г. Санкт-Петербург |
|
03 апреля 2012 г. |
Дело N А56-55569/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Суюнчалиевой С.Ю.
при участии:
от заявителя: Просвирнин С.Ю. доверенность от 20.04.2011 г.., Шувалов В.Р. доверенность от 26.04.2011 г..
от заинтересованного лица: Дрожжина А.А. доверенность от 20.12.2011 г.. N 126
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2011 г.. по делу N А56-55569/2011(судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, 2) Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)
о признании незаконным решения
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу (далее - Росреестр) от 25.08.2011 г.. в части государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Большая Турухтанная гавань, сооружение 1, литер А, кадастровый номер 78:15:015:0:61 (Большой Турухтанный ковш), Санкт-Петербург, Невская губа, литер Т, кадастровый номер 78:0:0078:0:321 (Санкт-Петербургский морской канал), Санкт-Петербург, Невская губа, литер С, кадастровый номер 78:0:0078:0:323 (Канал Северного Кронштадтского фарватера), Санкт-Петербург, Лесная гавань, сооружение 1, литер А, кадастровый номер 78:15:015:0:63 (Рейд Лесного мола), Санкт-Петербург, Невская губа, литер Д, кадастровый номер 78:0:0078:0:322 (Корабельный фарватер (подходный канал), Санкт-Петербург, Барочный бассейн, сооружение 1, литер А, кадастровый номер 78:15:015:0:64 (Барочный бассейн), а также об обязании Росреестра провести государственную регистрацию права хозяйственного ведения Предприятия на указанные объекты.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - Росимущество), Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот).
Решением суда от 21.12.2011 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Предприятие просит решение от 21.12.2011 г.. отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, поскольку за ФГУП "Росморпорт" объекты закреплены распоряжением Министерства имущественных отношений N 1120-р от 09.03.2004 г.., то соответственно, основанием для государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимости является акт, изданный органом государственной власти в рамках своей компетенции.
Таким образом, по мнению подателя апелляционной жалобы, законодательством не установлена обязанность предоставлять выписку из реестра при регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимости, возникшего на основании распорядительного акта специального уполномоченного федерального государственного органа.
Податель апелляционной жалобы отмечает, что в отношении объекта Барочный бассейн (кадастровый номер 78:15:015:0:64) суд первой инстанции при рассмотрении дела не учел надлежащим образом внесенные в кадастровый паспорт исправления в отношении года ввода в эксплуатацию.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы апелляционной жалобы.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя Росреестра, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно уставу Предприятие находится в ведении Росморречфлота, функции учредителя осуществляют Правительство Российской Федерации, Росимущество и Росморречфлот; имущество Предприятия находится в федеральной собственности, принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения, которое возникает с момента передачи имущества Предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества.
Согласно выпискам из Реестра федерального имущества от 25.03.2011 г.. спорные объекты на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г.. N 3020-1 являются собственностью Российской Федерации; на основании распоряжения Минимущества Российской Федерации от 09.03.2004 г.. N 1120-р и актов о приеме-передаче зданий (сооружений) от 01.04.2004 г.. N 580, 584, 588, 578, 585, 593 находятся в хозяйственном ведении Предприятия; объектам присвоены кадастровые номера.
В материалы дела представлено Распоряжение Минимущества Российской Федерации от 09.03.2004 г.. N 1120-р "О передаче и закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт", которым в хозяйственное ведение Предприятия передано имущество согласно приложению, в том числе Морской канал (инв. N 20059), Барочный бассейн (инв. N 20061), Рейд лесного мола (инв. N 20068), Большой турухтанный ковш (инв. N 20069), Корабельный фарватер (подходной канал) - инв. N 20151, Канал Северного Кронштадского фарватера (инв. N 20229); Распоряжением Росимущества от 08.07.2005 г.. N1568-р в указанном распоряжении изменена редакция перечня имущества, передаваемого Предприятию; оформлены акты приема-передачи имущества; составлены кадастровые паспорта объектов.
Сообщением от 25.08.2011 г.. Росреестр отказал Предприятию в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты в соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), поскольку в распоряжениях Минимущества РФ N 1120-р от 09.03.2004 г.., Росимущества от 08.07.2005 г.. N 1568-р, актах приема-передачи не указаны характеристики объектов недвижимости, позволяющие их идентифицировать из ряда других, отсутствуют сведения о точном адресе объектов, их площади и этажности, что не позволяет провести государственную регистрацию права хозяйственного ведения в порядке статьи 13 названного Закона; в представленных выписках из Реестра федерального имущества отсутствуют сведения о наименовании, назначении, дате ввода в эксплуатацию, что не позволяет определить объекты недвижимого имущества, включенные в реестр собственности Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 г.. N447 "О совершенствовании учета федерального имущества". Росреестр также указал, что не зарегистрировано право собственности Российской Федерации на объекты, созданные после 31.01.1998 г.., которые подлежат регистрации в соответствии с порядком, установленным Законом о регистрации до регистрации обременений (ограничений) этого права, а также статьей 25 Закона о регистрации. По объекту, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Барочный бассейн, сооружение 1, литер А, кадастровый номер 78:15:015:0:64, Росреестр сослался также на имеющиеся разночтения в годе постройки данного объекта, указанных в кадастровом паспорте и паспорте гидротехнического сооружения.
