г. Чита |
|
03 апреля 2012 г. |
Дело N А19-7006/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Доржиева Э.П., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" на Определение Арбитражного суда Иркутской области от 01 декабря 2011 г.., вынесенное по делу N А19-7006/2009 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области от 20.09.2011 г.. N 08-05/9/1142/016654 о повороте исполнения судебного акта по делу N А19-7006/09-18-32,
(суд первой инстанции - Л.Н. Кродинова)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1033802004378, место нахождения: 666679, Иркутская область Усть-Илимский район, г.Усть-Илимск, ул.Мечтателей, 21"а", далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области (ОГРН 1043802007765, место нахождения: 666687, Иркутская область Усть-Илимский район, г.Усть-Илимск, ул.Дружбы Народов, 84, далее - налоговый орган) об обязании возвратить за счет федерального бюджета 40 308 012 руб. 65 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость за 2004, 2005 гг., январь, февраль март, апрель 2006 г..
Решением суда первой инстанции от 08.07.2009 г.. заявленные требования удовлетворены частично. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области возложена обязанность возвратить предприятию излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 39 411 107 руб. 65 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2009 г.. решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.12.2009 г.. вышеуказанные судебные акты отменены, дело передано в арбитражный суд Иркутской области на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19.02.2010 г.. по делу N А19-7006/09-18-32 требования муниципального унитарного предприятия "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области возвратить за счет федерального бюджета 40 308 012 руб. 65 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость за 2004, 2005 гг., январь, февраль, март, апрель 2006 г.. удовлетворены частично.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 г.. решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.02.2010 г.. принятое по делу N А19-7006/2009, в обжалуемой части оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.08.2010 г.. решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.02.2010 г.. принятое по делу N А19-7006/2009 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 г.. по тому же делу оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 г.. N 18180/10 решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.02.2010 г.. по делу N А19-7006/09-18-32, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 г.., постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.08.2010 г.. отменены в части удовлетворения требования муниципального унитарного предприятия "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области возвратить за счет федерального бюджета 39 411 107 руб. 65 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость; в отмененной части в удовлетворении требования муниципального унитарного предприятия "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" отказано, в связи с чем Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о повороте исполнения судебного акта по делу N А19-7006/09-18-32 и взыскании с муниципального унитарного предприятия "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" 39 411 107 руб. 65 коп., составляющих сумму налога на добавленную стоимость.
Определением от 01 декабря 2011 г.. Арбитражный суд Иркутской области заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области (ОГРН 1043802007765) от 20.09.2011 г.. N 08-05/9/1142/016654 о повороте исполнения судебного акта удовлетворил. Взыскал с муниципального унитарного предприятия "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1033802004378), находящегося по адресу: 666679, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 21а, налог на добавленную стоимость в размере 39 411 107 руб. 65 коп. с зачислением в соответствующие бюджеты. В обоснование суд указал, что Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 г.. N 18180/10 вышеуказанные судебные акты отменены в части удовлетворения требования муниципального унитарного предприятия "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" об обязании налоговой инспекции возвратить за счет федерального бюджета 39 411 107 руб. 65 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость; в отмененной части в удовлетворении требования муниципального унитарного предприятия "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" отказано. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции посчитал необходимым восстановить права налогового органа путем применения процессуальных последствий в виде поворота исполнения решения от 19.02.2010 г.. по делу N А19-7006/09-18-32 и возврата необоснованно возмещенного МУП "УИ ЖКХ" налога на добавленную стоимость в сумме 39 411 107 руб. 65 коп.
Не согласившись с указанным определением, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Иркутской области от 01.12.2011 г. по делу N А19-7006/09-18-32 об удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области о повторе исполнения решения, принятого по делу, отменить. Полагает, что поворот исполнения решения, принятого по делу N А19-7006/09-18-32, до момента рассмотрения Конституционным Судом РФ жалобы Истца нарушит установленный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" порядок удовлетворения в ходе конкурсного производства имущественных требований кредиторов.
На апелляционную жалобу поступил отзыв налогового органа, в котором он просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Полагает, что судом обоснованно вынесено оспариваемое определение, а в принятии жалобы предприятия, поданной в Конституционный Суд РФ, было отказано определением КС РФ от 21.12.2011 г.. N 1665-О-О.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.02.2012 г..
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 02.03.2012 г.. N 672000 47 49084 9.
