город Ростов-на-Дону |
|
27 марта 2012 г. |
дело N А53-22781/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Л.А. Захаровой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: Землянская Е.Я. паспорт, по доверенности от 20.03.2012
от заинтересованного лица: специалист 3-го разряда правового отдела Малимонова А.А. паспорт, по доверенности от 16.01.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2012 по делу N А53-22781/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮНГК Маркет" ИНН 6163087312 / ОГРН 1076163009130
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮНГК Маркет" (далее - ООО "ЮНГК Маркет", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области (далее - МИ ФНС России N 11 по Ростовской области, налоговая инспекция) с заявлением об оспаривании постановления N 40 от 26.10.2011 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2012 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован наличием оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного, что является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что материалами дела подтверждается факт наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, а также указав на отсутствие оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям, по мнению налогового органа, выразилась в несоблюдении обществом публично-правовых обязанностей при том, что состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носит формальный характер.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель МИ ФНС N 11 по Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Пояснил, что совершенное обществом правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, считает, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции обществом о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ не заявлялось.
Представитель общества в судебном заседании возражал против жалобы по доводам представленного отзыва, просил оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.10.2011 г. на основании поручения начальника МИ ФНС России N 11 по Ростовской области N 162 от 22.09.2011 г.. при проверке полноты учета выручки, полученной при осуществлении денежных расчетов с населением и порядка хранения наличных денежных средств в кассе, в помещении ООО "ЮНГК-Маркет" расположенном по адресу: г. Батайск, ш. Северное, 1, установлен факт отсутствия изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств, а именно кассы предприятия.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения: в обществе отсутствует оборудованное помещение кассы (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег), не обеспечивается сохранность наличных денежных средств и ценностей. Прием, выдача и временное хранение наличных денежных средств, в том числе заработной платы, подотчетных денежных средств, остатка наличных денежных средств осуществляется в кабинете директора по адресу: Ростовская обл. г. Батайск, ш.Северное,1. На момент осмотра в сейфе находилась денежная наличность в сумме 1 333 руб., являющаяся остатком от продажи товаров за 07.10.2011 г., 08.10. 2011 г. и 09.10.2011 г. Также в сейфе установлено хранение денежных средств на выдачу заработной платы сотрудникам по платежной ведомости N 3108 от 30.09.2011 г. в сумме 450 руб., по платежной ведомости N 3036 от 21.09.2011 г. в сумме 278 руб. Также установлено в данном сейфе хранение денежных средств сторонней организации - ООО "ТД Альфа-Трейд" в сумме 3000 руб., платежная ведомость N 11901 от 30.09.2011 г. на выдачу заработной платы сотрудникам ООО "ТД Альфа-Трейд".
По результатам проверки, зафиксированным в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 212 от 10.10.2011 г., в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 40 от 11.10.2011 г..
Постановлением инспекции от 26.10.2011 г. N 40 ООО "ЮНГК-Маркет" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
В статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент привлечения общества к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Основанием для привлечения ООО "ЮНГК-Маркет" к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ послужило нарушение обществом Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 г. N 40, а именно: отсутствие в принадлежащем заявителю помещении надлежащим образом оборудованной кассовой комнаты.
Между тем, Центральным банком Российской Федерации 13.12.2011 г. принято Указание N 2750-У, согласно которому Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации от 22.09.1993 года N 40 признан утратившим силу в связи с принятием Положения Банка России от 12.10.2011 года N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации".
Следовательно, с 01.01.2012 г. (дата вступления в силу Указаний N 2750-У от 13.12.2011 г.) публичная обязанность по соблюдению предусмотренных Порядком ведения кассовых операций N 40 от 22.09.1993 г. положений отменена.
В силу ст. 1.7 КоАП РФ и п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Вышеуказанные нормы применимы к рассматриваемому правонарушению.
Поскольку общество совершило административное правонарушение до того, как Порядок ведения кассовых операций утратил силу и его положение как лица, совершившего административное правонарушение, улучшилось из-за отмены обязанности по оборудованию кассовой комнаты, а постановление о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Учитывая, что на дату рассмотрения дела судом первой инстанции вынесенное в отношении общества постановление о назначении административного наказания N 40 от 26.10.2011 г. не вступило в законную силу и не исполнено, а возложенная на заявителя обязанность устранена новым нормативным актом, следует признать, что в действиях ООО "ЮНГУ-Маркет" отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Таким образом, в силу положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ общество не подлежит административной ответственности за нарушение положений Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 40.
Указание суда первой инстанции в резолютивной части судебного акта о применении малозначительности не привело к принятию неправильного решения о признании незаконным и отмене постановления N 40 от 26.10.2011.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для привлечения ООО "ЮНГК-Маркет" к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ послужило нарушение обществом Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 г. N 40, а именно: отсутствие в принадлежащем заявителю помещении надлежащим образом оборудованной кассовой комнаты.
Между тем, Центральным банком Российской Федерации 13.12.2011 г. принято Указание N 2750-У, согласно которому Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации от 22.09.1993 года N 40 признан утратившим силу в связи с принятием Положения Банка России от 12.10.2011 года N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации".
Следовательно, с 01.01.2012 г. (дата вступления в силу Указаний N 2750-У от 13.12.2011 г.) публичная обязанность по соблюдению предусмотренных Порядком ведения кассовых операций N 40 от 22.09.1993 г. положений отменена.
В силу ст. 1.7 КоАП РФ и п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Вышеуказанные нормы применимы к рассматриваемому правонарушению.
...
Учитывая, что на дату рассмотрения дела судом первой инстанции вынесенное в отношении общества постановление о назначении административного наказания N 40 от 26.10.2011 г. не вступило в законную силу и не исполнено, а возложенная на заявителя обязанность устранена новым нормативным актом, следует признать, что в действиях ООО "ЮНГУ-Маркет" отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Таким образом, в силу положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ общество не подлежит административной ответственности за нарушение положений Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 40."
Номер дела в первой инстанции: А53-22781/2011
Истец: ООО "ЮНГК Маркет"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N11 по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2249/12