г. Красноярск |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А33-16634/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Дунаевой Л.А.,
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя: Затопляева А.С., индивидуального предпринимателя на основании паспорта; Кононовой Е.А., представителя на основании доверенности от 04.07.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 28 декабря 2011 года по делу N А33-16634/2011, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
индивидуальный предприниматель Затопляев Алексей Сергеевич ( далее - заявитель, ИП Затопляев А.С.) (ОГРН 305244022100011, ИНН 246410866194) обратился в Арбитражный суд Красноярского края о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности по Уярскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю от 25.08.2011 по делу об административном правонарушении N 152.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 декабря 2011 года заявление удовлетворено. Постановление отдела надзорной деятельности по Уярскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю от 25.08.2011 по делу об административном правонарушении N 152 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с данным решением, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, полагая, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении; указанная в описательной части протокола об административном правонарушении дата события административного правонарушения является технической ошибкой.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 27.02.2012 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения 28.02.2012 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своего представителя не направило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя административного органа.
Заявитель считает решение суда законным и обоснованным согласно доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 08.06.2011 N 69 отделом надзорной деятельности по Уярскому району Главного управления МЧС России по Красноярскому краю проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в торговом павильоне "Перекресток", расположенном по адресу: г. Уяр, ул. Калинина, 37, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Затопляеву А.С.
По результатам проверки должностным лицом административного органа в отношении индивидуального предпринимателя Затопляева А.С. составлен акт проверки от 28.06.2011, протокол от 28.06.2011 N 152 об административном правонарушении, согласно которому индивидуальным предпринимателем допущены нарушения требований пожарной безопасности. Указанные нарушения расценены административным органом в качестве административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 25.08.2011 по делу об административном правонарушении N 152 индивидуальный предприниматель Затопляев А.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, индивидуальный предприниматель Затопляев А.С. обратился в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Апелляционная коллегия с учетом положений статей 23.34, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Перечня должностных лиц органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.02.2006 N 68, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что протокол об административном правонарушении от 28.06.2011 N 152 составлен, а оспариваемое постановление 25.08.2011 N 152 вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа в пределах их компетенции.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно установлены допущенные административным органом существенные нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. При его составлении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Следовательно, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно частям 1, 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Перечисленные выше нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без их предоставления дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 28.06.2011 N 152 составлен в присутствии индивидуального предпринимателя Затопляева А.С.
Постановление от 25.08.2011 по делу об административном правонарушении N 152 вынесено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности - индивидуального предпринимателя Затопляева А.С.
Статьей 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В качестве доказательства надлежащего извещения индивидуального предпринимателя Затопляева А.С. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом представлена телеграмма (л.д. 67), с распиской о ее вручении 19.08.2011 Затопляеву (л.д. 68). Однако из представленной в материалы дела справки от 29.09.2011 почтальона отделения почтовой связи Уяр 5 Кравцовой Л.И. следует, что телеграмма была вручена не Затопляеву А.С., а была вручена иному лицу (л.д. 40).
Довод административного органа о том, что указанная телеграмма была вручена члену семьи - матери Затопляева А.С., является предположительным, не подтвержден какими-либо доказательствами.
В соответствии с пунктом 60 Правил оказания услуг телеграфной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 222, телеграммы, адресованные гражданам по месту их нахождения (жительства) должны вручаться лично адресату или совершеннолетнему члену семьи. При этом телеграммы с отметками "уведомление телеграфом", "уведомление телеграфом срочное" должны вручаться при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Расписка в получении указанной телеграммы не содержит достоверной информации о лице, получившем телеграмму, а также данных о документе, удостоверяющем личность указанного лица.
Иных доказательств надлежащего извещения индивидуального предпринимателя Затопляева А.С. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалы дела не представлено.
Таким образом, административный орган рассмотрел дело об административном правонарушении (по результатам которого вынес оспариваемое постановление), не располагая данными о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
На основании изложенного, допущенные административным органом процессуальные нарушения правомерно признаны судом первой инстанции существенными нарушениями прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Рассмотрение дела об административном правонарушении без извещения индивидуального предпринимателя Затопляева А.С. является грубым нарушением прав лица, привлекаемого к административной ответственности (лишает его возможности воспользоваться своими процессуальными правами и гарантиями защиты, предоставленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях), которое носит существенный характер, не может быть устранено в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, административным органом не доказан факт совершения вменяемого административного правонарушения.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 28.06.2011 N 152 составлен по результатам плановой выездной проверки, проведенной отделом надзорной деятельности по Уярскому району Главного управления МЧС России по Красноярскому краю на основании распоряжения от 08.06.2011 N 69.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.10.2011 по делу N А33-12883/2011, вступившим в законную силу, установлено, что проверка на основании распоряжения от 08.06.2011 N 69 проводилась с грубым нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Следовательно, акт проверки от 28.06.2011 N 69, составленный по результатам признанной незаконной проверки, и оформленный на основании указанного акта проверки протокол являются недопустимыми доказательствами в соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что из материалов дела невозможно установить дату выявления нарушений. Согласно акту проверки от 28.06.2011 N 69 проверка проводилась в период с 24.06.2011 по 28.06.2011, указанный период отражен и в протоколе об административном правонарушении, составленном 28.06.2011. Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении от 28.06.2011 N 152 указано, что нарушения выявлены непосредственно в ходе проверки 29.06.2011.
Ссылка административного органа на то, что указанная в описательной части протокола об административном правонарушении дата события административного правонарушения (29.06.2011) является технической ошибкой, отклоняется судом апелляционной инстанции. Административным органом ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлено доказательств устранения данной технической ошибки (вынесенного определения об опечатке).
Недостатки протокола об административных правонарушениях не могут быть компенсированы иными документами, составленными в ходе производства по делу об административных правонарушениях.
Таким образом, административным органом не доказано событие вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о неправомерности привлечения индивидуального предпринимателя Затопляева А.С. к административной ответственности и незаконности вынесения постановления от 25.08.2011 по делу об административном правонарушении N 152.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 декабря 2011 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба административного органа - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 декабря 2011 года по делу N А33-16634/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
...
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.10.2011 по делу N А33-12883/2011, вступившим в законную силу, установлено, что проверка на основании распоряжения от 08.06.2011 N 69 проводилась с грубым нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Следовательно, акт проверки от 28.06.2011 N 69, составленный по результатам признанной незаконной проверки, и оформленный на основании указанного акта проверки протокол являются недопустимыми доказательствами в соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
...
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения."
Номер дела в первой инстанции: А33-16634/2011
Истец: ИП Затопляев Алексей Сергеевич
Ответчик: Главное управление МЧС России по Красноярскому краю, Главное управление МЧС России по Красноярскому краю - Отдел надзорной деятельности по Уярскому району, ГУ МЧС России по Красноярскому краю Управление надзорной деятельности отдел надзорной деятельности по Уярскому району