г. Санкт-Петербург |
|
02 апреля 2012 г. |
Дело N А21-9133/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: не явились- извещены ( уведомление N 43510)
от ответчика: Первухина В.А. по доверенности от 12.12.2011;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2885/2012) СЗМТУ Росстандарта на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2011 по делу N А21-9133/2011 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
к ЗАО "Балтойл-Группа"
о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях
установил:
Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (236039, г.Калининград, ул.Багратиона, д.137, далее- СЗМТУ Росстандарта ) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении ЗАО "Балтойл-Группа" к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение обязательных требований государственных стандартов при поставке и реализации нефтепродукции.
Свои доводы о привлечении ЗАО "Балтойл-Группа" к административной ответственности административный орган обосновывает тем, что Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что стандарт является документом, устанавливающим правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации. В силу п.1 ст.46 названного Федерального закона требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат обязательному исполнению. Неисполнение требований государственных стандартов, касающихся безопасности продукции, образует состав административного правонарушения.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления СЗМТУ СЗМТУ Росстандарта отказано в связи с недоказанностью события вменяемого обществу правонарушения.
Не согласившись с решением суда, административный орган направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить и привлечь общество к административной ответственности в связи с наличием у него обязанности по соблюдению обязательных требований государственных стандартов.
СЗМТУ Росстандарта, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в суд не направило.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснив, что топливо определенной группы нефтепродуктов, в том числе дизельное топливо ЕВРО сорт С вид II, обезличено хранится в емкостях нефтебазы ООО "Балтиктоп" на основании договоров хранения с различными юридическими лицами. Контролирующим органом принадлежность заявителю топлива из емкости N 5 не доказана. Следовательно, общество не является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения. Кроме того, представитель указал на пропуск срока давности привлечения в административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, с 11.10.2011 по 27.10.2011 Северо-Западным межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела государственного контроля и надзора в Калининградской области на основании распоряжения от 01.09.2011 N 95 проведена плановая проверка по соблюдению ЗАО "Балтойл-Группа" обязательных требований Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу", утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 N 118 (далее-Технический регламент). Предметом проверки являлось качество дизельного топлива ЕВРО сорт С вид II, помещенного по договору хранения N 2507/06 ДХ от 25.07.2006 на склад горюче смазочных материалов ООО "Балтиктоп", расположенный по адресу: г.Калининград,.
В ходе проверки 12.10.2011 проверяющими были изъяты из резервуара N 5 и отправлены на экспертизу в испытательную лабораторию ООО "Калининграднефтепродукт" ( аттестат аккредитации РОСС. RU 0001.22 НП 27 от 25.03.2010 до 25.03.2015) образцы товара- дизельного топлива ЕВРО сорт С вид II, о чем составлен акт отбора образцов (л.д.10-11). Кроме того, 12.10.2011 составлены протокол изъятия вещей ( л.д.18-19), протокол ареста дизельного топлива в количестве 101,65 т.н (л.д.13-14) и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования ( л.д.20).
По результатам экспертизы установлено, что топливо дизельное ЕВРО сорт С вид II по показателю массовой доли серы не соответствует требованиям пункта 10 Технического регламента, а именно, при норме массовой доли серы для дизельного топлива класса 4 не более 50 мг/кг, фактическое значение по результатам испытаний составило- 337 мг/кг ( протокол испытаний N 1978 от 13.10.2011).
По факту допущенных нарушений 27.10.2010 административным органом составлен акт проверки N 114/8, в котором зафиксированы следующие нарушения:
- в представленном ЗАО "Балтиктоп" (хранитель) паспорте качества N 872 от 12.10.11, выданном на основании протокола испытаний N 1975 от 04.10.11 указаны фактические значения топлива только по двум показателям ( температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы), паспорт N 872 не содержит в полном объеме фактических значений характеристик дизельного топлива (фракционный состав, массовая доля полициклических ароматических углеводородов, цетановое число, смазывающая способность)(нарушение пункта 29 Технического регламента);
-по результатам испытаний выявлено превышение массовой доли серы для дизельного топлива класса 4, в том числе при норме 50мг/кг установлено содержание серы 337сг/кг.(нарушение пункта 10 Технического регламента).
03.11.2011 Отделом государственного контроля и надзора в Калининградской области Ростехрегулирования составлен протокол об административном правонарушении N 58 о привлечении ЗАО "Балтойл-Группа" к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Материалы проверки в силу ст.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были переданы административным органом в арбитражный суд для привлечения ЗАО "Балтойл-Группа" к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение обязательных требований государственных стандартов.
Суд первой инстанции, в полном объеме оценив представленные материалы проверки, отказал административному органу в привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с о недоказанностью события правонарушения.
Частью 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) за нарушение требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных ст.6.14, 8.23, 9.4, ч.1 ст.12.2, ч.2 ст.13.4, ст.13.8, ч.1 ст.14.4, ст.20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора установлена ответственность юридических лиц в виде административного штрафа.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее- Закон N 184-ФЗ), пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что названный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Пунктом 1 статьи 36 Закона N 184 ФЗ предусмотрено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из протокола об административном правонарушении обществу вменено нарушение обязательных требований пунктов 10 и 29 Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу".
