город Ростов-на-Дону |
|
03 апреля 2012 г. |
дело N А53-19368/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Кузнецова С.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саниной Е.А.
при участии:
от истца - представитель Занин И.П. по доверенности от 10.01.2012;
от ответчика - представитель Кирилюк Е.А. по доверенности от 20.02.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Новошахтинска на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.02.2012 по делу N А53-19368/2011
по иску ООО "ИнтерКом"
к ответчику - Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Новошахтинска о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами
и по встречному иску
принятое в составе судьи Бирюковой В.С.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИнтерКом" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Новошахтинска о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 447061 руб. 61 коп. (с учетом уменьшения размера требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т.1 л.д. 82-83).
В свою очередь, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Новошахтинска обратилось в суд со встречным иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИнтерКом" о взыскании пени в размере 222123 руб. 04 коп.
Решением от 09.02.2012 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 447061 руб. 61 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении встречного иска отказано.
Решение мотивировано тем, что муниципальным заказчиком не исполнены обязательства по оплате выполненных работ в установленный контрактами срок. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств к ответчику применена ответственность, предусмотренная статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. В удовлетворении встречного иска отказано в связи с истечением срока исковой давности по заявленному требованию.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что финансирование спорного муниципального контракта осуществлялось за счет средств Фонда софинансирования расходов. Поскольку акты выполненных работ направлены подрядчиком с нарушением установленных сроков, документы на выделение денежных средств из Фонда направлены позже. По мнению заявителя, вина Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Новошахтинска в ненадлежащем исполнении обязательств по оплате работ отсутствует, взыскание процентов необоснованно.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверяется в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 09.07.2008 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Новошахтинска (муниципальный заказчик) и ООО "ИнтерКом" (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству и реконструкции сетей энергоснабжения N 3-07 (т.1 л.д. 8-10), согласно которому подрядчик обязался выполнить работы по объекту: "Строительство и реконструкция сетей энергоснабжения муниципальных образований (наружное освещение) г. Новошахтинск Ростовской области " (лот N 2), а муниципальный заказчик - принять и оплатить работу.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта содержание и сроки выполнения этапов работ определяются графи ком производства работ (приложение N 1).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 контракта стоимость работ составляет 4369840 рублей, в том числе НДС 18 %. Стоимость работ является окончательной и в течение всего срока действия муниципального контракта изменению не подлежит.
В пунктах 3.1, 3.4 контракта установлено, что расчет с подрядчиком за выполненные работы осуществляется муниципальным заказчиком ежемесячно на основании справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), составленной в соответствии с актами выполненных работ (форма КС -2), подписанными муниципальным заказчиком и подрядчиком в течение десяти рабочих дней после поступления бюджетных ассигнований на счет муниципального заказчика. Окончательный расчет за выполненные подрядчиком работы заказчик обязуется выплатить не позднее 30 дней после полного окончания работ, включая устранение выявленных в процессе приемки недостатков.
Согласно пункту 4.1 контракта подрядчик обязался выполнить работы, предусмотренные контрактом, в сроки, установленные графиком производства работ, и ввести объект в эксплуатацию до 01.09.2008. Моментом окончания работ считается дата подписания комиссией акта законченных работ. Приемка законченного объекта производится в соответствии с требованиями правило ПУЭ, правил ПТЭ электроустановок потребителей в объеме и в указанные сроки, согласно контракту (пункт 6.1 контракта).
Во исполнение названного контракта подрядчик выполнил работы на общую сумму 4284156 руб. 86 руб. Работы приняты муниципальным заказчиком по актам N 1 от 26.08.2008, N 2 от 27.08.2008, N 3 от 08.12.2008 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 25.08.2008, N 2 от 27.08.2008, N 3 от 08.12.2008.
Муниципальный заказчик платежными поручениями N 926 от 13.05.2009, N 928 от 13.05.2009, N 929 от 13.05.2009, N 43353 от 24.09.2010, N 443355 от 24.09.2010, N 43356 от 24.09.2010 произвел оплату работ с нарушением установленного контрактом срока.
09.07.2008 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Новошахтинска (муниципальный заказчик) и ООО "ИнтерКом" (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству и реконструкции сетей энергоснабжения N 4-07 (л.д. 11-13), согласно которому подрядчик обязался выполнить работы по объекту: "Строительство и реконструкция сетей энергоснабжения муниципальных образований (наружное освещение) г. Новошахтинск Ростовской области " (лот N 3), а муниципальный заказчик принять и оплатить работу.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта содержание и сроки выполнения этапов работ определяются графиком производства работ (приложение N 1).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 контакта стоимость работ составляет 4192990 рублей, в том числе НДС 18 %. Стоимость работ является окончательной и в течение всего срока действия муниципального контракта изменению не подлежит.
