г. Владивосток |
|
03 апреля 2012 г. |
Дело N А51-19063/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович
судей О.Ю. Еремеевой, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.А. Ткаченко
при участии:
от КГУП "Примтеплоэнерго": Братель Н.В. удостоверение N 554, доверенность N 14/12 от 30.12.2011 сроком действия до 31.12.2012;
от Отдела надзорной деятельности Артемовского городского округа Главного управления МЧС России по Приморскому краю: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу КГУП "Примтеплоэнерго"
апелляционное производство N 05АП-1406/2012
на решение от 13.02.2012
судьи Е.И. Андросовой
по делу N А51-19063/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению КГУП "Примтеплоэнерго" (ИНН 2536052276, ОГРН 1022501284970) к Отделу надзорной деятельности Артемовского городского округа Главного управления МЧС России по Приморскому краю
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее по тексту - "заявитель", "предприятие" и "КГУП "Примтеплоэнерго") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 724 от 03.11.2011 Отдела надзорной деятельности Артемовского городского округа Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее "административный орган") о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения по части 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 151000 руб.
Решением от 13.02.2012 года суд отказал в удовлетворении требований предприятия.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, предприятие указывает, что является ненадлежащим субъектом административной ответственности, поскольку спорное имущество находится в аренде у филиала "Артемовский" КГУП "Примтеплоэнерго" и принадлежит на праве собственности Администрации Артемовского городского округа.
Кроме того, ссылаясь на п.41 Постановления N 724 от 03.11.2011 года, указывает, что помещения гаражей административно-производственного здания и гаража, примыкающего к зданию энерго-механической службы не должны быть защищены автоматической пожарной сигнализацией.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Отдел надзорной деятельности Артемовского городского округа Главного управления МЧС России по Приморскому краю явку представителя в суд не обеспечил. Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя неявившейся стороны.
В судебном заседании представитель КГУП "Примтеплоэнерго" поддержала доводы апелляционной жалобы. Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2012 просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
15.04.2011 между Артемовским городским округом в лице Управления муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа (арендодатель) и Краевым государственным унитарным предприятием "Примтеплоэнерго" (арендатор) в интересах филиала "Артемовский КГУП "Примтеплоэнерго" заключен договор аренды имущества N 1/0035-11 - котельных, расположенных по адресам: г. Артем, ул. 1 Рабочая, 83/2, ул. Ангарская, 9, ул. Берзарина, 9/1, ул. Гагарина, 23а, ул. Есенина, 25/1, ул. Сахалинская, 52/1, ул. Баумана, ул. Ремзаводская, 5, ул. Уткинская, 6, ул. Сахалинская, 9, ул. Полевая, 20/1, п. Олений, ул. Достоевская, 67, ул. Виноградная, 3/1, ул. Чайковского, 53, пер. Русский, 1, ул. Достоевская, 48, ул. Авиационная, пунктом 1.1 которого определено, что предметом настоящего договора является предоставление арендатору за плату в пользование муниципальное имущество для использования по целевому назначению - обеспечение тепловой энергией потребителей Артемовского городского округа.
05.10.2011 на основании распоряжений государственного инспектора Артемовского городского округа по пожарному надзору N 666, N 665, N 664, N 663, N 662, N 661, N 660, N 659, N 658, N 657, N 656, N 655, N 654, N 653, N 652, N 651, N 650, N 649, N 648, N 647 от 15.09.2011 в отношении котельных, расположенных по адресам: г. Артем, ул. 1 Рабочая, 83/2, ул. Ангарская, 9, ул. Берзарина, 9/1, ул. Гагарина, 23а, ул. Есенина, 25/1, ул. Сахалинская, 52/1, ул. Баумана, ул. Ремзаводская, 5, ул. Уткинская, 6, ул. Сахалинская, 9, ул. Полевая, 20/1, п. Олений, ул. Достоевская, 67, ул. Виноградная, 3/1, ул. Чайковского, 53, пер. Русский, 1, ул. Достоевская, 48, ул. Авиационная проведена плановая выездная проверка юридического лица на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в соответствии ежегодным планом проведения плановых проверок.
