г. Томск |
|
2 апреля 2012 г. |
Дело N А45-18575/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Л.И. Ждановой, М.Х. Музыкантовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.М. Казариным с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился (извещен),
от заинтересованного лица - М.С. Тарбеева по доверенности от 16.07.2011, удостоверение,
от третьих лиц - не явились, без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 января 2012 г. по делу N А45-18575/2011 (судья Г.М. Емельянова)
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (190103, г. Санкт-Петербург, пр. Лермонтовский, д. 47, лит. А)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (630108, г. Новосибирск, пл. Труда, д. 1)
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Аргон" (191119, г. Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 62, лит. А, пом. 6Н),
Межрайонная ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу (191124, г. Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, лит. О),
о признании недействительным решения о государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - заявитель, Межрайонная ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России N 16 по Новосибирской области) о признании недействительным решения N 32919А от 20.06.2011 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления ООО "Аргон".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Аргон" (далее - ООО "Аргон", Общество), Межрайонная ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 11.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, Межрайонная ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что не отвечающие признакам достоверности документы не могут служить основанием для внесения записи в государственный реестр; нарушение требований к содержанию представляемых в регистрирующий орган документов приравнивается к их отсутствию.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Межрайонная ИФНС России N 16 по Новосибирской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором соглашаются со всеми выводами суда первой инстанции, просит оставить оспариваемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 16 по Новосибирской области поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу по основаниям, в нем изложенным.
Заявитель и третьи лица о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. Межрайонная ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу в ходатайстве от 11.03.2012 просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального права Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Аргон" 10.06.2011 в Межрайонную ИФНС России N 16 по Новосибирской области представило заявление о государственной регистрации изменений в части сведений о месте нахождения Общества (форма 13001), с приложением пакета документов.
20.06.2011 Межрайонной ИФНС России N 16 по Новосибирской области принято решение N 32919А о государственной регистрации изменений, местом нахождения Общества определен г. Санкт-Петербург ул. Марата д. 62 лит. А пом. 6Н. Регистрационное дело направлено по месту постановки на налоговый учет в Межрайонную ИФНС России N 9 по городу Санкт-Петербургу.
20.09.2011 сотрудниками заявителя проведена проверка по адресу регистрации Общества, указанному в заявлении. Согласно акту, составленному по результатам проверки, по адресу: г. Санкт-Петербург ул. Марата д. 62 лит. А пом. 6Н ООО "Аргон" не находится, финансовую и хозяйственную деятельность не осуществляет.
Принимая во внимание результаты проверки, заявитель сделал вывод о недостоверности представленных при регистрации сведений, в связи с чем обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд указал на отсутствие нарушений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) и оснований, предусмотренных статьей 23 названного Закона, для отказа в государственной регистрации. Суд первой инстанции также сослался на то, что Федеральный закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию, которая носит уведомительный характер.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательству требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица,
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица,
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица,
г) документ об уплате государственной пошлины.
При этом согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, установленных данным Законом.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 129-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в государственный реестр юридических лиц вносятся сведения об адресе (местонахождении) организации и по этому адресу (местонахождению) осуществляется связь с юридическим лицом. Пунктом 4 этой же статьи установлено, что записи вносятся в реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального закона N 149-ФЗ).
Статьей 25 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, за представление недостоверных сведений.
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой названного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается положениями статей 4, 17, 25 Федерального закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ одним из оснований отказа в государственной регистрации является непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверочных мероприятий, Межрайонной ИНФС России N 9 по Санкт-Петербургу произведен осмотр помещения расположенного по адресу: 191119, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 62, лит. А, пом. 6Н, в результате которого было установлено, что по данному адресу ООО "Аргон" не располагается и хозяйственную деятельность не осуществляет. Указанные обстоятельства, подтверждаются протоколом осмотра (помещений и территорий) N 975/1 от 20.09.2011 юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах.
