильская, 24А, является самовольной постройкой согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Учитывая наличие в материалах дела доказательств безопасности постройки и отсутствие доказательств нарушения самовольной постройкой прав третьих лиц, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования о признании права собственности на спорную постройку за Российской Федерацией подлежат удовлетворению. Поскольку материалами дела подтверждается, что ООО "Легион-С" понесло расходы на строительство указанного объекта недвижимости в размере 42 724 000 руб., суд пришел к выводу, что указанная сумма подлежит взысканию с ГУ МЧС по Челябинской области в пользу ООО "Легион-С".
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В рамках настоящего дела истец просит признать право собственности Российской Федерации на нежилое здание пожарного депо с пристроенной стоянкой специальной техники, литеры А, А/1, А/2, а, общей площадью 2369,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Тагильская, 24А, образованное в результате реконструкции ранее существовавшего нежилого здания (пожарного депо), общей площадью 1067,4 кв. м, литера А, расположенного по тому же адресу, путем самовольного возведения к последнему пристроя.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой признается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Как отмечено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Арбитражный суд первой инстанции верно квалифицировал спорный объект как самовольную постройку.
Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" для строительства или реконструкции архитектурных объектов требуются: разрешение на строительство (реконструкцию) уполномоченного на это органа; разрешение собственника земельного участка, а также наличие архитектурного проекта, выполненного в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектора, имеющего лицензию на архитектурную деятельность. Строительство должно вестись с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик имеет право осуществлять строительство только на основании разрешения на строительство, выданного по форме, установленной нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не отрицается лицами, участвующими в деле, соответствующее разрешение на строительство (реконструкцию) при осуществлении строительных работ ни ГУ МЧС по Челябинской области, ни ООО "Легион-С" не получали.
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает соответствующим действующему законодательству то обстоятельство, что с иском о признании права собственности Российской Федерации на спорный объект обратилось именно ГУ МЧС по Челябинской области.
Так, как указано выше, земельный участок, на котором осуществлено самовольное строительство, в 1997 году предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Управлению государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Челябинской области.
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), в ее состав включены входящие по состоянию на 01.10.2001 в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом (пункт 1 Указа).
Пунктом 2 Указа установлено, что Государственная противопожарная служба МЧС России является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 установлено, что в систему МЧС России входит, в том числе Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы.
Согласно пункту 8 Положения о ГУ МЧС по Челябинской области 2004 года (т. 3, л. д. 69-77) ГУ МЧС по Челябинской области осуществляет в установленном порядке руководство подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательными, поисково-спасательными, поисково-спасательными, аварийно-спасательными формированиями и иными подразделениями и организациями МЧС России, дислоцированными на территории Челябинской области.
Пунктом 1 Положения о ГУ "3 отряд ФПС по Челябинской области", утвержденного 27.11.2008 (т. 1, л. д. 66-74), установлено, что ГУ "3 отряд ФПС по Челябинской области" входит в систему федеральной противопожарной службы, является самостоятельным оперативным структурным подразделением ГУ МЧС по Челябинской области.
Таким образом, правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, которой в постоянное (бессрочное) пользование был передан земельный участок под спорным объектом, в том числе в части указанного земельного участка, является Государственная противопожарная служба МЧС России, руководство подразделениями которой осуществляет истец.
Кроме того, из Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, следует, что функции по надзору и контролю в области гражданской обороны и по управлению государственным имуществом в этой сфере осуществляет федеральный орган исполнительной власти - МЧС России (пункт 1, подпункт 10 пункта 9). Также МЧС России является главным распорядителем средств федерального бюджета (подпункт 11 пункта 9).
В соответствии с пунктом 1 Положения о ГУ МЧС по Челябинской области последнее является территориальным органом МЧС России, специально уполномоченным решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 12 Положения определено, что ГУ МЧС по Челябинской области в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе функции заказчика-застройщика по строительству (ремонту) объектов в интересах МЧС России на территории Челябинской области.
ГУ МЧС по Челябинской области в пределах своей компетенции осуществляет в установленном порядке функции по управлению закрепленным государственным имуществом (подпункт 6 пункта 13 Положения о МЧС).
Согласно подпункту 18 пункта 15 Положения начальник ГУ МЧС по Челябинской области является распорядителем финансовых средств, обладает правом подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 26, 27 пункта 15 Положения начальник ГУ МЧС по Челябинской области обеспечивает расходование бюджетных и внебюджетных средств по целевому назначению в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России и утвержденными сметами доходов и расходов; обеспечивает использование имущества, закрепленного в оперативном и хозяйственном управлении за ГУ МЧС по Челябинской области, а также имущества, приобретенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что как земельный участок, на котором осуществлено самовольное строительство, так и ранее существовавшее нежилое здание, к которому самовольно возведен пристрой, принадлежат на вещных правах структурным подразделениям МЧС России, соответственно, находятся в ведении последнего.
В связи с указанным ГУ МЧС по Челябинской области, являясь территориальным органом МЧС России, имея соответствующие полномочия на управление находящимися в его ведении имуществом и денежными средствами, имело право на обращение в суд рассматриваемым иском от имени Российской Федерации.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
В материалы дела представлены необходимые документы, подтверждающие, что спорный объект не противоречит требованиям действующих градостроительных и строительных норм и правил, пожарные и санитарные нормы соблюдены, дальнейшая, безопасная для жизни и здоровья людей, эксплуатация объектов обеспечена (т. 1, л. д. 13-15, 16, 25-26, 27-29, 95-99).
Как указано в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода в эксплуатацию.