В ходе проведения проверки деятельности заявителя, Отделом надзорной деятельности ОНД Артемовского городского округа выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: помещение котельной, расположенной по адресу: г. Артем, ул. Рабочая, 83/2 не защищено автоматической пожарной сигнализацией, расстояние от внешней стены котельной до ближайшего окна жилого помещения по горизонтали менее 4-х метров, а расстояние от перекрытия котельной до ближайшего окна по вертикали менее 8 метров; в котельной, расположенной по ул. Ангарской, 9, г. Артеме автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключён договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, резервуар для хранения жидкого топлива, установленный вне котельной не огорожен земляным валом или негорючей сплошной стенкой высотой не менее 0,5 м.; в котельной, расположенной по ул. Берзарина, 9/1 в г. Артеме автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключён договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации; в котельной, расположенной по ул. Гагарина, 23а автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключён договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, в котельном зале установлен закрытый расходный бак жидкого топлива (мазута) вместимостью более 5м3, на окнах установлены глухие металлические решётки; в котельной, расположенной по адресу: г. Артём, ул. Есенина 25/1 автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключён договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации; в котельной по адресу: г. Артем, ул. Сахалинская, 52/1 помещение котельной не защищено автоматической пожарной сигнализацией; помещения в котельной по адресу: г. Артём, ул. Баумана не защищены автоматической пожарной сигнализацией, забита дверь эвакуационного выхода, дымовая труба котельной находится в неисправном состоянии; в котельной по адресу: г. Артём, ул. Ремзаводская, 5 не заключён договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, резервуар для хранения жидкого топлива, установленный вне котельной не огорожен земляным валом или негорючей сплошной стенкой высотой не менее 0,5 м.; в котельной по адресу: г. Артём, ул. Уткинская, 6, автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключён договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации; в котельной по адресу: г. Артём, ул. Сахалинская, 9 автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключён договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, на окнах установлены глухие металлические решётки; помещение котельного зала в котельной, расположенной по адресу: г. Артём, ул. Полевая, 20/1 не защищено автоматической пожарной сигнализацией, не заключён договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации; в котельной по адресу: г. Артём, ул. Чайковского, 53 автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключён договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации; в котельной, расположенной по адресу: г. Артём, п. Олений автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключён договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализацией; в котельной по адресу: г. Артем, ул. Виноградная,3/1 не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, в производственном помещении котельной устроено бытовое помещение из горючего материала (выгороженное деревянными перегородками); в котельной, расположенной по адресу: г. Артём, ул. Авиационная не заключён договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации; в котельной, расположенной по адресу: г. Артём, ул. Достоевского, 67 автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключён договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, в производственном помещении котельной устроено бытовое помещение из горючего материала (выгороженное деревянными перегородками); в котельной по адресу: г. Артём, ул. Достоевского, 48 автоматическая пожарная сигнализация находятся в неисправном состоянии, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, в котельной, расположенной по адресу: г. Артём, пер. Русский, 1 автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключён договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, в Филиале "Артёмовский" КГУП "Примтеплоэнерго" г. Артём, ул. Кирова 7а помещения гаражей административно-производственного здания и гаража, примыкающего к зданию энерго-механической службы не защищены автоматической пожарной сигнализацией, служебные и бытовые помещения здания энерго-механической службы (кабинет начальника, нарядной, раздевалка) не защищены автоматической пожарной сигнализацией, помещения линейного отдела, транспортного участка, диспетчерской не защищены автоматической пожарной сигнализацией, стены на путях эвакуации из помещений линейного отдела, в коридоре отдела сбыта, коридоре 1 этажа административного здания филиала, в холле 2 этажа и лестничной клетке административного здания филиала отделаны горючим материалом, на путях эвакуации в холле 2 этажа административного здания филиала осуществляется складирование горючего материала (пачек документов, упаковок с писчей бумагой).
Данные нарушения были зафиксированы Отделом надзорной деятельности Артемовского городского округа УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю в актах проверки N 647, N 648, N 649, N 650, N 651, N 652, N 653, N 654, N 655, N 656, N 657, N 658, N 659, N 660, N 661, N 662, N 663, N 665, N 666 от 05.10.2011.
По факту выявленных нарушений, административный орган пришел к выводу о нарушении предприятием требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППб-01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
24.10.2011 в отношении КГУП "Примтеплоэнерго" и в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя юридического лица, государственным инспектором Артемовского городского округа по пожарному надзору были составлены протоколы об административном правонарушении N 724, N 725, которые заказным письмом от 24.10.2011 были направлены в адрес юридического лица КГУП "Примтеплоэнерго" по адресу: г. Владивосток, ул. Героев Варяга, 12.