Кроме того, 17.10.2011 налоговым органом из Нотариальной палата Московской области получено письмо N 356 от 06.10.2011, в котором сообщается, что нотариус Аверьянов М.В. подпись учредителя Общества Лен Паул на заявлении по форме Р13001 02.06.2011 не заверял и в реестр для регистрации нотариальных действий за N 2-3220 данное действие не заносилось.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе передать по договору полномочия единоличного исполнительного органа управляющему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Согласно статье 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 N 99 утверждены формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.
Данным Приказом утверждена форма удостоверительной надписи при засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица (форма N 56), реквизитами которой являются, в том числе, должность, наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество представителя.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.03.2000 N 91, текст удостоверительной надписи может быть напечатан или ясно написан от руки, подчистки не допускаются, приписки и иные исправления оговариваются нотариусом и подтверждаются его подписью с приложением печати.
Формой заявления N Р13001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" предусмотрена графа, содержащая сведения об индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН) нотариуса.
На обязательность проверки нотариусом полномочий лица, имеющего право быть заявителем в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ указывается в Письме МНС России от 20.09.2004 N 09-0-10/3733@ "О свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении".
В нарушение указанных требований подпись гражданина Лен Паул на заявлении по форме Р13001 о государственной регистрации ООО "Аргон" не была удостоверена нотариусом по соответствующей форме (письмо N 356 от 06.10.2011).
Поскольку в заявлении о государственной регистрации Общества указан адрес, по которому не находится юридическое лицо, и подпись гражданина Лен Паул на заявлении о государственной регистрации ООО "Аргон" не была удостоверена нотариусом, следовательно, данное заявление содержит недостоверные сведения и считается непредставленным в регистрирующий орган.
При таких обстоятельствах, регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, осуществлена регистрирующим органом с нарушением требований Федерального закона N 129-ФЗ.
Отсутствие у регистрирующего органа обязанности проводить правовую экспертизу представляемых для регистрации документов не должно влиять на соблюдение требования о законности и достоверности регистрационной документации.
Указанная позиция апелляционного суда согласуется со сложившейся судебной практикой по данному вопросу (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.02.2012 N А45-6195/2011, от 24.02.2012 N А45-10543/2011, от 28.02.2012 N А45-6197/2011).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении заявленного Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу требования в связи с недоказанностью представления ООО "Аргон" на государственную регистрацию юридического лица документов, содержащих недостоверные сведения.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области в рассматриваемой ситуации не доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, не подтверждена.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ апелляционный суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области от 20.06.2011 N 32919А.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены не все фактические обстоятельства по делу, не правильно применены нормы материального права, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя и признания решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области от 20.06.2011 N 32919А недействительным. При этом налоговый орган обязывается устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 января 2012 г. по делу N А45-18575/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области от 20.06.2011 N 32919А, проверенное на соответствие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", признать недействительным.
Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.03.2000 N 91, текст удостоверительной надписи может быть напечатан или ясно написан от руки, подчистки не допускаются, приписки и иные исправления оговариваются нотариусом и подтверждаются его подписью с приложением печати.
Формой заявления N Р13001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" предусмотрена графа, содержащая сведения об индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН) нотариуса.
На обязательность проверки нотариусом полномочий лица, имеющего право быть заявителем в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ указывается в Письме МНС России от 20.09.2004 N 09-0-10/3733@ "О свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении".
...
Поскольку в заявлении о государственной регистрации Общества указан адрес, по которому не находится юридическое лицо, и подпись гражданина Лен Паул на заявлении о государственной регистрации ООО "Аргон" не была удостоверена нотариусом, следовательно, данное заявление содержит недостоверные сведения и считается непредставленным в регистрирующий орган.
При таких обстоятельствах, регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, осуществлена регистрирующим органом с нарушением требований Федерального закона N 129-ФЗ.
...
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области от 20.06.2011 N 32919А, проверенное на соответствие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", признать недействительным."
Номер дела в первой инстанции: А45-18575/2011
Истец: МИФНС России N9 по Санкт-Петербургу
Ответчик: МИФНС России N16 по Новосибирской области
Третье лицо: МИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу, МИФНС России N15 по г. Санкт-Петербургу, ООО "Аргон"