В соответствии с пунктом 10 Технического регламента дизельное топливо должно соответствовать требованиям согласно приложению N 2- массовая доля серы для дизельного топлива класса 4 (класс указан в пас порте N 872) допускается не более 50 мг/кг.
В силу пункта 29 Технического регламента каждая партия каждой марки продукции, находящаяся в обороте (за исключением розничной торговли), должна иметь паспорт продукции. Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем или продавцом (на пред приятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), содержит наименование и марку продукции, сведения об изготовителе (продавце) продукции, включая его адрес, нормативные значения характеристик, установленные настоящим регламентом для данного вида продукции, фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний, дату отбора проб, номер резервуара (номер партии), из которого данная проба отобрана, дату изготовления продукции, дату проведения анализа продукции, а также сведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в продукции присадок.
Согласно результатам экспертизы, проведенной ООО "Калининграднефтепродукт", в дизельном топливе ЕВРО сорт С вид II, изъятом 12.10.2011 из резервуара N 5, находящегося на складе ООО "Балтиктоп", содержалась сера, массовая доля которой составила 337 мг/кг. При этом, согласно паспорту качества N 872 от 12.10.11, который представило ООО "Балтиктоп", на топливо, хранящееся в резервуаре N 5, массовая доля серы составляет 42 мг/кг.
Таким образом, событие правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в несоответствии качества топлива требованиям пунктов 10 и 29 Технического регламента, административным органом установлено.
Между тем, апелляционный суд считает обоснованными доводы ЗАО "Балтойл-Группа" о том, что общество является ненадлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения.
Как следует из материалов административного дела, 25.07.2006 между ООО "Балтиктоп" (нефтебаза) и ЗАО "Балтойл-Группа" (клиент) заключен договор N 2507/06ДХ от 25.07.2006 на оказание услуг по приему, хранению и выдаче (наливу) нефтепродуктов (пункт 1.1.) из резервуаров нефтебазы, расположенных на территории нефтебазы по адресу : г.Калининград, Транспортный тупик, дом 10 (.1.1).
В соответствии с п.5.10 указанного договора нефтебаза имеет право хранить нефтепродукты клиента в своих резервуарах вместе с товарами такого же рода и вида, принадлежащими третьим лицам.
Как пояснил представитель общества, переданные на хранение ООО "Балтиктоп" нефтепродукты обезличиваются при их получении (смешиваются в резервуарах нефтебазы хранителем с нефтепродуктами того же вида других поклажедателей).
Доказательства того, что в резервуаре N 5 на момент проверки находились нефтепродукты принадлежащие исключительно ЗАО "Балтойл-Группа" в материалах дела отсутствуют и административный орган не отрицает того обстоятельства, что в резервуаре находилось топливо в большем количестве, чем разместило общество на хранение. Следовательно, контролирующим органом не доказана принадлежность обществу изъятых для экспертизы образцов.
Между тем, именно результаты проведенной экспертизы явились той доказательственной базой, на которую ссылается административный орган, вменяя обществу нарушение обязательных требований государственных стандартов.
Факт реализации обществом топлива с показателями, не соответствующими требованиям Технического регламента, административным органом не устанавливался.
Таким образом, административным органом не представлены доказательства, подтверждающие принадлежность находящегося в резервуаре N 5 дизельного топлива ЗАО "Балтойл-Группа", следовательно, не установлено, что именно общество является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, не установлены обстоятельства, которые свидетельствовали бы о неисполнении или ненадлежащем исполнении обществом своих обязанностей, повлекшим нарушение обязательных требований государственных стандартов.
При этом, апелляционный суд отмечает, что согласно пункту 29 Технического регламента при нахождении продукции в обороте (на стадии хранения) за соблюдением требований технического регламента отвечает непосредственно лицо осуществляющее хранение топлива для дальнейшей реализации, оно также обязано обеспечивать и подтверждать качество каждой конкретной партии продукции.
Более того, апелляционным судом не может быть удовлетворено заявление административного органа в связи с истечением срока исковой давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев ( по делу рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Выявленное правонарушение является длящимся, в связи с чем срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Днем обнаружения является 27.10.2011- дата окончания проверки и оформления акта, содержащего вывод о несоответствии дизельного топлива пунктам 10 и 29 Технического регламента.
Следовательно, 27.01.2012 является последним днем срока привлечения общества к административной ответственности, на момент рассмотрения заявления в апелляционной инстанции срок давности истек.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную и объективную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы СЗМТУ Росстандарта и отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26 декабря 2011 года по делу N А21-9133/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
...
Согласно результатам экспертизы, проведенной ООО "Калининграднефтепродукт", в дизельном топливе ЕВРО сорт С вид II, изъятом 12.10.2011 из резервуара N 5, находящегося на складе ООО "Балтиктоп", содержалась сера, массовая доля которой составила 337 мг/кг. При этом, согласно паспорту качества N 872 от 12.10.11, который представило ООО "Балтиктоп", на топливо, хранящееся в резервуаре N 5, массовая доля серы составляет 42 мг/кг.
Таким образом, событие правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в несоответствии качества топлива требованиям пунктов 10 и 29 Технического регламента, административным органом установлено.
...
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев ( по делу рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
...
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Номер дела в первой инстанции: А21-9133/2011
Истец: СЗМТУ Росстандарта
Ответчик: ЗАО "Балтойл-Группа"
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2885/12