В рассматриваемом случае ГУ МЧС по Челябинской области обращалось в администрацию с заявлением от 21.01.2009 N 64/38 о выдаче разрешения на строительство пристроя для стоянки специальной техники на земельном участке ПЧ-3 по ул. Тагильской, 24А в Калининском районе г. Челябинска. Между тем, администрацией было отказано в выдаче разрешения со ссылкой на то обстоятельство, что заявителем не представлены: градостроительный план земельного участка, заключение вневедомственной экспертизы по проектной документации, отклонение от предельных параметров объекта относительно утвержденной градостроительной документации микрорайона N 5, что подтверждается письмом от 12.02.2009 N 5-195/09-0-1.
Поскольку в материалы дела представлены: утвержденный градостроительный план земельного участка для реконструкции нежилого здания пожарного депо с учетом строительства пристроя (т. 1, л. д. 17, 18-24), а также заключение по проектной документации (т. 1, л. д. 95-101), то арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ГУ МЧС по Челябинской области предпринимало надлежащие меры к легализации самовольной постройки, к получению разрешения на строительство, а администрацией было отказано в выдаче разрешения по формальным основаниям.
С учетом изложенного первоначальные исковые требования ГУ МЧС по Челябинской области удовлетворены арбитражным судом первой инстанции обоснованно.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не принимает довод ТУ ФАУГИ в Челябинской области, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что при возведении спорного объекта не учтены интересы указанного органа, так как проектирование и строительство пристроя к нежилому зданию, находящемуся в федеральной собственности, было осуществлено без согласования с ТУ ФАУГИ в Челябинской области, представляющего интересы собственника - Российской Федерации.
Из изложенного ранее следует, что полномочия по управлению государственным имуществом, находящимся в ведении МЧС России, его территориальных органов и структурных подразделений, осуществляет само МЧС России и его территориальные органы, к каковым относится и истец.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что податель жалобы, представляющий интересы Российской Федерации, не указал, чем будут нарушены интересы Российской Федерации в результате удовлетворения судом первоначальных исковых требований.
Доводы и доказательства того, что спорный объект не соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, его сохранение создаст угрозу жизни и здоровью граждан, податель жалобы не представил.
Также следует отметить, что при рассмотрении настоящего дела в арбитражном суде первой инстанции представитель ТУ ФАУГИ в Челябинской области первоначальные исковые требования поддерживал, что подтверждается протоколом судебного заседания арбитражного суда первой инстанции от 18.10.2011 (т. 4, л. д. 200, 201).
Материалами дела подтверждается, что ООО "Легион-С", выполняя условия соглашения от 14.06.2006, заключенного с ГУ МЧС по Челябинской области, понесло расходы на проектирование и строительство спорного объекта недвижимости в размере 67 457 570 руб. 94 коп. (т. 1, л. д. 100-101, 102-128, т. 2, л. д. 3-109, т. 3, л. д. 1-59, т. 4, л. д. 1-118).
То обстоятельство, что при осуществлении строительства не были затрачены средства федерального бюджета, не оспаривается лицами, участвующими в деле.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, соглашение от 14.06.2006, предметом которого является выполнение ООО "Легион-С" по заданию ГУ МЧС по Челябинской области функций заказчика-застройщика по проектированию, согласованию и строительству пристроя, возможно квалифицировать на основании статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации как договор поручения.
Ссылку подателя жалобы на нарушение при строительстве спорного объекта требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 505 "О порядке принятия Федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" арбитражный суд апелляционной инстанции не принимает, так как указанное выше соглашение заключено до принятия названного нормативного акта.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что, исходя из норм гражданского законодательства, не допускается неосновательное обогащение одного лица за счет другого.
Ввиду удовлетворения первоначальных исковых требований, принимая во внимание, что строительство спорного объекта осуществлено исключительно за счет средств ООО "Легион-С", расходы последнего на проектирование и строительство спорного объекта подтверждены документально, то арбитражным судом первой инстанции обоснованно удовлетворен встречный иск.
В связи с указанным довод подателя жалобы о том, что федеральному бюджету нанесен ущерб в размере 42 724 000 руб., арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняется.
Кроме того, податель жалобы не представил доказательства того, что заявленная ООО "Легион-С" к взысканию сумма расходов является не подтвержденной документально или необоснованно завышенной.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции считает правомерным возложение обязанности по возмещению расходов ООО "Легион-С" на ГУ МЧС по Челябинской области, принимая во внимание полномочия последнего по выполнению функций заказчика-застройщика по строительству (ремонту) объектов в интересах МЧС России на территории Челябинской области, распорядителя финансовых средств, на что указано ранее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции также принимает во внимание то обстоятельство, что обжалуемое решение суда исполнено в полном объеме: 15.02.2012 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на нежилое здание пожарное депо (с пристроенной стоянкой специальной техники), общей площадью 2369,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Тагильская, 24А. Также УФК по Челябинской области со счетов ГУ МЧС по Челябинской области в порядке добровольного исполнения последним решения суда списаны и перечислены денежные средства в размере 42 724 000 руб. на расчетный счет ООО "Легион-С".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2011 по делу N А76-13093/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода в эксплуатацию.
...
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
...
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, соглашение от 14.06.2006, предметом которого является выполнение ООО "Легион-С" по заданию ГУ МЧС по Челябинской области функций заказчика-застройщика по проектированию, согласованию и строительству пристроя, возможно квалифицировать на основании статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации как договор поручения.
Ссылку подателя жалобы на нарушение при строительстве спорного объекта требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 505 "О порядке принятия Федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" арбитражный суд апелляционной инстанции не принимает, так как указанное выше соглашение заключено до принятия названного нормативного акта."
Номер дела в первой инстанции: А76-13093/2011
Истец: ГУ МЧС России по Челябинской области
Ответчик: Администрация г. Челябинска, ООО Легион-С
Третье лицо: ГУ 3 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области, ООО "Легион-С", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, Федеральное казначейство по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1833/12