г. Вологда |
|
30 марта 2012 г. |
Дело N А44-6333/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Русская спичка" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 января 2012 года по делу N А44-6333/2011 (судья Духнов В.П.),
установил
закрытое акционерное общество "Русская спичка" (ОГРН 1055304800484; далее - ЗАО "Русская спичка", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области (далее - Управление, административный орган) от 02.11.2011 N 49-11/224 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда от 19 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Русская спичка" оспорило судебный акт в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В обоснование своей позиции указывает на отсутствие вины во вменяемом ему нарушении, поскольку подписанное иностранным контрагентом дополнительное соглашение от 01.03.2011 N 15 к договору от 26.03.2008 N 3 было получено обществом только 27.03.2011. Кроме того, считает возможным применить в отношении правонарушения положения о малозначительности.
Управление в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобе доводы, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда отмене, в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Как видно из материалов дела, 26.03.2008 ЗАО "Русская спичка" (продавец) заключило с шведской компанией Arenco АВ (покупатель) договор N 3, в соответствии с условиями которого продавец производит и поставляет товар (спичечную соломку (осина), белую, пропитанную, полированную, сортированную, произведенную в России), а покупатель оплачивает полученный товар в течение 20 дней с момента отправки груза обществом на основании выставленного счета (инвойса). Приблизительная сумма контракта составляет 5 184 000 Евро. Срок действия контракта определен до 26.03.2011. Стороны могут расторгнуть договор после истечения трех лет или более в случае продления договора по обоюдному согласию (пункты 1.1, 6.3, 9.1, 9.2 договора; листы дела 12-14).
Дополнительным соглашением от 01.03.2011 N 15 стороны установили цены на продукцию и продлили действие договора от 26.03.2008 N 3 до 31.05.2011 (лист дела 15).
Дополнительным соглашением от 20.05.2011 N 18 срок действия договора от 26.03.2008 N 3 продлен до 31.12.2011 (лист дела 60).
Паспорт сделки по дополнительному соглашению от 01.03.2011 N 15 переоформлен обществом 28.03.2011.
По данному факту должностным лицом Управления 18.10.2011 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 49-11/224.
Как указано в протоколе, паспорт сделки N 08120019/0436/0000/1/0 переоформлен обществом в связи с дополнительным соглашением от 01.03.2011 N 15 лишь 28.03.2011, тогда как 04.03.2011 ЗАО "Русская спичка" представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах о поставке товара (ДТ N 10208030/210211/0001122, 10208030/210211/0001123 от 21.02.2011). На основании изложенного Управление пришло к выводу о нарушении обществом правил оформления паспортов сделок, установленных инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
Руководитель Управления, рассмотрев указанный протокол и приложенные к нему материалы, вынес постановление от 02.11.2011 N 49-11/224 о назначении обществу административного наказания по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 49 000 руб.
ЗАО "Русская спичка" с постановлением не согласилось и оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не согласна с указанным выводом по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 5, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям Центральный банк Российской Федерации может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами, и может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с названным Законом (статья 20 Закона о валютном регулировании).
Единые правила оформления паспортов сделок установлены Центральным банком Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Законом о валютном регулировании, и содержатся в разделе II и приложении 4 Инструкции N 117-И.
В соответствии с пунктом 3.15 Инструкции N 117-И в случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, резидент представляет в банк документы, поименованные в пунктах 3.15.1 - 3.15.4 Инструкции, в том числе документы, подтверждающие изменения и дополнения, вносимые в контракт.
Согласно пункту 3.15-1 данной Инструкции вышеназванные документы представляются резидентом после внесения соответствующих изменений в контракт либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту либо не позднее очередного срока представления в банк паспорта сделки документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "Русская спичка" и его иностранный контрагент внесли изменения в договор от 26.03.2008 N 3 путем принятия дополнительного соглашения от 01.03.2011 N 15. Названное соглашение, подписанное со стороны иностранного контрагента, получено обществом только 27.03.2011, в подтверждение чего представлены письмо шведской компании Arenco АВ, копия книги входящих документов заявителя, письменные объяснения представителя общества Гумаровой Т.А. от 18.10.2011 (листы дела 16, 39, 48). Паспорт сделки по дополнительному соглашению от 01.03.2011 N 15 переоформлен обществом 28.03.2011.
По мнению апелляционной инстанции, данные доказательства свидетельствуют о получении ЗАО "Русская спичка" подписанного контрагентом дополнительного соглашения от 01.03.2011 N 15 только 27.03.2011.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции не дал оценки данным документам, а также доводам ЗАО "Русская спичка" об отсутствии возможности переоформления паспорта сделки до 09.03.2011.
Таким образом, вывод суда о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения не основан на материалах дела, недостаточно обоснован, а оценка доказательств осуществлена с нарушением статей 71 и 168 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3.15.2 Инструкции N 117-И в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки (за исключением случаев изменения наименования банка паспорта сделки, при реорганизации банка паспорта сделки только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк паспорта сделки документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор).
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку представление дополнительного соглашения в уполномоченный банк является обязательным для внесения соответствующих изменений в паспорт сделки, отсутствие надлежаще оформленного соглашения исключало возможность своевременного выполнения ЗАО "Русская спичка" этого требования. При таких обстоятельствах следует признать, что административный орган не доказал вину общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, являются ошибочными.
Следовательно, решение суда первой инстанции следует отменить.
При этом, поскольку действия общества не образуют состав вмененного правонарушения, основания для применения судом апелляционной инстанции положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности отсутствуют.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 января 2012 года по делу N А44-6333/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области от 02.11.2011 N 49-11/224 о привлечении закрытого акционерного общества "Русская спичка" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку представление дополнительного соглашения в уполномоченный банк является обязательным для внесения соответствующих изменений в паспорт сделки, отсутствие надлежаще оформленного соглашения исключало возможность своевременного выполнения ЗАО "Русская спичка" этого требования. При таких обстоятельствах следует признать, что административный орган не доказал вину общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, являются ошибочными.
Следовательно, решение суда первой инстанции следует отменить.
При этом, поскольку действия общества не образуют состав вмененного правонарушения, основания для применения судом апелляционной инстанции положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности отсутствуют.
...
Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области от 02.11.2011 N 49-11/224 о привлечении закрытого акционерного общества "Русская спичка" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Номер дела в первой инстанции: А44-6333/2011
Истец: ЗАО "Русская спичка"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1465/12