г. Киров |
|
30 марта 2012 г. |
Дело N А31-10052/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Ившиной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем вивдеоконференц-связи:
представителя заявителя Моисеева С.Н., действующего на основании доверенности от 21.01.2010, Лебедева Е.В., действующего на основании удостоверения N 10795;
представителя ответчика Скрябиной М.С., действующей на основании доверенности от 30.12.2011,
представителя третьего лица Карповой И.Н., действующей на основании доверенности от 20.02.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, закрытого акционерного общества "Берендеевка"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 31.03.2012 по делу N А31-10052/2011, принятое судом в составе судьи Стрельниковой О.А.
по заявлению Волжского межрегионального природоохранного прокурора, (г. Тверь, ул. Дарвина, д. 9)
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (ОГРН 1024400529053, Костромская область, г. Кострома, пр-т Мира, д. 128а)
третье лицо: закрытое акционерное общество "Берендеевка" (ОГРН 1024400510420, Костромская область, г. Кострома, пр-т Мира, д. 13),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор (далее - заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 01.11.2011 N 299 по делу об административном правонарушении, которым прекращено дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении закрытого акционерного общества "Берендеевка" по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено закрытое акционерное общество "Берендеевка" (далее - трете лицо, Общество, ЗАО "Берендеевка") (том 1, л.д. 1-2).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 31.01.2012 заявленные требования удовлетворены.
Департамент с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе Департамент указывает, что туристко-рекреационная местность не отнесена к видам особо охраняемой природной территории; границы особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационная местность "Парк "Берендеевка" в установленном законом порядке не установлены, в связи с чем невозможно сделать вывод о том, что спорный земельный участок расположен в границах данной территории
ЗАО "Берендеевка" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе Общество указывает, что территория туристко-рекреационной местности "Парк Берендеевка", в том числе спорный земельный участок, не включены в государственный кадастр особо охраняемых объектов.
Прокурор в отзыве на апелляционные жалобы приведенные в них доводы опровергает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу ЗАО "Берендеевка" не представил.
Общество отзыв на апелляционную жалобу Департамента не представило.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.10.2011 Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ. В данном постановлении указано, что 13.10.2011 Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения природоохранного законодательства ЗАО "Берендеевка", осуществляющего деятельность по строительству объекта на особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности "Парк "Берендеевка". Для осуществления указанного вида деятельности ЗАО "Берендеевка" предоставлен на правах аренды (том1, л.д. 22-24) земельный участок площадью 9893 кв.м., кадастровый номер 44:27:050502:211, расположенный по адресу: Костромская область, г.Кострома, ул.Ленина, д. 150ж (далее - спорый земельный участок). В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 08.08.2008 N 261-а "Об организации особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности "Парк "Берендеевка" земельный участок, на котором ведется строительство, относится к землям особо охраняемой природной территории регионального значения. Проверкой установлено, что в нарушение установленных требований законодательства ЗАО "Берендеевка" по состоянию на 13.10.2011 на указанном земельном участке осуществляет строительные работы (возведено 10 объектов в виде деревянных домиков) без проведения государственной экологической экспертизы объекта строительства на особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности "Парк "Берендеевка" и наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения по существу в Департамент.
12.08.2010 Департаментом вынесено постановление N 229 по делу об административном правонарушении (том 1, л.д. 11-14), которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО "Берендеевка" прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ. В данном постановлении указано, что земельный участок площадью 9893 кв.м., кадастровый номер 44:27:050502:211 относится к категории "земли населенных пунктов" и для осуществления деятельности по строительству объектов не требуется проведения государственной экологической экспертизы проектной документации.
Не согласившись с указанным постановлением, Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, придя к выводу о необоснованности вывода Департамента о том, что у спорного земельного участка отсутствует статус особо охраняемой природной территории и, соответственно, об отсутствии события административного правонарушения по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Из статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" следует, что государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 11 Закона Костромской области от 30.09.2004 N 210-ЗКО "Об особо охраняемых природных территориях Костромской области" (далее - Закон Костромской области об особо охраняемых природных территориях) особо охраняемые территории регионального значения организуются на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Костромской области, утвержденной администрацией Костромской области, а также по предложениям органов государственной власти Костромской области, уполномоченного государственного органа в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий. органов местного самоуправления Костромской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений (пункт 1). На основании материалов, представленных уполномоченным государственным органом исполнительной власти Костромской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, положительного заключения государственной экологической экспертизы администрация Костромской области принимает решение об организации особо охраняемой природной территории регионального значения (пункт 4).
Из пункта 8 Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности "Парк "Берендеевка", утвержденного постановлением администрации Костромской области от 08.08.2008 N 261-а, следует, что особенностями земельных отношений на особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности "Парк "Берендеевка" является то, что указанная территория организуется без изъятия земельных участков и без изменения категории земель.
