г. Санкт-Петербург |
|
02 апреля 2012 г. |
Дело N А56-50566/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Крыловой А.С.
при участии в заседании:
от заявителя: Жолнеровский Д.Л. - по доверенности от 12.09.2011
от заинтересованного лица: Анушкина С.В. - по доверенности от 27.07.2011 N 211
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-200/2012) общества с ограниченной ответственностью "МаксиТур" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2011 по делу N А56-50566/2011 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению ООО "МаксиТур", место нахождение: 188544, Ленинградская область, город Сосновый Бор, ул. Космонавтов, д. 3А, офис 20, ОГРН 1064714001593
к Отделу надзорной деятельности города Сосновый Бор Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МаксиТур", 188544, Ленинградская область, город Сосновый Бор, ул. Космонавтов, д. 3А, офис 20, ОГРН 1064714001593, (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности города Сосновый Бор Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области (далее - Управление, Отдел УНД) от 07.09.2011 N 187 о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением суда от 07.12.2011 в удовлетворении требований Общества отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, административным органом произвольно в нарушение статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по результатам проверки выделены два самостоятельных состава административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в то время как часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ охватывает все нарушения требований пожарной безопасности за исключением случаев предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ. Кроме того, заявитель утверждает о том, что Общество не уполномочено и не назначено собственником имущества ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности, а также о проведении проверки с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Управления позицию заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому Отдел УНД просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.07.2011 прокурором города Сосновый Бор с привлечением специалистов-экспертов эпидемиологического надзора территориального отдела Межрегионального управления N 122 ФМБА России и начальника Отдела УНД в отношении заявителя по адресу: г. Сосновый Бор, ул. Мира, д. 5А, проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, в том числе санитарно-эпидемиологического и о пожарной безопасности, в ходе которой установлены нарушения требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N 313 (ППБ 01-03) и ПУЭ-2000 "Правила устройства электроустановок", "Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, выразившиеся в следующем:
- произведена перепланировка и изменено функциональное назначении помещений с нарушениями действующих нормативных документов, в следствии чего, не выполняются противопожарные требования для данного типа здания, а именно допущено размещение и эксплуатация здания функционального назначения гостиницы, общежития в здании среднего профессионального образования. В результате изменения объемно-планировочных решений ухудшились условия безопасной эвакуации людей из здания, ограничился доступ к огнетушителям, пожарным кранам, уменьшилась зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
- в помещениях здания не установлен внутренним распорядительным документом противопожарный режим: не определены и не оборудованы места для курения; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентирован порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; не регламентированы действия работников при обнаружении пожара;
- не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности для данного объекта;
- не предусмотрены инструкции действий персонала в случае возникновения пожара в вариантах действий: в дневное и в ночное время.
- не разработаны и не вывешены в номерах планы эвакуации на случай пожара;
- не обеспечивается ежедневное представление информации о количестве людей, находящихся на каждом объекте в пожарную часть;
- допускается курение в неопредел?нных для этого целях местах;
- допущена установка глухих металлических решеток на окнах;
- монтаж, эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике, а именно в зданиях, помещениях, электрический кабель и электрические провода проложены открытым способом по горючему основанию;
- в помещениях допускается эксплуатация электропроводов, соединенных скрутками с изоляцией изоляционной лентой без использования сварки, прессовки, применения сжимов, соответствующих материалу, сечению и количеству жил;
- в помещении допускается эксплуатация неисправных электрических розеток, электрических проводов;
- допускается использование электроплиток, электрочайников и других, не имеющими устройств тепловой защиты электронагревательных приборов, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
- в помещениях допускается эксплуатация светильников со снятыми защитными колпаками - рассеивателями, предусмотренными конструкцией.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 02.09.2011 с приложением фотоматериалов.
По результатам проверки 05.09.2011 и 06.09.2011 прокурором города Сосновый Бор вынесено два постановления о возбуждении дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, материалы проверки направлены в Управление для рассмотрения по существу.
Постановлением Отдела УНД от 07.09.2011 N 187 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, а также отсутствия нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и требований Закона N 294-ФЗ.
Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.4 КоАП, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ.
