город Ростов-на-Дону |
|
03 апреля 2012 г. |
дело N А53-26433/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Ивановой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЕВЛ-трансшиппинг" представители: Иващенко Владимир Леонидович, доверенность от 26.03.2012 г.; Рындин Константин Григорьевич, доверенность от 23.01.2012 г.; директор - Бечедов Ахмед Магомедович,
от Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - представитель - Лукин Андрей Евгеньевич, доверенность от 23.01.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.02.2012 по делу N А53-26433/2011,
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.
по заявлению Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к обществу с ограниченной ответственностью "ЕВЛ-трансшиппинг"
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЕВЛ-трансшиппинг" (далее - ООО "ЕВЛ-трансшиппинг", общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 06.02.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения.
Не согласившись с указанным выводом, управление Ространснадзора обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 02.02.2012 г., отменить, привлечь общество к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что принадлежащий обществу теплоход осуществлял перевозку опасного груза по маршруту Астрахань - Ростов-на-Дону в отсутствие лицензии на осуществление перевозок внутренним водным транспортом опасных грузов, наличие которой предусмотрено Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом, утвержденным постановлением Правительства от 13.08.2006 г.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Пояснили, что общество имеет лицензию на осуществление перевозок грузов морским транспортом. Основания для проведения проверки теплохода у управления отсутствовали. Постановление Правительства РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте" вступило в силу только 27.03.2012 г. Управлением не представлено доказательств отнесения перевозимого обществом груза к опасным грузам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сотрудниками Южного управления Ространснадзора 17.11.2011 г. произведен досмотр теплохода "Валерий Калачев", находящегося на 1,2 км Нахичеванской протоки реки Дон, судовладельцем которого является ООО "ЕВЛ-трансшиппинг".
В ходе осмотра установлено, что теплоход осуществлял перевозку опасных грузов по маршруту п. Астрахань - п. Ростов-на-Дону в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом опасных грузов.
По результатам осмотра должностными лицами управления составлен акт от 17.11.2011 г. N 814-139 и вынесено определение от 17.11.2011 г. N 851-150 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту осуществления перевозки опасных грузов на внутреннем водном транспорте без лицензии.
По окончании административного расследования управлением составлен протокол от 08.12.2011 г. N 846-311 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы проверки и протокол об административном правонарушении переданы в суд для решения вопроса о привлечении ООО "ЕВЛ-трансшиппинг" к административной ответственности по факту осуществления перевозки груза по внутренним водным путям Российской Федерации без соответствующей лицензии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов подлежит лицензированию.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ послужил факт перевозки груза - дизельного топлива из порта Туркменбаши (Туркменистан) по внутренним водным путям п. Астрахань и п. Ростов-на-Дону в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов.
Между тем, подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающий лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов вступил в законную силу 21.10.2011 г.
Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 г. N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", которым утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, определяющее порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями принято 06.03.2012 г.. и вступило в законную силу только 27.03.2011 г.
Таким образом, на момент проверки теплохода "Валерий Калачев" и возбуждения в отношении ООО "ЕВЛ-трансшиппинг" дела об административном правонарушении Положение о порядке лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов отсутствовало.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ об административных правонарушениях предусмотрена такая ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции, приняв во внимание отсутствие на момент привлечения общества к административной ответственности положения о порядке лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, пришел к правильному выводу об отсутствии вины ООО "ЕВЛ-трансшиппинг" в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Ссылка управления в апелляционной жалобе на нарушение обществом Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом, утвержденным постановлением Правительства от 13.08.2006 г.. N 490, не принимается судебной коллегией.
Указанным Положением определен порядок лицензирования перевозок внутренним водным транспортом грузов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Из материалов дела следует, что теплоход "Валерий Калачев" принадлежит на праве собственности компании OPTIMA SHIPPING LIMITED, передан по договору бербоут-чартера от 14.07.2009 г. в аренду ООО "ЕВЛ-трансшиппинг", судно имеет классификационный класс KM * L41R2-RSN "река-море".
Согласно части 1 статьи 3 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом, а также суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
Теплоход "Валерий Калачев", выполняя морскую перевозку по маршруту Туркменистан - порт Галац Румыния, 21.10.2011 г. был загружен дизельным топливом в порту Туркменбаши (Туркменистан) и следовал по внутренним водным путям России - рекам Волга и Дон, что подтверждается судовым журналом (л.д. 32-46 т.1).
Записями в судовом журнале подтверждается загрузка дизтопливом в порту Турменбаши; доказательств осуществления отдельной перевозки по маршруту Ростов-на-Дону - Астрахань, которую можно было бы квалифицировать, как отдельную перевозку по внутренним водным путям, в материалы дела административным органом не представлено.
Учитывая изложенное, теплоходом "Валерий Калачев" осуществлена морская международная перевозка с заходом во внутренний российский порт, что охватывается понятием "морская перевозка" и регулируется КТМ.
На осуществление указанных видов перевозки (перевозки морским транспортом) обществу выдана лицензия от 27 октября 2010 Минтрансом РФ сер МТ 1001 N 020016 сроком до 26 октября 2015 г.
При таких обстоятельствах отдельной лицензии на перемещение судна с грузом по внутренним водным путям Российской Федерации не требовалось, позиция административного органа о том, что часть морской перевозки не может проходить по внутренним путям, не находит подтверждения.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 08.12.2011 г.. N 836-311 обществу вменяется в вину не отсутствие лицензии на осуществление перевозок грузов внутренним водным транспортом, а отсутствие лицензии на осуществление перевозок внутренним водным транспортом опасных грузов, порядок выдачи которой Положением N 490 не предусмотрен.
Положение "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском внутреннем водном транспорте", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 490 утратило силу в связи с принятием Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", которым утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.02.2012 по делу N А53-26433/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ об административных правонарушениях предусмотрена такая ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Согласно части 1 статьи 3 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом, а также суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
...
Положение "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском внутреннем водном транспорте", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 490 утратило силу в связи с принятием Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", которым утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов."
Номер дела в первой инстанции: А53-26433/2011
Истец: Южное управление государственного морского и речного надзора, Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО "ЕВЛ-трансшиппинг"
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2233/12