город Ростов-на-Дону |
|
03 апреля 2012 г. |
дело N А53-15724/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Ивановой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от открытого акционерного общества "Донэнерго" - представители: Елфимов Вячеслав Вячеславович, доверенность от 10.01.2012 г..; Вербовская Наталья Анатольевна, доверенность от 10.01.2012 г..,
от Департамента лесного хозяйства Ростовской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.10.2011 по делу N А53-15724/2011,
принятое в составе судьи Андриановой Ю.Ю.
по заявлению открытого акционерного общества "Донэнерго"
к Департаменту лесного хозяйства Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Донэнерго" (далее - ОАО "Донэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Ростовской области (далее - департамент) о признании незаконным и отмене постановления N 225 от 01.08.2011 г. о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ.
Решением суда от 13.10.2011 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что департаментом допущены существенные нарушения при производстве по административному делу, поскольку законный представитель общества не был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Использование лесного участка в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередач нельзя квалифицировать как самовольное использование лесного участка.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент лесного хозяйства Ростовской области обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просил решение суда от 13.10.2011 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает, что процессуальных нарушений при производстве по административному делу департаментом не допущено. Обществом осуществляется эксплуатация линий электропередач без специального разрешения на использование лесных участков.
Определением апелляционного суда от 28.11.2011 г.. производство по настоящему делу приостановлено до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом РФ надзорной жалобы по делу N А53-24417/2008.
Определением от 14.03.2012 г. производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представители ОАО "Донэнерго" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения в связи с отсутствием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
От Департамента лесного хозяйства Ростовской области поступило ходатайство об истребовании доказательств фактического получения ОАО "Донэнерго" почтовой корреспонденции - уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Рассмотрев указанное ходатайство, судебная коллегия считает его не подлежащим удовлетворению.
В силу положений части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Общество при рассмотрении дела судом первой инстанции подобного ходатайства не заявляло, доказательства, обосновывающие уважительность причин невозможности обращения с таким ходатайством в суде первой инстанции, не представило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа начальника Верхнедонского территориального отдела Департамента лесного хозяйства Ростовской области от 30.05.2011 г. N 13 сотрудниками департамента проводились обследование Чертковского участкового лесничества по маршруту N 3.
В ходе проверки установлен факт использования обществом "Донэнерго" лесных участков для эксплуатации линии электропередачи ВЛ 10-кВ N 6 ПС "Чертковская" без специального разрешения.
По данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 28.06.2011 г. N 225.
Постановлением департамента N 225 от 01.08.2011 г. ОАО "Донэнерго" привлечено к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде 10 000 руб. штрафа.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно статье 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статья 9 Лесного кодекса РФ регламентирует порядок возникновения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права ограниченного пользования (сервитут), права аренды и права безвозмездного срочного пользования лесными участками.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности регламентирован статьей 71 Лесного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с частью 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Статья 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Основанием для привлечения ОАО "Донэнерго" к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ послужил факт использования обществом "Донэнерго" лесных участков для эксплуатации линии электропередачи ВЛ 10-кВ N 6 ПС "Чертковская" без специального разрешения.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки.
В силу пункта 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Пункт 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации указывает, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Названная норма принята в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей и поддержания воздушных линий электропередачи в состоянии, необходимом для их своевременного и качественного обслуживания и ремонта, устранения угроз падения деревьев на линии ЛЭП посредством расчистки просек и вырубки по мере необходимости растительности и деревьев.
Следовательно, положения Лесного кодекса предусматривают возможность использования лесных участков для эксплуатации линейных объектов без их предоставления.
Частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях, предусмотренных, в том числе, пунктом 4 части 1 настоящей статьи, допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Таким образом, действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено предоставление в пользование лесных участков и выдача специальных разрешений в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов.
Аналогичная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным судом РФ в постановлении от 20.12.2011 г. N 9908/11.
Департаментом не доказано, что общество на спорных участках в охранных зонах линейных объектов осуществляет какую-либо иную деятельность, не связанную с вырубкой деревьев, кустарников, лиан с целью бесперебойного энергоснабжения потребителей и поддержания воздушных линий электропередачи в состоянии, необходимом для их своевременного и качественного обслуживания.
Учитывая изложенное, у ОАО "Донэнерго" отсутствует обязанность по оформлению прав на участок лесного фонда для обеспечения безопасных условий эксплуатации линии электропередач и получению соответствующего разрешения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.10.2011 по делу N А53-15724/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации указывает, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Названная норма принята в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей и поддержания воздушных линий электропередачи в состоянии, необходимом для их своевременного и качественного обслуживания и ремонта, устранения угроз падения деревьев на линии ЛЭП посредством расчистки просек и вырубки по мере необходимости растительности и деревьев.
Следовательно, положения Лесного кодекса предусматривают возможность использования лесных участков для эксплуатации линейных объектов без их предоставления.
Частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях, предусмотренных, в том числе, пунктом 4 части 1 настоящей статьи, допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Таким образом, действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено предоставление в пользование лесных участков и выдача специальных разрешений в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов.
Аналогичная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным судом РФ в постановлении от 20.12.2011 г. N 9908/11."
Номер дела в первой инстанции: А53-15724/2011
Истец: ОАО "Донэнерго"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13036/11