В пунктах 3.1, 3.4 установлено, что расчет с подрядчиком за выполненные работы осуществляется муниципальным заказчиком ежемесячно на основании справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), составленной в соответствии с актами выполненных работ (форма КС -2), подписанными муниципальным заказчиком и подрядчиком в течение десяти рабочих дней после поступления бюджетных ассигнований на счет муниципального заказчика. Окончательный расчет за выполненные подрядчиком работы заказчик обязуется выплатить не позднее 30 дней после полного окончания работ, включая устранение выявленных в процессе приемки недостатков.
Согласно пункту 4.1 контракта подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренных контрактом, в сроки, установленные графиком производства работ, и ввести объект в эксплуатацию до 01.09.2008. Моментом окончания работ считается дата подписания комиссией акта законченных работ. Приемка законченного объекта производится в соответствии с требованиями правило ПУЭ, правил ПТЭ электроустановок потребителей в объеме и в указанные сроки, согласно контракту (пункт 6.1).
Во исполнение названного контракта подрядчик выполнил работы на общую сумму 4110774 руб. 50 коп. Работы приняты муниципальным заказчиком по актам N 1 от 26.08.2008, N 2 от 27.08.2008, N 3 от 08.12.2008 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 25.08.2008, N 2 от 27.08.2008, N 3 от 08.12.2008.
Муниципальный заказчик платежными поручениями N 433357 от 24.09.2010, N 027 от 13.05.2009, N 025 от 13.05.2009, N 030 от 13.05.2009, N 357 от 24.09.2010, N 352 от 24.09.2010, N 354 от 24.09.2010 произвел оплату работ с нарушением установленного контрактом срока.
В связи с неисполнением муниципальным заказчиком обязательств по оплате выполненных работ в установленный контактами срок, ООО "ИнтерКом" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Предметом спорных муниципальных контрактов является выполнение работ по строительству и реконструкции сетей энергоснабжения, в связи с чем спорные правоотношения сторон регулируются нормами Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и § 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о строительном подряде.
В силу статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
В статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
По смыслу названных норм основанием для оплаты выполненных работ по договору подряда является выполнение предусмотренных договором работ и их принятие заказчиком.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно постановлению Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяется акт формы КС-2. На основании данных акта о приемке выполненных работ для расчетов с заказчиком за выполненные работы заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.
Акты о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затратах формы КС-3 подписаны со стороны муниципального заказчика без замечаний и возражений по срокам, качеству и объемам выполненных работ.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что как пользование чужими денежными средствами следует квалифицировать просрочку уплаты должником денежных сумм за переданные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Ответственность за неисполнение денежного обязательства предусмотрена в статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальным контрактам, истцом правомерно заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Сумма процентов определена в размере 447061 руб. 61 коп. исходя из периода просрочки оплаты и учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации 8% годовых. Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами проверен судом первой инстанции и признан правильным, контррасчет ответчиком не представлен. Возражений по методике начисления процентов в апелляционной жалобе не заявлено.
Довод заявителя жалобы о том, что вина Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Новошахтинска в ненадлежащем исполнении обязательств по оплате работ отсутствует, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пунктам 3.1 контрактов расчет с подрядчиком за выполненные работы осуществляется муниципальным заказчиком ежемесячно на основании справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), составленной в соответствии с актами выполненных работ (форма КС -2), подписанными муниципальным заказчиком и подрядчиком в течение десяти рабочих дней после поступления бюджетных ассигнований на счет муниципального заказчика.
Таким образом, в названном условии предусмотрена оплата выполненных работ после получения бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В спорном договоре в качестве такого события указано поступление бюджетных ассигнований, однако, в отношении данного события невозможно сделать вывод неизбежности его наступления.
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Условия пунктов 3.1 спорных контрактов, ставят оплату выполненных работ в зависимость от действий третьих лиц, не являющихся сторонами контрактов, поэтому в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными в силу их не соответствия статьям 190 и 702 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязанность по оплате результата выполненных работ лежит на подрядчике как стороне спорного договора. Обусловленность этой обязанности внешним по отношению к подрядному обязательству обстоятельством, в отношении которого существует неизвестность наступления, противоречит сущности договора подряда как возмездного договора.
Кроме того, в спорных муниципальных контрактах отсутствует условие об исключении ответственности управления в связи с нарушением срока направления в адрес муниципального заказчика актов.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Новошахтинска, нарушавшее сроки оплаты работ, не представило доказательств по принятию мер к соблюдению порядка и сроков финансирования из средств Фона софинансирования расходов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.02.2012 по делу N А53-19368/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Кузнецов С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19368/2011
Истец: ООО "ИнтерКом"
Ответчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Новошахтинска
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3194/12