Налоговый орган представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 01.03.2012 г.. N 672000 47 49083 2.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Иркутской области от 19.02.2010 г.., оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 г.. и постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.08.2010 г.., требования МУП "УИ ЖКХ" об обязании налоговой инспекции возвратить за счет федерального бюджета 40 308 012 руб. 65 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость за 2004, 2005 гг., январь, февраль, март, апрель 2006 г.. удовлетворены частично, на налоговый орган возложена обязанность возвратить предприятию за счет федерального бюджета 39 411 107 руб. 65 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость за 2004, 2005 гг., январь, февраль, март, апрель 2006 гг.
В связи с принятыми судебными актами, налоговый орган осуществил возврат предприятию спорной суммы налога на добавленную стоимость, что не оспаривается последним и подтверждается копиями выписки из лицевого счета МУП "УИ ЖКХ", заявления от 26.08.2010 г.. конкурсного управляющего МУП "УИ ЖКХ" о возврате переплаты по налогу на добавленную стоимость, решения от 01.09.2010 г.. N 70434 налоговой инспекции о возврате налога и уведомления от 02.09.2010 г.. N 24140 о произведенном возврате (т.24 л.д.39-48).
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 г.. N 18180/10 вышеуказанные судебные акты отменены в части удовлетворения требования муниципального унитарного предприятия "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" об обязании налоговой инспекции возвратить за счет федерального бюджета 39 411 107 руб. 65 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость; в отмененной части в удовлетворении требования муниципального унитарного предприятия "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" отказано.
В связи с этим налоговый орган обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о повороте исполнения судебного акта.
Суд первой инстанции определением от 01.12.2011 г.. заявление налогового органа удовлетворил.
Не согласившись с определением, предприятие обратилось с апелляционной жалобой.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частью 1 статьи 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
Исходя из отмены судебного акта, на основании которого был произведен возврат из бюджета сумм НДС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости восстановить права налогового органа путем применения процессуальных последствий в виде поворота исполнения решения от 19.02.2010 г.. по делу N А19-7006/09-18-32 и возврата необоснованно возмещенного МУП "УИ ЖКХ" налога на добавленную стоимость в сумме 39 411 107 руб. 65 коп.
Доводы предприятия о том, что оно не согласно с толкованием норм статьи 78 НК РФ, данных Президиумом ВАС РФ и подало жалобу в Конституционный Суд РФ, отклоняются, поскольку определением Конституционного Суда РФ в принятии жалобы предприятия к рассмотрению было отказано с указанием на то, что ранее Конституционный Суд РФ уже рассматривал вопрос о сроке давности заявления требований о возврате излишне уплаченного налога из бюджета, и пришел к выводу, что оспариваемые законоположения ст.78 НК РФ сами по себе не нарушают прав заявителя, а проверка законности и обоснованности решений судов по делу заявителя к полномочиям Конституционного Суда РФ не относится.
Доводы предприятия о том, что поворотом исполнения нарушится порядок очередности удовлетворения требований кредиторов, также отклоняются, поскольку поворот исполнения судебного акта означает не возникновение новых требований кредитора (налогового органа). Поворот исполнения судебного акта приводит стороны в первоначальное положение, исключая из средств банкрота суммы, на которые кредиторы претендовать изначально не могли.
Доводы налогового органа, приведенные в отзыве о пропуске предприятием срока на подачу апелляционной жалобы, отклоняются, так как последний день срока на подачу апелляционной жалобы приходился на нерабочий день, согласно почтовой отметке на конверте предприятие подало апелляционную жалобу в первый рабочий день после праздничных дней.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются. Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для изменения или отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 01 декабря 2011 г.. по делу N А19-7006/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.П.Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 г.. N 18180/10 вышеуказанные судебные акты отменены в части удовлетворения требования муниципального унитарного предприятия "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" об обязании налоговой инспекции возвратить за счет федерального бюджета 39 411 107 руб. 65 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость; в отмененной части в удовлетворении требования муниципального унитарного предприятия "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" отказано.
...
В соответствии с частью 1 статьи 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
...
Доводы предприятия о том, что оно не согласно с толкованием норм статьи 78 НК РФ, данных Президиумом ВАС РФ и подало жалобу в Конституционный Суд РФ, отклоняются, поскольку определением Конституционного Суда РФ в принятии жалобы предприятия к рассмотрению было отказано с указанием на то, что ранее Конституционный Суд РФ уже рассматривал вопрос о сроке давности заявления требований о возврате излишне уплаченного налога из бюджета, и пришел к выводу, что оспариваемые законоположения ст.78 НК РФ сами по себе не нарушают прав заявителя, а проверка законности и обоснованности решений судов по делу заявителя к полномочиям Конституционного Суда РФ не относится."
Номер дела в первой инстанции: А19-7006/2009
Истец: МУП "Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство" (МУП "УИ ЖКХ"), МУП "Усть-Илимское ЖКХ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N9 по Иркутской области, МИ ФНС России N9 по Иркутской области