г. Пермь |
|
23 марта 2012 г. |
Дело N А60-53883/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя (открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт") (ОГРН 1056604019757, ИНН 6670082105): Вагнер С.В., представитель по доверенности от 12.12.2011, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области ) (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): извещено надлежащим образом, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2012 года
по делу N А60-53883/2011,
принятое судьей Плюсниной С.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт"
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" (далее - ОАО "Свердловэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - Управление, административный орган) от 23.11.2011 N 423 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 26.01.2012 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку Общество, являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Свердловской области, не несет ответственность за качество электрической энергии во внутридомовых сетях потребителя и не может быть признано субъектом вменяемого административного правонарушения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя настаивал на изложенных в жалобе доводах.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что не является препятствием для рассмотрения дела судом на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по обращению жителей д. Крылосово Свердловской области на качество подаваемой электроэнергии Уральским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт" проведена внеплановая выездная проверка.
По полученным сотрудниками испытательной лаборатории по контролю показателей качества электрической энергии ФГУ "УРАЛТЕСТ" результатам испытаний электрической энергии установлено превышение допустимых значений показателей качества электрической энергии установленных ГОСТ 13109-97 по п. 5.2 - по установившемуся отклонению напряжения. По результатам измерений установившееся отклонение напряжения составляет в точке поставки электрической энергии на вводе в счетчик потребителя (- 20,9%) вместо -10%, то есть минимальное значение напряжения на вводе в электрический счетчик потребителя 174 В вместо 198 В (л.д.84).
Установленное в ходе проверки нарушение возникло из-за ненадлежащего контроля обществом показателей качества электрической энергии при реализации (продаже) потребителям (приобретателям) на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт" 14.11.2011 протокола об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ (л.д. 16).
По результатам рассмотрения материалов административного производства административным органом вынесено постановление от 23.11.2011 N 423, которым Общество признано виновным в совершении нарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 47).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением о признании его незаконным и отмене в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава вменяемого административного правонарушения, нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Выводы суда являются правильными, соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по электроснабжению, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил понятие "коммунальные услуги" определяется как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; "исполнителем" признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; под "ресурсоснабжающей организацией" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Таким образом, Правила распространяют действие на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы и при определенных обстоятельствах ресурсоснабжающая организация (гарантирующий поставщик) также может нести ответственность за нарушение требований Правил.
Согласно п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.08.1998 N 338, устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.
Как усматривается из материалов дела, Общество, выступая в качестве гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность по реализации электрической энергии на территории Свердловской области.
Реализацию электрической энергии потребителю, проживающему по адресу: Свердловская область, д. Крылосово, ул. Советская, д.30А, обратившемуся с жалобой, осуществляет ОАО "Свердловэнергосбыт" на основании договора электроснабжения от 01.10.2011 N 170011012. Данное обстоятельство установлено в ходе производства по делу об административном правонарушении, отражено в судебном акте арбитражного суда первой инстанции и дополнительно подтверждено представителем общества в судебном заседании апелляционного суда.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии фактических договорных отношений между обществом и потребителем по возмездному оказанию коммунальной услуги по электроснабжению.
Проверкой установлен факт предоставления потребителю коммунальной услуги по электроснабжению не соответствующей требованиям ГОСТ 13109-97 по качеству, что свидетельствует о доказанности события административного правонарушения.
Исходя из содержания ст. 7.23 КоАП РФ субъектом ответственности по указанной статье являются не только исполнители коммунальной услуги, а любые должностные лица и юридические лица, участвующие в процессе обеспечения населения коммунальными услугами, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами, и которые данный уровень обеспечения не обеспечили.
Поскольку в данном случае общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку электроэнергии жильцам проверенного дома, вступает с жильцами дома в договорные отношения, получает оплату за поставленную электроэнергию, оно несет ответственность за качество предоставляемой коммунальной услуги и является субъектом административного правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ. К такому же выводу пришел суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В силу ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства в части обеспечения соответствия качества передаваемой электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97, материалы дела не содержат.
Доводы Общества о том, что ответственность за качество электроэнергии должна быть возложена на лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем, на основании договора заключенного с собственником жилого дома, либо ином законном основании, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В силу абз. 3 п. 1 ГОСТ 13109-97 нормы, установленные названным стандартом, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения, кроме режимов, обусловленных исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями, непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, не являющейся энергоснабжающей организацией и потребителем электроэнергии, условиями, регламентированными государственными органами управления, а также связанных с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными обстоятельствами.
Таким образом, реализация электрической энергии с нарушением условий ГОСТ 13109-97 допускается лишь в перечисленных в данной норме случаях. Во всех иных ситуациях несоблюдение обязательных требований государственных стандартов свидетельствует о нарушении установленных нормативов.
Более того, п. 65 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), установлено, что качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
Согласно п. 112 Правил N 530, качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Пунктом 114 названных Правил предусмотрено, что в случае, если договором энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) несет ответственность перед потребителями за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору, в том числе за действия (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение.
В ходе рассмотрения настоящего дела наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения подтверждено.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Постановление вынесено административным органом в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, наказание соответствует минимальному пределу санкции ст. 7.23 КоАП РФ.
Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, не имеется. Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционную жалобу административного органа следует удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2012 года по делу N А60-53883/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Свердлоэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства в части обеспечения соответствия качества передаваемой электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97, материалы дела не содержат.
...
В силу абз. 3 п. 1 ГОСТ 13109-97 нормы, установленные названным стандартом, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения, кроме режимов, обусловленных исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями, непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, не являющейся энергоснабжающей организацией и потребителем электроэнергии, условиями, регламентированными государственными органами управления, а также связанных с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными обстоятельствами.
Таким образом, реализация электрической энергии с нарушением условий ГОСТ 13109-97 допускается лишь в перечисленных в данной норме случаях. Во всех иных ситуациях несоблюдение обязательных требований государственных стандартов свидетельствует о нарушении установленных нормативов.
...
Постановление вынесено административным органом в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, наказание соответствует минимальному пределу санкции ст. 7.23 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А60-53883/2011
Истец: ОАО "Свердловэнергосбыт"
Ответчик: Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области