Ссылаясь на то, что представленные для проведения государственной регистрации документы содержали данные, необходимые для идентификации объектов, отказ в государственной регистрации права создает препятствия заявителю для осуществления его деятельности, не соответствует закону, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основания к отказу исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о регистрации; согласно абзацам 4, 10 пункта 1 указанной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, иная документация, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со статьей 13 названного Закона регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу документов, представленных для проведения государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Для государственной регистрации права хозяйственного ведения Предприятием в Росреестр были представлены следующие документы: Распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 09.03.2004 г.. N 1120-р "О передаче и закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт" (далее - распоряжение от 09.03.2004 г.. N 1120-р), Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 08.07.2005 г.. N 1568-р "О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 09.03.2004 г.. N 1120-р" (далее - распоряжение от 08.07.2005 г.. N 1568-р), акты о приеме-передаче зданий (сооружений), выписки из реестра федерального имущества, а также кадастровые паспорта на указанные объекты.
В качестве одного из оснований для отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения, с которым согласился суд первой инстанции, Росреестр указал то, что из представленных Предприятием правоустанавливающих документов невозможно однозначно идентифицировать объекты недвижимости, закрепляемые за Предприятием на праве хозяйственного ведения, с объектами недвижимости, в отношении которых заявлены права к государственной регистрации, поскольку в указанных документах отсутствуют сведения о точном адресе объектов недвижимости, их площади, этажности, те сведения, которые являются обязательными.
Апелляционный суд не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
В качестве основания возникновения права хозяйственного ведения Предприятием в регистрирующий орган представлено распоряжение от 09.03.2004 г.. N 1120-р с изменениями, которые внесены распоряжением от 08.07.2005 г.. N 1568-р. В распоряжении от 08.07.2005 г.. N 1568-р дополнительно указаны адреса объектов.
Вместе с указанными распоряжениями Предприятием представлены акты о приеме-передаче зданий (сооружений) от 01.04.2004 г.. N 580, N 588, N 584, N 578, N 585, N 593 в отношении объектов, содержащихся в распоряжениях от 09.03.2004 г.. N 1120-р, от 08.07.2005 г.. N 1568-р. В актах от 01.04.2004 г.. указаны инвентарные номера объектов и краткая индивидуальная характеристика объектов.
Отсутствие полной характеристики передаваемых объектов в распоряжениях от 09.03.2004 г.. N 1120-р, от 08.07.2005 г.. N 1568-р было обусловлено, согласно объяснениям заявителя, осуществлением кадастрового учета объектов после вынесения названных распоряжений.
В целях идентификации объектов для осуществления государственной регистрации прав заявителем дополнительно в регистрирующий орган были представлены выписки из реестра федерального имущества, в которых указаны кадастровые номера объектов, за государственной регистрацией права хозяйственного ведения на которые обратилось Предприятие.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В представленных на регистрацию кадастровых паспортах содержатся все необходимые для государственной регистрации характеристики объектов, в том числе адрес, площадь и этажность, а также сведения о назначении объекта и дате ввода его в эксплуатацию.
В выписках из реестра федерального имущества в качестве документа-основания возникновения вещного права названо распоряжение от 09.03.2004 г.. N 1120-р и акты о приеме-передаче зданий (сооружений) от 01.04.2004 г.. N 580, N 588, N 584, N 578, N 585, N 593, в которых указаны инвентарные номера объектов, совпадающие с инвентарными номерами объектов в перечне, прилагаемом к распоряжению от 09.03.2004 г.. N 1120-р.
Таким образом, исследовав в совокупности представленные заявителем документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии сомнений в идентичности объектов недвижимости, закрепленных за Предприятием на праве хозяйственного ведения, с объектами недвижимости, в отношении которых заявлены права к государственной регистрации.
С учетом вышеизложенного требования Предприятия о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Большая Турухтанная гавань, сооружение 1, литер А, кадастровый номер 78:15:015:0:61 (Большой Турухтанный ковш), Санкт-Петербург, Невская губа, литер Т, кадастровый номер 78:0:0078:0:321 (Санкт-Петербургский морской канал), Санкт-Петербург, Невская губа, литер С, кадастровый номер 78:0:0078:0:323 (Канал Северного Кронштадтского фарватера), Санкт-Петербург, Лесная гавань, сооружение 1, литер А, кадастровый номер 78:15:015:0:63 (Рейд Лесного мола), Санкт-Петербург, Невская губа, литер Д, кадастровый номер 78:0:0078:0:322 (Корабельный фарватер (подходный канал) подлежат удовлетворению.
В части отказа в осуществлении регистрации права в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Барочный бассейн, сооружение 1, литер А, кадастровый номер 78:15:015:0:64 (Барочный бассейн), апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о его правомерности, так как согласно объяснениям заявителя даже с учетом внесения исправления в кадастровый паспорт объекта в части года ввода в эксплуатацию объекта - 1936 год, указание на 2005 г.. ввода в эксплуатацию относится к завершению реконструкции объекта. В этом случае регистрирующий орган правомерно со ссылкой на статью 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 25 Закона о регистрации сослался на непредоставление заявителем документов, подтверждающих факт создания объекта.