Материалами дела подтверждено, что Департамент вынес обжалуемое постановление, установив, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, в связи с чем, по его мнению, не требуется проведения государственной экологической экспертизы проектной документации. Однако, само по себе отнесение данного земельного участка к категории земель населенных пунктов по смыслу части 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не исключает возможности распространения на него правового режима, введенного для земель особо охраняемых природных территорий. В рассматриваемой ситуации постановлением администрации Костромской области от 08.08.2008 N 261-а организована особо охраняемая природная территория регионального значения туристско-рекреационная местность "Парк "Берендеевка", расположенная на спорном земельном участке. Материалами дела установлено, что ЗАО "Берендеевка" осуществляло строительные работы на территории особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационная местность "Парк "Берендеевка". При этом доказательства проведения экологической экспертизы объектов, строительство которых предполагается осуществлять на данной территории, в материалах дела отсутствуют.
Изложенное позволяет сделать вывод об отсутствии предусмотренных КоАП РФ оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Довод апелляционных жалоб Департамента и Общества о том, что туристко-рекреационная местность не отнесена к видам особо охраняемой природной территории, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты (пункт 1). Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие) (пункт 2).
Таким образом, органы исполнительной власти могут устанавливать категории особо охраняемых природных территорий, не предусмотренные Федеральным законом об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Костромской области об особо охраняемых природных территориях к категориям особо охраняемых природных территорий регионального значения: 1) природные парки; 2) государственные природные заказники; 3) памятники природы; 4) дендрологические Парки и ботанические сады; 5) лечебно-оздоровительные местности и курорты; 6) иные категории, установленные администрацией Костромской области.
Из материалов дела следует, что администрацией Костромской области издано постановление от 08.08.2008 N 261-а, которым организована особо охраняемая природная территория регионального значения туристско-рекреационная местность "Парк "Берендеевка".
Довод апелляционной жалобы Департамента о том, что границы особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационная местность "Парк "Берендеевка" в установленном законом порядке не установлены, в связи с чем невозможно сделать вывод о том, что спорный земельный участок расположен в границах данной территории, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждено, что границы туристско-рекреационной местности "Парк "Берендеевка" определены в приложении N 1 к Положению об особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности "Парк "Берендеевка" - "Выкопировка из географической карты с нанесенными границами особо охраняемой природной территории туристско-рекреационной местности "Парк "Берендеевка".
Из подпункта 7 пункта 5 листа 3 выписки из государственного кадастра недвижимости от 05.10.2011 N 4400/201/11-36804 следует, что весь указанный земельный участок (кадастровый номер 44:27:050502:211) является особо охраняемой природной территорией регионального значения туристско-рекреационной местности "Парк "Берендеевка" (том 1, л.д. 21).
Довод апелляционной жалобы Общества о том, что территория туристко-рекреационной местности "Парк Берендеевка", в том числе спорный земельный участок, не включены в государственный кадастр особо охраняемых объектов, отклоняется как не опровергающий, что территория туристко-рекреационной местности "Парк Берендеевка" является особо охраняемой природной территорией регионального значения.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционных жалоб, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу положений статьи 30.2 КоАП РФ и статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 31.01.2012 по делу N А31-10052/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, закрытого акционерного общества "Берендеевка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела подтверждено, что Департамент вынес обжалуемое постановление, установив, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, в связи с чем, по его мнению, не требуется проведения государственной экологической экспертизы проектной документации. Однако, само по себе отнесение данного земельного участка к категории земель населенных пунктов по смыслу части 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не исключает возможности распространения на него правового режима, введенного для земель особо охраняемых природных территорий. В рассматриваемой ситуации постановлением администрации Костромской области от 08.08.2008 N 261-а организована особо охраняемая природная территория регионального значения туристско-рекреационная местность "Парк "Берендеевка", расположенная на спорном земельном участке. Материалами дела установлено, что ЗАО "Берендеевка" осуществляло строительные работы на территории особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационная местность "Парк "Берендеевка". При этом доказательства проведения экологической экспертизы объектов, строительство которых предполагается осуществлять на данной территории, в материалах дела отсутствуют.
Изложенное позволяет сделать вывод об отсутствии предусмотренных КоАП РФ оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
...
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты (пункт 1). Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие) (пункт 2).
Таким образом, органы исполнительной власти могут устанавливать категории особо охраняемых природных территорий, не предусмотренные Федеральным законом об особо охраняемых природных территориях.
...
В силу положений статьи 30.2 КоАП РФ и статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам судом апелляционной инстанции не рассматривался."
Номер дела в первой инстанции: А31-10052/2011
Истец: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в лице Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры
Третье лицо: ЗАО "Берендеевка", Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1351/12