В этот же день, 24.10.2011 заместителем главного государственного инспектора Артемовского городского округа по пожарному надзору вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения административного дела на 03.11.2011 в 10 час. 00 мин., копия которого была направлена в адрес заявителя заказным письмом с уведомлением от 24.10.2011.
03.11.2011 главным государственным инспектором Артемовского городского округа по пожарному надзору в отсутствие законного представителя КГУП "Примтеплоэнерго", ввиду его надлежащего извещения, вынесено постановление N 724 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности и совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 151000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно части 1 статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами установлены Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (далее по тексту - ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее по тексту - Правила пожарной безопасности).
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования по пожарной безопасности, установленных нормами и правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 38 указанных выше правил при аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа здания.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества. Пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
В соответствии с пунктом 1.1 заключенного между сторонами договора N 1/0035-11 аренды имущества, Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа (арендодатель) передал, а КГУП "Примтеплоэнерго" (арендатор) принял в пользование муниципальное имущество для использования по целевому назначению, согласно акту приема-передачи.
Признавая обоснованным вывод административного органа о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, суд пришел к правильному выводу о том, что предприятие, заключив договор аренды и приняв на себя обязательства по содержанию арендуемого имущества (котельных) в г. Артеме, обязалось обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности, следовательно, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности должно, в том числе, нести лицо, уполномоченное пользоваться переданным имуществом.
Как правильно указал суд, юридическое лицо КГУП "Примтеплоэнерго", несмотря на то, что является арендатором переданного имущества, обязано соблюдать требования пожарной безопасности, установленные правилами пожарной безопасности ППБ 01-03, как в соответствии с заключенным договором аренды N 1/0035-11 от 15.04.2011, так и в связи с тем, что является лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, принимать меры по устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в том числе и по установке, техническому обслуживанию и содержанию автоматических установок пожарной сигнализации (ППБ 01-03 п. 3, п. 96, НПБ 110-03 п.4, п.14).
Таким образом, КГУП "Примтеплоэнерго", используя арендуемое имущество (котельные) в соответствии с целевым назначением - обеспечение тепловой энергией потребителей Артемовского городского округа, согласно положениям, установленным в договоре об аренде имущества, обязано было соблюдать требования пожарной безопасности в строгом соответствии с положениями Федерального закона N 69-ФЗ, нарушение которых выявлено административным органом в процессе проведения выездной проверки.
Событие административного правонарушения, выразившееся в нарушении КГУП "Примтеплоэнерго" требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", подтверждается материалами дела, в том числе актами проверки, а также протоколами об административном правонарушении.
Таким образом, коллегия поддерживает вывод суда о том, что материалами дела нашел свое подтверждение как факт совершения заявителем административного правонарушения, так и его вина.
При этом, судом правомерно отклонена ссылка предприятия на нарушение административным органом процедуры проведения проверки и привлечения к административной ответственности, в том числе, положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В рассматриваемом случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении общества явилось непосредственное обнаружение должностными лицами заявителя достаточных данных, указывающих на совершение им административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; производство по делу осуществлялось в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не может быть истолковано как нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, возникшие правоотношения регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а не Законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
С учетом положений статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 6 подпункта 5, пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, пункта 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, а также принимая во внимание установленную законодательством обязанность лица, пользующегося помещением по его содержанию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности вынесения административным органом оспариваемого постановления.
При этом коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы. Так, заключение муниципального контракта администрацией Артемовского городского округа на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации, не исключает вину КГУП "Примтеплоэнерго" в нарушении правил пожарной безопасности.
Довод предприятия, что помещения гаражей административно-производственного здания и гаража не должны быть защищены автоматической сигнализацией не может повлиять на вывод суда о наличии вменяемого предприятию состава правонарушения. Кроме того, КГУП не представило доказательств того, что им обеспечены иные меры, предусматривающие пожаротушение в указанных помещениях.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2012 года по делу N А51-19063/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не может быть истолковано как нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, возникшие правоотношения регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а не Законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
С учетом положений статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 6 подпункта 5, пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, пункта 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, а также принимая во внимание установленную законодательством обязанность лица, пользующегося помещением по его содержанию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности вынесения административным органом оспариваемого постановления."
Номер дела в первой инстанции: А51-19063/2011
Истец: КГУП "Примтеплоэнерго"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности Артемовского городского округа Главного управления МЧС России по Приморскому краю