г. Москва |
N 09АП-5030/2012-АК |
02 апреля 2012 г. |
Дело N А40-4016/12-92-38 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веклича Б.С.,
судей: |
Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола: |
секретарем Лаухиной А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.01.2012 по делу N А40-4016/12-92-38, принятое судьей Уточкиным И.Н.
по заявлению Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл
к ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276, 131000, г.Москва, Варшавское шоссе, д.37)
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 29.11.2011 N 294
при участии:
от заявителя: |
Соломоненко В.А. по доверенности N 10-Д от 13.03.2012; |
от ответчика: |
Остапчук И.А. по доверенности от 21.03.2012, |
УСТАНОВИЛ
Управление Роскомнадзора по Республике Марий Эл обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 31.01.2012 заявление удовлетворено. Административное наказание назначено судом в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает на то, что условия лицензии нарушены не были, что влечет за собой гражданско-правовую, а не административную ответственность.
Заявитель возражает против доводов жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Как следует из материалов дела, на основании приказов от 26.09.2011 N 213 и от 20.09.2011 N 244 Управлением проведена проверка деятельности ФГУП "Почта России".
В ходе проверки установлен факт нарушения контрольных сроков отправлений EMS, предусмотренных распоряжением ФГУП "Почта России" от 23.11.2009 N 122-р, п.п."а" п.47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, а также п.п.4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577. В частности, ФГУП "Почта России" восемь экспресс отправлений - ЕА210137715RU, ЕА210137746RU, ЕА210137763RU, ЕА210137732RU, ЕА210137701RU, ЕА210137389RU, ЕА210137729RU, ЕА210137701RU вручены с нарушением контрольных сроков. Результаты проверки отражены в акте от 22.11.2011 N А25577-127-02-0057.
По данному факту в отношении ФГУП "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении от 29.11.2011 N 294.
Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст.205 АПК РФ.
Суд первой инстанции, привлекая ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, принял законное и обоснованное решение.
Поддерживая оспариваемое ответчиком решение, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Частью 3 ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Согласно ст.29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В настоящее время действует Перечень лицензионных условий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, согласно п.5 раздела XX которого к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" п.47 раздела V "Права и обязанности операторов почтовой связи" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Статьей 46 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно п.4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральным законом "О связи", Федеральным законом "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий.
Сроки и тарифы на оказание иных услуг почтовой связи, в том числе услуги EMS в соответствии с п."б" п.3 указанных Правил, устанавливаются операторами почтовой связи.
В соответствии с п.2 названных Правил услуги EMS - это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами Временного почтового союза, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг.
В целях оптимизации сроков прохождения отправлений ускоренной почты EMS по Российской Федерации, ФГУП "Почта России" издано распоряжение от 23.11.2009 N 117-р, которым с 23.11.2009 введены в действие сроки прохождения внутренних отправлений EMS.
Данный акт принят в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, и их несоблюдение является нарушением лицензиатом условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией.
На основании ст.34 Федерального закона от 17.06.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.
Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Ответственность операторов почтовой связи за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи (в данном случае нарушение контрольных сроков) определяется в соответствии со ст.34 Федерального закона "О почтовой связи".
Таким образом, приведенными положениями на лицензиата возложена обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий при предоставлении услуг почтовой связи, к числу которых отнесено требование о соблюдении контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи.
Факт нарушения ответчиком условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) достоверно установлен судом и подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, с учетом правильно примененных норм права и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно признал наличие в действиях ФГУП "Почта России" события правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что гражданско-правовая ответственность перед клиентом исключает его административную ответственность за вмененное правонарушение, является ошибочным, поскольку не основан на нормах действующего законодательства.
Согласно ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса, включая ст.14.1 КоАП РФ, или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Наличие установленной договором гражданско-правовой ответственности предприятия перед клиентом (потребителем) не исключает административную ответственность предприятия за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, поскольку эти виды ответственности в соответствии с действующим законодательством не являются взаимоисключающими друг друга.
Рассматривая вопрос вины ответчика в совершении правонарушения, суд первой инстанции учел положения ст.2.1 КоАП РФ и, правомерно признал наличие вины, поскольку на ответчика, как обладателя лицензии, возложена обязанность по соблюдению установленных требований, однако, при наличии возможности по соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Процедура привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности, административным органом не нарушена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта.
Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ч.4.1 ст. 206, ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2012 по делу N А40-4016/12-92-38 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
П.В.Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральным законом "О связи", Федеральным законом "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий.
...
Ответственность операторов почтовой связи за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи (в данном случае нарушение контрольных сроков) определяется в соответствии со ст.34 Федерального закона "О почтовой связи".
...
Факт нарушения ответчиком условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) достоверно установлен судом и подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, с учетом правильно примененных норм права и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно признал наличие в действиях ФГУП "Почта России" события правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
...
Согласно ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса, включая ст.14.1 КоАП РФ, или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
...
Рассматривая вопрос вины ответчика в совершении правонарушения, суд первой инстанции учел положения ст.2.1 КоАП РФ и, правомерно признал наличие вины, поскольку на ответчика, как обладателя лицензии, возложена обязанность по соблюдению установленных требований, однако, при наличии возможности по соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Номер дела в первой инстанции: А40-4016/2012
Истец: Управление Роскомнадзора по Республике Марий Эл
Ответчик: "EMS Почта России", ФГУП "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5030/12