г. Ессентуки |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А63-7285/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Джамбулатова С.И., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания Кипкеевым Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.12.2011 по делу N А63-7285/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее по тексту - общество, ИНН 7728645409, ОГРН 1087746041151)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее по тексту - Управление)
о признании незаконными следующие решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в лице Отдела регистрации прав на объекты недвижимости города Железноводска об отказе в государственной регистрации права собственности на вспомогательные объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, Промзона пищевых предприятий, производственная база в п. Иноземцево: об отказе обществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество (внутриплощадочные дороги, проезды и площадки) N 36/007/2011-165 от 21.06.2011; об отказе обществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество (здание туалета N 1) N 36/007/2011-166 от 21.06.2011; об отказе обществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество (здание туалета N 2) N 36/007/2011-167 от 21.06.2011; об отказе обществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество (подпорная стенка) N 36/007/2011-168 от 21.06.2011; об отказе обществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество (лоток водоотводной) N 36/007/2011-169 от 21.06.2011; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности общества на созданные объекты недвижимости: внутриплощадочные дороги, проезды и площадки - площадью застройки 17140 кв.м., здание туалета N 1 общей площадью 4,9 кв.м., здание туалета N 2 общей площадью 5,9 кв.м., подпорная стенка протяженностью 94 м., лоток водоотводной протяженностью 167 м.,
с участием третьего лица: Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Железноводска,
при участии в судебном заседании:
от общества: представитель Пожидаева О.В.(по доверенности),
от Управления: представитель Арестова М.Л. (по доверенности),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением о признании незаконными решения Управления в лице Отдела регистрации прав на объекты недвижимости г. Железноводска об отказе в государственной регистрации права собственности на вспомогательные объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, Промзона пищевых предприятий, Производственная база в п. Иноземцево: об отказе обществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество N 36/007/2011-165 от 21.06.2011 (внутриплощадочные дороги, проезды и площадки), N 36/007/2011-166 от 21.06.2011 (здание туалета N 1), N 36/007/2011-167от 21.06.2011 (здание туалета N 2), N 36/007/2011-168 от 21.06.2011 (подпорная стенка), N 36/007/2011-169 от 21.06.2011 (лоток водоотводной), об обязании Управления осуществить государственную регистрацию права собственности общества на созданные объекты недвижимости: внутриплощадочные дороги, проезды и площадки - площадью застройки 17140 кв.м., здание туалета N 1 - общей площадью 4,9 кв.м., здание туалета N 2 - общей площадью 5,9 кв.м., подпорная стенка - протяженностью 94 м., лоток водоотводной - протяженностью 167 м.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на жалобу Управление просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Железноводска в отзыве просило разрешение спора оставить на усмотрение суда.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда от 29.12.2011 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Управления в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.12.2011 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что 02.12.2004 между администрацией г. Железноводска (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 3059 о предоставлении земельного участка на условиях аренды, по условиям которого арендодатель предоставляет земельный участок общей площадью 57 390 кв.м., расположенный в промышленной зоне пищевых предприятий п. Иноземцево (земли поселений), в том числе часть участка площадью 2420 кв.м. обременённого сервитутом МУП "Городские электрические сети", часть участка площадью 5660 кв.м. обременного ГУП "Ставрополькрайводоканал".
Согласно пункту 1.1 срок действия договора установлен до 22.09.2053.
21.07.2006 договор аренды N 3059 прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю.
На указанном земельном участке общество произвело строительство объектов и сооружений по титулу "Учебный полигон для проведения соревнований рабочих бригад в г. Железноводске": внутриплощадочные дороги, проезды и площадки - площадью застройки 17140 кв.м., здание туалета N 1 - общей площадью 4,9 кв.м., здание туалета N 2 общей площадью 5,9 кв.м., подпорная стенка протяженностью 94 м., лоток водоотводной протяженностью 167 м.
11.08.2010 филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" проведена техническая инвентаризация объектов и сооружений, выполнены технические и кадастровые паспорта: внутриплощадочные дороги, проезды и площадки - площадью застройки 17140 кв.м., здание туалета N 1 - общей площадью 4,9 кв.м., здание туалета N 2 общей площадью 5,9 кв.м., подпорная стенка протяженностью 94 м., лоток водоотводной протяженностью 167 м.
08.02.2011 общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, п. Иноземцево, ул. Промзона пищевых предприятий.
Сообщениями N 36/007/2011-165 от 21.06.2011, N 36/007/2011-166 от 21.06.2011, N 36/007/2011-167от 21.06.2011, N 36/007/2011-168 от 21.06.2011, N 36/007/2011-169 от 21.06.2011 обществу отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997.
Посчитав незаконными отказы в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, общество обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совместное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8от 01.07.1996).
В силу с абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ) в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В пункте 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ указано, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Пунктом 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства.
Пунктом 3 части 17 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с частями 1, 10, 11 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, 08.02.2011 на регистрацию обществом представлены заявление о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, декларация об объектах недвижимого имущества от 08.02.2011 и прочие документы.
21.02.2011 Управление приостановило государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в связи с необходимостью предоставления обществом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
21.03.2011 обществом в Управление был представлен дополнительный документ, а именно акт приемки приемочной комиссии в составе представителей общества и открытого акционерного общества "Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической Системы", законченного строительством объекта N 999 от 20.12.2010.