По сравнению с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение конкретных требований пожарной безопасности а именно: требований к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
В силу статьи 1 Закона N 69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно статье 20 Закона 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
Наряду с указанными Правилами необходимо руководствоваться и иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
В силу пункта 38 ППБ 01-03 при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, а именно руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В статье 38 Закона N 69-ФЗ в числе лиц, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, названы собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из материалов усматривается, что Общество владеет и пользуется помещениями по адресу: г. Сосновый Бор, ул. Мира, д. 5А, на основании договора аренды нежилого помещения от 01.05.2011 N 36АР заключенного с ООО "Транс-Лайн", в соответствии с пунктом 3.3.4 которого, арендатор обязан соблюдать в арендуемом помещении требования органов госпожнадзора.
При изложенных обстоятельствах, доводы подателя жалобы о том, что Общество не уполномочено и не назначено собственником имущества ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение, а равно несвоевременное выполнение, требований к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения собственником имущества или наделенным им соответствующими полномочиями в установленном порядке лицом образует состав административного правонарушения части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается факт нарушения Обществом, пунктов 6, 14, 15, 16, 25, 38, 40, 60, 57, 125, 126 ППБ 01-03 и ПУЭ-2000 "Правила устройства электроустановок", "Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доводы Общества, приведенные последним в качестве обоснования наличия грубых нарушений норм Закона N 294-ФЗ со стороны прокурора при проведении проверки, представляются суду апелляционной инстанции необоснованными, поскольку в силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Ссылка заявителя на непредставление прокурором правового обоснования проведения проверки деятельности также подлежит отклонению.
Статья 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1), устанавливает, что предметом надзора органов прокуратуры являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В числе полномочий прокурора в пункте 1 статьи 22 Закона N 2202-1 предусмотрено, что он при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. При этом в силу статьи 6 названного Федерального закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Таким образом, из буквального толкования изложенных норм следует, что поводом для осуществления прокурорского надзора путем проведения прокурорской проверки является любого рода информация, поступающая в прокуратуру: заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений и другое.
При таких обстоятельствах, учитывая специфику предпринимательской деятельности заявителя, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений со стороны прокуратуры при проведении проверки. Более того, Законом N 2202-1 не установлены какие-либо определенные требования к порядку проведения проверок в рамках осуществления прокурорского надзора.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение процедуры привлечения Общества к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Утверждение заявителя о нарушении процедуры привлечения Общества к административной ответственности, выразившееся в вынесении оспариваемого постановления без составления протокола об административном правонарушении, с учетом признания последним события административного правонарушения противоречит положениям части 2 статьи 28.6 КоАП РФ и подлежит отклонению.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание высокую степень общественной опасности вменяемого заявителю административного правонарушения, а также тот факт, что наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с чем не имеется оснований считать назначенное ему наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на постановление от 08.09.2011 N 188 о повторном привлечении Общества к административной ответственности признаются апелляционной коллегией несостоятельными, поскольку на дату вынесения оспариваемого постановления заявитель к ответственности за правонарушение зафиксированное актом проверки от 02.09.2011 не привлекался.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 декабря 2011 года по делу N А56-50566/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МаксиТур" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Общества, приведенные последним в качестве обоснования наличия грубых нарушений норм Закона N 294-ФЗ со стороны прокурора при проведении проверки, представляются суду апелляционной инстанции необоснованными, поскольку в силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
...
Статья 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1), устанавливает, что предметом надзора органов прокуратуры являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
...
Утверждение заявителя о нарушении процедуры привлечения Общества к административной ответственности, выразившееся в вынесении оспариваемого постановления без составления протокола об административном правонарушении, с учетом признания последним события административного правонарушения противоречит положениям части 2 статьи 28.6 КоАП РФ и подлежит отклонению.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание высокую степень общественной опасности вменяемого заявителю административного правонарушения, а также тот факт, что наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с чем не имеется оснований считать назначенное ему наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению."
Номер дела в первой инстанции: А56-50566/2011
Истец: ООО "МаксиТур"
Ответчик: Начальник отдела надзорной деятельности г. Сосновый Бор Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленниградской области, Главный государственный инспектор города Сосновый Бор по пожарному надзору Маханьков Александр Павлович
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-200/12