С учетом вышеизложенного решение от 21.12.2011 г.. подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 2011 года по делу N А56-55569/2011 изменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 25.08.2011 г.. за N 78-78-41/037/2010-180, N 78-78-41/037/2010-170, N 78-78-41/037/2010-174, N 78-78-41/037/2010-179, N 78-78-41/037/2010-169, N 78-78-41/037/2010-171, N 78-78-41/037/2010-173, N 78-78-41/037/2010-175, N 78-78-41/037/2010-172, N 78-78-41/037/2010-181, N 78-78-41/069/2011-432, N 78-78-41/066/2011-427, N 78-78-41/066/2011-429, N 78-78-41/066/2011-430, N 78-78-41/066/2011-431, N 78-78-41/070/2011-333, N 78-78-41/066/2011-425, N 78-78-41/066/2011-434, N 78-78-41/066/2011-428, N 78-78-41/066/2011-426 в государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "Росморпорт" в части объектов, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Большая Турухтанная гавань, сооружение 1, литер А, кадастровый номер 78:15:015:0:61 (Большой Турухтанный ковш), Санкт-Петербург, Невская губа, литер Т, кадастровый номер 78:0:0078:0:321 (Санкт-Петербургский морской канал), Санкт-Петербург, Невская губа, литер С, кадастровый номер 78:0:0078:0:323 (Канал Северного Кронштадтского фарватера), Санкт-Петербург, Лесная гавань, сооружение 1, литер А, кадастровый номер 78:15:015:0:63 (Рейд Лесного мола), Санкт-Петербург, Невская губа, литер Д, кадастровый номер 78:0:0078:0:322 (Корабельный фарватер (подходный канал).
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения ФГУП "Росморпорт" на объекты, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Большая Турухтанная гавань, сооружение 1, литер А, кадастровый номер 78:15:015:0:61 (Большой Турухтанный ковш), Санкт-Петербург, Невская губа, литер Т, кадастровый номер 78:0:0078:0:321 (Санкт-Петербургский морской канал), Санкт-Петербург, Невская губа, литер С, кадастровый номер 78:0:0078:0:323 (Канал Северного Кронштадтского фарватера), Санкт-Петербург, Лесная гавань, сооружение 1, литер А, кадастровый номер 78:15:015:0:63 (Рейд Лесного мола), Санкт-Петербург, Невская губа, литер Д, кадастровый номер 78:0:0078:0:322 (Корабельный фарватер (подходный канал).
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Росморпорт" (место нахождения: 127055, Москва г, Сущевская ул, 19, СТР.7, ОГРН: 1037702023831) из бюджета Российской Федерации 1 000 руб. излишне уплаченной госпошлины по апелляционной жалобе.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сообщением от 25.08.2011 г.. Росреестр отказал Предприятию в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты в соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), поскольку в распоряжениях Минимущества РФ N 1120-р от 09.03.2004 г.., Росимущества от 08.07.2005 г.. N 1568-р, актах приема-передачи не указаны характеристики объектов недвижимости, позволяющие их идентифицировать из ряда других, отсутствуют сведения о точном адресе объектов, их площади и этажности, что не позволяет провести государственную регистрацию права хозяйственного ведения в порядке статьи 13 названного Закона; в представленных выписках из Реестра федерального имущества отсутствуют сведения о наименовании, назначении, дате ввода в эксплуатацию, что не позволяет определить объекты недвижимого имущества, включенные в реестр собственности Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 г.. N447 "О совершенствовании учета федерального имущества". Росреестр также указал, что не зарегистрировано право собственности Российской Федерации на объекты, созданные после 31.01.1998 г.., которые подлежат регистрации в соответствии с порядком, установленным Законом о регистрации до регистрации обременений (ограничений) этого права, а также статьей 25 Закона о регистрации. По объекту, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Барочный бассейн, сооружение 1, литер А, кадастровый номер 78:15:015:0:64, Росреестр сослался также на имеющиеся разночтения в годе постройки данного объекта, указанных в кадастровом паспорте и паспорте гидротехнического сооружения.
...
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
...
В части отказа в осуществлении регистрации права в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Барочный бассейн, сооружение 1, литер А, кадастровый номер 78:15:015:0:64 (Барочный бассейн), апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о его правомерности, так как согласно объяснениям заявителя даже с учетом внесения исправления в кадастровый паспорт объекта в части года ввода в эксплуатацию объекта - 1936 год, указание на 2005 г.. ввода в эксплуатацию относится к завершению реконструкции объекта. В этом случае регистрирующий орган правомерно со ссылкой на статью 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 25 Закона о регистрации сослался на непредоставление заявителем документов, подтверждающих факт создания объекта."
Номер дела в первой инстанции: А56-55569/2011
Истец: ФГУП "Росморпорт"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Федеральное агентство морского и речного транспорта(Росморречфлот), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14573/12
22.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14573/12
20.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1548/12
03.04.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3040/12