23.03.2011 по запросу Управления о возможности регистрации права собственности без получения разрешения на ввод спорных объектов в эксплуатацию, Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Железноводска получен ответ о недопустимости нарушения статей 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и необходимости получения разрешения на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, 05.10.2010 открытое акционерное общество "Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической Системы" обращалось в администрацию г. Железноводска о выдаче разрешения на строительство двух зданий туалета, площадью 4 кв.м., внутриплощадочных дорог, проездов и площадок, площадью 17140 кв.м., подпорной стенки, длиной 298 кв.м., лотка водоотводного, длиной 298 к.м., подъездной дороги (реконструкция), протяженностью 388 п.м., площадью 1500 кв.м.
25.10.2010 администрация г. Железноводска по результатам рассмотрения обращения от 05.10.2010 сообщила, что согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешений на строительство не требуется.
В соответствии с письмом N 92 от 21.01.2011 Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Железноводска также по обращению открытого акционерного общества "Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической Системы" сообщило о том, что на строительство спорных объектов как на вспомогательное использование сооружения и строения выдача разрешений не требуется. Следовательно, и на ввод в эксплуатацию разрешение также не требуется.
Согласно сообщению Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Железноводска от 03.03.2011, в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" N 384-ФЗ от 30.12.2009 зданиями и сооружениями вспомогательного использования являются здания и сооружения, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, представленных для индивидуального жилищного строительства. Спорные объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:31:02: 01 07:0010 в п. Иноземцево, промышленной зоне пищевых предприятий, г. Железноводска, с разрешенным использованием - для использования приобретенных в собственность объектов недвижимого имущества, не являются строениями и сооружениями вспомогательного использования. Таким образом, строительство спорных объектов следовало вести на основании разрешения на строительство, и по завершению строительства необходимости получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в материалах дела противоречивых ответов на запросы открытого акционерного общества "Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической Системы".
Вместе с тем, на основании подпункта 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства), в соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" N 40 от 26.01.2005, является Министерство регионального развития Российской Федерации (далее по тексту - Минрегион России).
Согласно пункту 5.2 указанного Положения Минрегиона России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности, в том числе на основании пункта 5.2.3 Положения федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства.
В письме Минрегиона России N 19669-ИП/08 от 25.06.2009 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства" указано, что под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 277581-88 "Надежность строительных конструкцуий и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
Таким образом, пониженный уровень ответственности следует принимать для сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Кроме того, в письме N 19669-ИП/08 от 25.06.2009 Минрегиона России отмечается, что критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию, а не в организации производственного процесса, либо удовлетворения нужд работников предприятия.
Из материалов дела следует, что спорные объекты построены после того, как был возведен в эксплуатацию основной комплекс (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 9 от 22.12.2005), к тому же для определенной цели - как "Учебный полигон для проведения соревнований рабочих бригад в г. Железноводске".
При этом, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществом не представлены доказательства, что спорные объекты выполняют вспомогательную или обслуживающую функцию.
Доказательства, подтверждающие представление обществом на государственную регистрацию разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию, в материалах дела отсутствуют.
Обществом также не доказано, что спорные объекты недвижимости, хотя и расположены на одном земельном участке с производственным зданием, предназначены исключительно для обслуживания указанного здания, введенного в эксплуатацию ранее, и не могут использоваться самостоятельно либо для иной деятельности.
При указанных обстоятельствах, оспариваемые отказы Управления соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
С учётом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.12.2011 по делу N А63-7285/2011 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена при подаче жалобы в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.12.2011 по делу N А63-7285/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
С.И.Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно сообщению Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Железноводска от 03.03.2011, в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" N 384-ФЗ от 30.12.2009 зданиями и сооружениями вспомогательного использования являются здания и сооружения, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, представленных для индивидуального жилищного строительства. Спорные объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:31:02: 01 07:0010 в п. Иноземцево, промышленной зоне пищевых предприятий, г. Железноводска, с разрешенным использованием - для использования приобретенных в собственность объектов недвижимого имущества, не являются строениями и сооружениями вспомогательного использования. Таким образом, строительство спорных объектов следовало вести на основании разрешения на строительство, и по завершению строительства необходимости получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в материалах дела противоречивых ответов на запросы открытого акционерного общества "Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической Системы".
Вместе с тем, на основании подпункта 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
...
Согласно пункту 5.2 указанного Положения Минрегиона России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности, в том числе на основании пункта 5.2.3 Положения федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства.
В письме Минрегиона России N 19669-ИП/08 от 25.06.2009 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства" указано, что под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 277581-88 "Надежность строительных конструкцуий и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
Таким образом, пониженный уровень ответственности следует принимать для сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Кроме того, в письме N 19669-ИП/08 от 25.06.2009 Минрегиона России отмечается, что критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию, а не в организации производственного процесса, либо удовлетворения нужд работников предприятия."
Номер дела в первой инстанции: А63-7285/2011
Истец: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ОАО "ФСК ЕЭС"
Ответчик: Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Железноводск, Управление Росреестра по СК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
Третье лицо: Управление архитектуры и градостроительства администрации города Железноводска
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-505/12